Введен самый длинный участок за всю историю московского метростроения
30 августа 2018 года в столице запустили движение по Солнцевской линии метро от станции «Раменки» до станции «Рассказовка». Теперь около 600 тыс. москвичей, живущих в расположенных рядом районах, будут ежедневно экономить на поездках около часа. Участок открыл мэр Москвы Сергей Собянин.
«Метро в Рассказовке принимает своих первых пассажиров. Поздравляю! Спасибо, друзья! Спасибо метростроителям, спасибо жителям за то, что терпели эту стройку. И сегодня наконец мы открываем метро», – сказал он.
По сути, 30 августа состоялось открытие Солнцевской линии метро, которая теперь включает 15 станций – от «Петровского парка» до «Рассказовки». С приходом метро жителям районов Ново-Переделкино и Солнцево стало проще добираться до центра города. Теперь туда можно доехать за 40 минут.
Мэр Москвы также отметил, что работы велись в очень непростых условиях: тоннели строили под Москвой-рекой, в сложных грунтах, не останавливая движение транспорта: «Вы представляете, какую работу мы провели? Это же не одну станцию, не сарайчик, не домик наверху построить, а гигантские сооружения, 30 километров в одну сторону, 30 километров в другую. Плюс технические тоннели, это еще около десяти километров, то есть всего 70 километров тоннелей под землей было построено».
Сергей Собянин осмотрел новое электродепо «Солнцево», которое обеспечит техническое обслуживание, ремонт и ночной отстой поездов Калининско-Солнцевской линии.
30 лет ожидания
Более 30 лет – с 1984 года – жители Солнцева, Ново-Переделкина и других западных районов Москвы ждали появления метро. Все эти годы им приходилось добираться на автобусах до станций «Юго-Западная» и «Проспект Вернадского» Сокольнической линии, затрачивая на каждую поездку от 30 минут до одного часа и даже больше.
Решение о строительстве Солнцевского радиуса метро длиной 31 км и электродепо «Солнцево» в 2011 году принял Сергей Собянин.
Изначально планировалось дотянуть метро только до Солнцева. Однако в 2013 году по просьбам жителей решено было продлить линию метро до Рассказовки, а позднее – до Внукова, обеспечив удобным скоростным транспортом не только жителей этого района, но и пассажиров аэропорта. Кроме того, было решено соединить Солнцевский радиус с Большой кольцевой линией метро, пустив поезда от «Солнцева» до «Петровского парка» и далее.
Семь новых станций: как участок желтой ветки улучшил жизнь горожан
Строили Солнцевский радиус поэтапно. Первый участок, «Деловой центр» – «Парк Победы», был открыт для пассажиров в начале 2014 года. Его протяженность составляет 3,4 км. «Парк Победы» – самая глубокая станция московского метро, ее глубина заложения составляет 84 м, а длина эскалаторов – 126 м. Это связано с тем, что данный отрезок линии метро проходит под Москвой-рекой. Второй участок с тремя станциями – от «Парка Победы» до «Раменок» – был открыт для пассажиров в марте 2017 года. Его протяженность – 7,3 км. Третий участок столичной подземки – от «Раменок» до «Рассказовки» – длиной 15,3 км с семью станциями и электродепо «Солнцево» открывается для пассажиров 30 августа 2018 года, а четвертый (перспективный) пятикилометровый участок пройдет от станции «Рассказовка» до станции «Внуково». Его планируют построить до 2023 года.
С открытием Солнцевского радиуса метро около 600 тыс. москвичей, живущих в районах Солнцево, Ново-Переделкино, а также в Рассказовке, Московском, вдоль Мичуринского проспекта и в других прилегающих районах, смогут ежедневно экономить на поездках около часа своего времени. У примерно 300 тыс. москвичей теперь появится метро в пешей доступности.
Солнцевский радиус снизит нагрузку на юго-западный участок Сокольнической линии метро и транспортно-пересадочные узлы у станций «Юго-Западная», «Проспект Вернадского» и «Университет».
Благодаря тому что теперь часть автомобилистов предпочтет пользоваться метро, станет намного свободнее на Боровском и Киевском шоссе, проспектах Мичуринском, Ленинском и Вернадского, а также на участке МКАД между Мичуринским и Ленинским проспектами.
Самый длинный участок
Для строительства Солнцевского радиуса генеральный подрядчик АО «Мосинжпроект» собрал интернациональную команду специалистов из Москвы, Татарстана, Самары, Белоруссии и Азербайджана.
В составе нового радиуса метро для пассажиров одновременно открыли семь станций. Это редкое событие для Московского метрополитена. Последний раз такой большой участок вводили почти 35 лет назад – 8 ноября 1983 года. Это был участок Серпуховско-Тимирязевской линии метро от станции «Серпуховская» до станции «Южная». А по протяженности – 15,3 км – этот участок стал рекордным за всю историю московского метростроения.
Новые станции Солнцевского радиуса имеют свои особенности. Например, «Мичуринский проспект» станет первой полуподземной станцией. Пассажиры метро смогут впервые увидеть станционный комплекс в полный рост и оценить его размеры.
Также во время строительства применяли уникальные технологии. Станцию «Новопеределкино» возвели в створе действующей магистрали, то есть Боровского шоссе.
Дизайн станций «Новопеределкино» и «Солнцево» индивидуальный. Его создали на основе проектов, победивших в открытом международном конкурсе. Также они получили одобрение москвичей, которые участвовали в голосовании в проекте «Активный гражданин».
Благодаря Северо-Западной хорде, которую достроили в этом году, появился удобный подъезд к станции метро «Озерная».
Обслуживать Солнцевский радиус метро будет новое электродепо «Солнцево». Оно обеспечит высокий уровень безопасности и качество обслуживания подвижного состава.
При благоустройстве прилегающих к станциям метро территорий высадили 900 деревьев-крупномеров и более 10,5 тыс. кустарников, а также разбили 140,8 тыс. кв. м цветников и газонов, выложили дорожки из гранита.
Кроме того, на всех новых станциях сделали перроны посадки и высадки маршрутов наземного городского пассажирского транспорта. На станциях метро «Озерная» и «Рассказовка» построены отстойно-разворотные площадки (ОРП). На базе пяти станций планируется создать транспортно-пересадочные узлы (ТПУ).
После того как будут введены участки Большой кольцевой и Некрасовской линий, жители западных и юго-западных районов Москвы смогут добираться на метро от «Рассказовки» до «Некрасовки», минуя «Деловой центр» или же с заездом в «Москву-Сити». Это маршрут длиной 70,8 км, который включает 30 станций.
Цветущий сад на «Мичуринском проспекте»
Станция метро «Мичуринский проспект» расположена на пересечении Мичуринского проспекта и улицы Удальцова. Она является пересадочной на одноименную станцию строящейся Большой кольцевой линии метро. На их базе будет организован крупный ТПУ.
«Мичуринский проспект» представляет собой полуподземную, колонную трехпролетную станцию, с двумя вестибюлями и выходами на обе стороны Мичуринского проспекта и улицу Удальцова. Первый вестибюль расположен на четной стороне Мичуринского проспекта и встроен в здание станции, второй – на нечетной стороне Мичуринского проспекта и представляет собой одноэтажное здание, которое затем станет общим вестибюлем для станций Солнцевской и Большой кольцевой линий Московского метрополитена.
Пассажиры могут перейти из одного вестибюля станции в другой по крытой пешеходной галерее (надземному переходу). Галереей могут воспользоваться и пешеходы, которым нужно перейти через Мичуринский проспект, не заходя в метро. Переход был открыт досрочно – 21 июня этого года.
Длина платформы – 163 м, ширина – 14 м. В центре расположены по три эскалатора, которые предназначены для спуска и подъема.
В отделке станции «Мичуринский проспект» использованы гранит, глазурованная керамика, стекло, сталь, алюминий. Оформление стилизовано под цветущий сад и связано с деятельностью выдающегося биолога Ивана Мичурина, в честь которого названы проспект и новая станция.
Блики воды на «Озерной»
Станция «Озерная» расположена вдоль Мичуринского проспекта на пересечении с Никулинской улицей (рядом с МКАД). Она мелкого заложения, колонная двухпролетная, с островной платформой. Два подземных вестибюля выходят на обе стороны Мичуринского проспекта к существующей и проектируемой застройке, остановкам общественного транспорта. Длина платформы – 163 м, ширина – 12 м.
Станция «Озерная» – типовая, она выполнена в единой стилистике со станциями метро «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» и «Мичуринский проспект».
Особенностью «Озерной» станут кувшинки и блики на воде. Архитекторы вдохновились Очаковскими прудами, которые находятся неподалеку. По оси платформы проходит ряд колонн, облицованных сине-зелеными металлокерамическими панелями с рисунками на тему водной растительности.
Водная тематика присутствует и в вестибюлях, которые украшают подсвеченные витражи с кувшинками.
Светящиеся капли и три тона света на станции «Говорово»
Станция метро «Говорово» расположена в поселке Московский (ТиНАО), с южной стороны Боровского шоссе, между Проектируемым проездом №6055 (Центральным проездом) и улицей 50 лет Октября. Это станция мелкого заложения, колонная двухпролетная, с одной островной платформой и двумя подземными вестибюлями. Длина станции – 163 м, ширина – 12 м.
Основной цвет оформления станции – черный. При этом свет на станции имеет три тона: тепло-желтый, белый и фиолетовый. Это придает интерьеру дополнительный объем и выразительность.
Платформа отделана серым гранитом, потолок – черный, зеркальный, с рисунком в виде лабиринта из люминесцентных ламп. Эффект зеркального потолка усиливает серый гранитный пол с поперечными бороздами для декоративной подсветки. Колонны станции облицованы плитами с декоративной перфорацией, которая заполнена кристаллическими вставками, подсвеченными изнутри. На их поверхности пассажиры увидят рисунок в виде светящихся капель.
Станция мелкого заложения «Солнцево» расположена на пересечении улиц Богданова и Попутной. Она колонная двухпролетная, с одной островной платформой и двумя подземными вестибюлями. Выйти можно на обе стороны улиц Богданова и Попутной. Подземным пешеходным переходом, совмещенным с первым вестибюлем, могут воспользоваться пешеходы, которым нужно перейти через улицу Богданова. Длина и ширина платформы стандартные – 163 м и 12 м соответственно.
Оптическая иллюзия на станции «Солнцево»
Станция метро «Солнцево» удивит пассажиров оптической иллюзией. Поднимаясь по эскалаторам, они увидят появляющийся из-за горизонта солнечный диск, который на глазах рассыпается на части и состоит из нескольких фигур, расположенных на потолке, полу и стенах.
Архитекторы решили сделать солнечный свет частью дизайна станции. Для этого в стенах и крыше входного павильона создали отверстия, через которые солнечные лучи и зайчики попадают внутрь.
Сымитировать игру солнечного света позволяет комбинация световых пятен с разной степенью освещенности. Чтобы внутрь не попадали осадки, отверстия закрыты вклеенным акриловым стеклом.
Подобного эффекта удалось достичь и на платформе. В потолке сделаны отверстия, за которыми установлены колодцы для отраженного света.
Рядом со станцией разбили парк площадью три гектара. В нем 26 тыс. кв. м газонов и 4,5 тыс. «квадратов» цветников. Пешеходные дорожки выложили гранитом.
Станция «Боровское шоссе» находится на пересечении одноименной магистрали с Приречной улицей. Это колонная станция мелкого заложения с островной платформой и двумя подземными вестибюлями. Выходы ведут на обе стороны Боровского шоссе и Приречной улицы.
Дизайн интерьера станции ассоциируется с Боровским шоссе – о магистрали напоминает сочетание ярко-оранжевых и фоновых серых элементов, навигационная разметка и светильники в виде корпусов машин. Прожекторы на станции похожи на городские фонари, а гладкий потолок с насечками – на асфальт после дождя.
Еще одна станция мелкого заложения – «Новопеределкино» – располагается на пересечении Боровского шоссе и улицы Шолохова. Из метро можно выйти на обе стороны шоссе. Для удобства маломобильных граждан на станции оборудованы четыре лифта с поверхности до уровня кассового зала и два лифта с уровня касс до платформы.
Интерьер станции стилизован под убранство старинных московских теремов и палат. Перфорированные металлические панели на плафонах светильников выполнены в виде травяных орнаментов. Светодиодные излучатели внутри светильников позволяют менять оттенки освещения станции, создавая различные настроения и визуально расширяя пространство.
Станция «Рассказовка» расположена в поселении Внуковском с северной стороны Боровского шоссе (в районе пересечения с улицей Федосьино). Здесь также построены два подземных вестибюля с выходами на разные стороны шоссе. Станция находится на глубине 12 м, поэтому эскалаторов здесь нет. Маломобильные граждане могут воспользоваться лифтами.
Дизайнеры станции обыграли тему библиотек: на путевых стенах установлены книжные полки, а колонны сделаны в виде ящиков картотеки. На них указаны названия литературных произведений, имена авторов и QR-коды, с помощью которых книги можно закачать в мобильные устройства.
Возле станции установлено архитектурное сооружение в виде тоннелепроходческого комплекса, а также скульптура проходчика и писателя, сидящих на скамье из рельсов.
К моменту запуска Солнцевской линии в составе ТПУ «Рассказовка» организовали остановочно-разворотный пункт на 280 автобусов, парковки на 600 машино-мест, стоянку такси на 15 машино-мест, установили перголы для отдыха пассажиров. Также в составе ТПУ завершается строительство общественно-торгового центра «Сказка» площадью 20 тыс. кв. м.
От Рассказовки уже построены дорога в поселение Московский и участок трассы от Киевского до Калужского шоссе. В перспективе станция станет крупным пересадочным узлом, который свяжет метро, четыре вылетные магистрали (Варшавское, Калужское, Киевское и Минское шоссе) и два железнодорожных направления – Киевское и Курское.
Для техобслуживания и ремонта подвижного состава Солнцевской линии и первого участка Большой кольцевой линии метро построено электродепо «Солнцево». Площадь его территории – 26,3 га.
Депо включает помещения камеры мойки составов, административно-бытовой корпус (медпункт, столовая на 130 мест, комнаты отдыха на 44 человека), мотодепо, базы механизации и рельсосварочную станцию, отстойно-ремонтный корпус и вспомогательные сооружения. Здесь будут работать порядка 1,5 тыс. человек.
Итоги реализации программы строительства Московского метрополитена в 2011–2018 годах
Программа строительства Московского метрополитена, реализуемая с 2011 года, – самая масштабная за всю историю столичной подземки. За восемь лет построены 136 км новых линий, 71 новая станция, три вестибюля, восемь электродепо Московского метрополитена и МЦК.
Люблинско-Дмитровская линия:
участок от станции «Марьино» до станции «Зябликово»;
участок от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская»;
второй вестибюль станции «Марьина Роща»;
второй вестибюль станции «Петровско-Разумовская».
Калининская линия:
участок от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино».
Солнцевская линия:
участок от станции «Деловой центр» до станции «Раменки»;
участок от станции «Раменки» до станции «Рассказовка».
Замоскворецкая линия:
участок от станции «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская»;
станция «Технопарк»;
участок от станции «Речной вокзал» до станции «Ховрино».
Арбатско-Покровская линия:
участок от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе».
Таганско-Краснопресненская линия:
участок от станции «Выхино» до станции «Котельники»;
станция «Спартак».
Бутовская линия:
участок от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк».
Сокольническая линия:
участок от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево».
Большая кольцевая линия:
участок от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк».
Филевская линия:
второй вестибюль станции «Международная».
Московское центральное кольцо: 31 станция.
Рядом с новыми станциями Московского метро живут, работают или учатся более 3,5 млн горожан.
Всего в планах строительства метрополитена с 2011 по 2023 год – 256 км новых линий и 122 станции метро.