Строительство Большой кольцевой линии – крупнейший в мире проект в области метростроения
Проходка правого перегонного тоннеля началась на западном участке Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метро. Он пройдет между станциями «Мнёвники» и «Улица Народного Ополчения». 26 октября 2018 года старт работам дал Сергей Собянин.
«Сегодня запускаем еще один щит. Он уже 13-й по счету, который работает на БКЛ. Таким образом, мы по проходке взяли верхнюю планку, осталось еще два щита запустить. Это означает, что строительство БКЛ находится на продвинутой стадии. Каждый запуск щита – это новые темпы, новый участок и уже реальная работа по соединению различных станций», – отметил м эр Москвы.
По его словам, участок между станциями «Мнёвники» и «Улица Народного Ополчения» очень непростой. Это связано с тем, что тоннель будет проходить под каналом имени Москвы.
«Это, конечно, дополнительные сложности. Я надеюсь, что проходка обойдется без каких-либо ЧП, потому что проект весь выверен. Надеюсь, что в мае первый щит достигнет уже “Улицы Народного Ополчения”», – добавил Сергей Собянин.
Проходку правого перегонного тоннеля от станции «Мнёвники» до станции «Улица Народного Ополчения» будет вести тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) Herrenknecht S-736 «Светлана» диаметром шесть метров. Он был произведен в 2012 году и за шесть лет работы прошел пять участков Московского метрополитена:
«Лермонтовский проспект» – «Выхино» (правый перегонный тоннель, 1,7 километра);
«Жулебино» – «Котельники» (левый и правый перегонные тоннели, 1,8 километра);
«Некрасовка» – «Лухмановская» (левый и правый перегонные тоннели, 2,8 километра);
«Лухмановская» – «Улица Дмитриевского» (правый перегонный тоннель, один километр);
переходная камера – «Косино» (левый и правый перегонные тоннели, 1,3 километра).
Общая протяженность рабочего маршрута комплекса составила 8,6 километра.
Теперь «Светлане» предстоит пройти свыше 1,8 километра на минимальной глубине – 44 метра, а в IV квартале 2019 года – достичь котлована строящейся станции метро «Улица Народного Ополчения». Трасса тоннеля пройдет под каналом имени Москвы вблизи шлюза № 9 Карамышевского гидроузла. Расстояние между верхней точкой свода тоннеля и дном канала составит около 13 метров.
«Мнёвники» – «Улица Народного Ополчения» не единственный участок БКЛ, на котором ведутся активные работы. Проходка левого перегонного тоннеля на том же направлении стартовала 5 сентября и уже выполнена на девять процентов. Ее осуществляет ТПМК «Ольга».
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин сообщил, что строительные работы ведутся по графику. «Первый щит у нас уже прошел 260 метров, второй запускаем сегодня. И по графику в мае первый, а в июне второй щит должен дойти до “Улицы Народного Ополчения”», – рассказал он.
В мае 2017 года началось строительство западного участка БКЛ «Хорошёвская» – «Можайская» общей протяженностью девять километров. Здесь будут сооружены четыре новые станции:
«Улица Народного Ополчения» – у пересечения проспекта Маршала Жукова с улицей Народного Ополчения, в будущем на нее можно будет пересесть с одноименной станции Рублево-Архангельской линии;
«Мнёвники» – в северной части Мнёвниковской поймы;
«Терехово» – в срединной части Мнёвниковской поймы;
«Можайская» – вдоль Рублевского шоссе, между Молдавской улицей и путями Смоленского направления Московской железной дороги (МЖД). Она станет пересадочной для станций «Кунцевская» Филевской и Арбатско-Покровской линий.
Завершить строительные работы на западном участке БКЛ планируется до конца 2020 года.
Ввод в эксплуатацию западного участка БКЛ «Хорошёвская» – «Можайская» сделает доступнее район Мнёвниковской поймы (здесь есть несколько кварталов новостроек, возводимых по программе реновации). Метро рядом с домом получат больше 500 тысяч москвичей из Хорошёво-Мнёвников, Кунцева, Филей-Давыдкова, Крылатского, Филевского Парка, Можайского района. Частично удастся разгрузить Арбатско-Покровскую и Филевскую линии метро, а в будущем – обеспечить пересадку с БКЛ на Рублево-Архангельскую линию.
Станция «Мнёвники»: 70 тысяч человек в сутки, ТПУ и реновация
Строительство станции «Мнёвники» Большой кольцевой линии началось в мае 2017 года. Это станция мелкого заложения, ширина платформы – 12 метров.
Внутри расположены два подземных вестибюля с выходами на территорию Мнёвниковской поймы к жилой и общественной застройке. Чтобы организовать удобный подход к станции жителей и горожан, работающих в районе Филевский Парк, и посетителей Гребного канала в Крылатском, через Москву-реку будет построен пешеходный мост. Станционный комплекс представляет собой сооружение колонного типа высотой с семиэтажный дом. Аналогичную по масштабам станцию – «ЦСКА» – уже открыли в составе первого участка БКЛ.
Дизайн-проект «Мнёвников» разработал победитель открытого конкурса. Авторы предложили визуально объединить разные части станции с помощью свободно стоящих красных опор. Контрастности пространства получится добиться за счет сочетания цветов – красного и серого, а также при помощи фактур – глянцевой и матовой «бетонной».
Отличительными особенностями станции будет атриум с естественным освещением и увеличенная высота главного вестибюля. Такое решение характерно для ранних станций Московского метрополитена.
На данный момент котлован станции полностью огорожен, завершается разработка грунта, ведутся работы по устройству основных конструкций. Ожидается, что пассажиропоток здесь составит 70 тысяч человек в сутки.
На базе станции будет сформирован транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Мнёвники», а в непосредственной близости от него построят несколько высоток по программе реновации. Решение о включении ТПУ в перечень стартовых площадок было принято Правительством Москвы 23 октября 2018 года. Их потенциальная мощность составит 290 тысяч квадратных метров жилья.
БКЛ объединяет столицу
Строительство Большой кольцевой линии – крупнейший в мире проект в области метростроения. Ее длина составит 70 километров. На пути следования поездов расположатся 31 станция и два электродепо (включая существующий участок «Каховская» – «Каширская»). Таким образом, БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего чемпиона среди подземных колец – вторую кольцевую линию пекинского метро (57 километров).
БКЛ соединит существующие и будущие радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить имеющиеся первый (станции внутри кольца) и второй (собственно Кольцевая линия) пересадочные контуры метро.
Во время строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:
Рублево-Архангельскую линию – на стации «Улица Народного Ополчения»;
Коммунарскую линию – на «Улице Новаторов»;
будущую линию в Бирюлево и Щербинку – на «Кленовом бульваре».
Со станций БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на другие линии метро, четыре пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК), пять пересадок на первоочередные Московские центральные диаметры (МЦД) Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск, 11 пересадок на линии железной дороги. Крупнейшими ТПУ Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других.
Первые идеи строительства Большой кольцевой линии относятся к 1985 году. Однако тогда реализовать проект не удалось, и он был отложен на 25 лет. Решение о создании БКЛ было принято в 2011 году. Работы начались в ноябре того же года.
Строительство линии разделено на следующие участки:
первый пусковой (северо-западный) участок от станции «Деловой центр» до «Савеловской». Этапы: «Деловой центр» – «Петровский парк» (открыт для пассажиров 26 февраля 2018 года), «Петровский парк» – «Савеловская»;
северо-восточный участок между станциями «Савеловская» и «Авиамоторная». Этапы: «Авиамоторная» – «Лефортово», «Лефортово» – «Рубцовская», «Рубцовская» – «Савеловская»;
западный участок от станции «Хорошёвская» до станции «Можайская» («Кунцевская»);
юго-западный участок между станциями «Можайская» («Кунцевская») – «Проспект Вернадского»;
южный участок от станции «Проспект Вернадского» до «Каховской» (включая реконструкцию участка «Каширская» – «Каховская»);
восточный участок от «Каширской» до «Карачарова» («Нижегородская»);
участок от «Авиамоторной» до «Нижегородской» встроят в состав Некрасовской линии метрополитена.
Сейчас развернуты работы на всех участках БКЛ.
Программа строительства Московского метрополитена, реализуемая в последние годы, – самая масштабная за всю 80-летнюю историю столичной подземки. В таком объеме, как сейчас, в Москве метро не строили никогда.