Завершена реставрация храма «Большое Вознесение» у Никитских Ворот

Два года потребовалось специалистам, чтобы восстановить настенную живопись и интерьеры церкви

В столице завершилась масштабная реставрация ансамбля Высоко-Петровского монастыря и храма «Большое Вознесение» у Никитских Ворот. Итоги работ осмотрели мэр Москвы Сергей Собянин, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, полномочный представитель Президента России в ЦФО Игорь Щеголев.

«В Москве проводится огромный комплекс работ по реставрации памятников. Такая астрономическая цифра, уже к этому году больше тысячи памятников приведено в порядок. Причем примечательно, что меньше половины отреставрировано городом, а все остальное – за счет пожертвований меценатов, различных ведомств, которые приводят в порядок объекты, находящиеся в их собственности», – отметил Сергей Собянин.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также отметил большой объем реставрационных работ, которые ведутся в столице, в частности на старейших памятниках, в православных храмах.

«Замечательно, что в начале XXI века такие масштабные реставрационные работы осуществляются. Помимо того, что вообще Москва хорошеет: улицы меняются, транспорт меняется, очень важно, что самые древние и самые ценные объекты восстанавливаются, идет настоящая научная реставрация», – сказал он.

Сергей Собянин поздравил Патриарха Кирилла с прошедшим днем рождения, пожелав от имени москвичей счастья, здоровья и успехов.

«Вашим трудами городу возвращаются такие храмы – памятники архитектуры, это подарок всем москвичам и вам тоже за ваши труды», – добавил мэр Москвы.

Новая жизнь храма «Большое Вознесение» у Никитских Ворот 

Храм «Большое Вознесение» является объектом культурного наследия федерального значения. Его общая площадь составляет 2,3 тыс. кв. м.

В 2017–2018 годах в храме прошла серьезная реставрация. Она стала завершающим этапом в возрождении московской святыни.

За два года специалисты восстановили живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части храма. Также на стенах и сводах трех алтарей и в подкупольной части укрепили слой штукатурки и удалили копоть, обновили украшения из лепнины и искусственного мрамора. Рабочие отремонтировали кровлю, и теперь внутреннему убранству церкви не грозят потопы.

«Сейчас настенная живопись полностью восстановлена. Она выглядит так, как она выглядела в XIX веке», – рассказал Сергей Филатов, заместитель директора по научной и реставрационной работе Государственного научно-исследовательского института реставрации, автор проекта реставрации живописи.

Первое упоминание о деревянной церкви Вознесения Господня в Сторожах относится к 1619 году.

В конце XVII века недалеко от нее был расположен загородный дворец и двор второй жены царя Алексея Михайловича Романова – Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери будущего императора Петра I. Предполагается, что в 1670 году на месте сгоревшего деревянного здания она начала строить новое, каменное, которое было завершено в 1680-х годах.

В XVIII веке в приходе храма Вознесения находился дом Александра Васильевича Потемкина – отца князя Григория Потемкина-Таврического.

В 1780-е годы Григорий Потемкин решил перестроить Вознесенскую церковь и воздвигнуть на принадлежавшем ему участке «храм новый, великолепный» высотой не менее 60 метров. Его предполагали назвать церковью лейб-гвардии Преображенского полка, так как неподалеку находился полковой двор.

Первым архитектором храма стал Василий Баженов. После смерти князя Потемкина в 1791 году за строительство взялся генерал-майор Николай Высоцкий, который привлек другого известного зодчего того времени – Матвея Казакова.

Возведение новой Вознесенской церкви началось весной 1798 года. Согласно проекту, здание должно было стать помпезным собором с высокой колокольней, галереей и скульптурами по фасаду.

Однако строительство продвигалось медленно. К 1812 году была построена и отделана только трапезная. Здание самого храма не было возведено даже наполовину – были готовы лишь фундамент и цоколь, установлены базы для колонн.

А в пожаре 1812 года постройка и вовсе сгорела вместе с чертежами Матвея Казакова.

Снова возводить церковь решено было на том же месте. Трапезную отделали довольно быстро, и уже в 1816 году в ней стали проводить церковные службы.

На сохранившихся чертежах есть подписи архитекторов Федора Шестакова, Николая Козловского, Афанасия Григорьева. Также к проекту приложил руку русский зодчий Осип Бове, который оживил суровый вид здания ионическими портиками с колоннами.

По различным причинам строительство храма затянулось на несколько десятилетий. Точка была поставлена только в 1840 году. К этому времени были закончены не только строительные работы, но и роспись храма, выполненная артелью итальянских художников. Иконостасы были сделаны по проектам архитектора Михаила Быковского. Старая же церковь Вознесения была разобрана, а вот колокольня, стоявшая на месте нынешнего сквера, у памятника писателю Алексею Толстому, снесена не была и просуществовала вплоть до 1930-х годов.

В храме «Большое Вознесение» происходили многие знаковые события истории Москвы. Пожалуй, самое яркое из них – венчание Александра Пушкина и Натальи Гончаровой 18 февраля 1831 года в еще недостроенном здании. Много лет спустя, в 1999 году, к 200-летию со дня рождения поэта вблизи храма в память об этом событии был установлен фонтан-ротонда «Наталья и Александр».

В 1920 году здесь же состоялось венчание дочери Федора Шаляпина и сам артист исполнял здесь праздничные песнопения.

В путеводителях по Москве XIX века неизменно указывалось, что храм Вознесения Господня у Никитских Ворот пользовался особой популярностью у московской интеллигенции, жившей в центре города. Постепенно установилась традиция отпевать в этом храме прославленных представителей московского театрального мира. В частности, в последний путь здесь провожали Михаила Щепкина и Марию Ермолову.

Это здание стало свидетелем событий 1917 года. По свидетельствам очевидцев, на площади Никитские Ворота, прямо у стен храма, шли особенно тяжелые бои между юнкерами, защищавшими Временное правительство, и большевиками. 13 ноября 1917 года в храме прошло отпевание юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев.

В 1925 году здесь отслужил свою последнюю литургию патриарх Тихон.

А окончательно храм был закрыт осенью 1931 года. Серебряные венцы, которыми венчали Александра Пушкина и Наталью Гончарову, передали в Государственную оружейную палату. Все остальное убранство храма погибло. Живопись на сводах была уничтожена или замазана.

В 1937 году снесли шатровую колокольню XVII века и на ее месте разбили сквер. Сам храм был частично перестроен: сделали второй этаж, в стенах пробили новые окна, снесли фронтоны над колоннами. Одно время в нем размещался гараж, и в стене у главного алтаря пробили ворота для въезда машин.

В 1960-е годы в храм переехала лаборатория по изучению высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института имени Г.М. Кржижановского, которая покинула здание храма только в 1987 году.

Но и после верующим храм был передан не сразу, какое-то время здесь собирались открыть культурный центр с концертным залом. Только в 1990 году по просьбам москвичей храм вернули Русской православной церкви, а группы добровольцев начали его восстанавливать.

23 сентября 1990 года был совершен чин малого освящения церкви, положивший начало ежедневным богослужениям.

20 мая 1999 года, в праздник Вознесения Господня, чин великого освящения совершил Патриарх Алексий II.

В 2002–2004 годах на обнаруженном фундаменте колокольни была построена новая, 61-метровая. Ее проект разработали на основе чертежей проекта Федора Шестакова. Также в нулевых отреставрировали фасады храма.

В 2012 году были проведены работы по устройству пандуса и лестницы со стороны улицы Малая Никитская, укреплена кирпичная кладка сводов и стен трапезной, а также семь столбов ограды. В 2015 году Правительство Москвы провело благоустройство Большой и Малой Никитских улиц.

Реставрация ансамбля Высоко-Петровского монастыря 

В Москве практически завершен очередной этап реставрации храмов Высоко-Петровского монастыря – архитектурного ансамбля, расположенного на улице Петровке. Он также является объектом культурного наследия федерального значения.

«Важно восстановить его полностью, чтобы он предстал во всей красе и в своем историческом виде, это очень и очень важно. Первые такие работы сегодня завершены. Я думаю, мы останавливаться не будем. Будем продолжать дальше с вашего благословения», – сказал Сергей Собянин, отметив, что Высоко-Петровский монастырь занимает важное место в истории столицы.

В его состав входит 12 строений. В 2016–2018 годах проводились работы по реставрации четырех из них.

Колокольня с надвратной церковью – одна из архитектурных доминант улицы Петровки. В 2016–2017 годах здесь была проведена реставрация фасадов, архитектурно-лепного декора, покрытий полов верхних ярусов, гульбища и интерьеров, межъярусных лестниц.

Отремонтирована глава (проведена промывка позолоченных поверхностей). Укреплена кирпичная кладка стен, сводов, проездной арки и стилобата. Выполнено устройство системы водостока. Отреставрированы белокаменный цоколь и кровля. Выполнено устройство белокаменного покрытия гульбища с воссозданием водометов и пинаклей, а также устройство отмостки, оконных и дверных заполнений, витражного блока, белокаменных и деревянных полов.

Церковь Петра Митрополита – один из старейших храмов Москвы, построенный по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового).

В 2017–2018 годах выполнены работы по реставрации кровли и фасадов церкви с укреплением кирпичной кладки, устройству белокаменных полов и отмостки, реставрации фундамента, ступеней крыльца, живописи.

В 2016 году проведены работы по реставрации надвратной церкви Пахомия: ее фасадов, белокаменных стен (стилобата), цоколя, декора и крыльца, ограждения гульбища, интерьеров, а также выполнено устройство полов и системы водостока, воссозданы оконные и дверные заполнения, отремонтирована и отреставрирована крыша.

Сейчас ведутся работы в Сергиевской трапезной. Здесь реставрируют фасады четверика и апсиды (включая белокаменный декор), конструкций крыши четверика, глав и так далее. Окончание работ намечено на 2019 год.

Финансирование работ осуществлялось в рамках программы субсидий Правительства Москвы религиозным организациям на реставрацию памятников архитектуры. 

Высоко-Петровский монастырь – один из древнейших в столице. Его основание связано с именем митрополита Киевского и всея Руси Петра, перенесшего митрополичью кафедру из Владимира в Москву.

К слову, по имени монастыря свои названия получили улица Петровка и Петровские ворота в стене Белого города.

Строителями и благодетелями обители были князь Иван Калита, великие князья Дмитрий Донской и Василий III, царь Алексей Михайлович, Петр I и его мать Наталья Кирилловна Нарышкина, святитель Филарет Московский.

В 2015 году отмечалось 700-летие обители. А первый каменный храм во имя святителя и чудотворца Петра Митрополита появился в ансамбле в начале XVI века. Он был построен на месте одноименного деревянного храма по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового).

В 1611 году монастырь послужил форпостом обороны кремля первому народному ополчению.

Основная часть современного архитектурного комплекса Высоко-Петровского монастыря была сооружена в XVII–XVIII веках. С 1684 по 1704 год вокруг церкви Петра Митрополита на центральном (церковном) дворе сложился выразительный ансамбль стилистически однородных монументальных каменных построек, включающий Боголюбский собор с родовой усыпальницей Нарышкиных, трапезную церковь преподобного Сергия Радонежского, святые ворота с надвратной церковью Покрова Богородицы и высокой ярусной звонницей. В соседстве с ними на территории центрального двора сохранялись древний некрополь и несколько старых каменных и деревянных построек.

Капитальная перестройка монастыря осуществлялась по инициативе царицы Натальи Кирилловны, урожденной Нарышкиной, при личном участии Петра I и по его указам. В 1680–1690-е годах на западной границе южного двора по линии Петровской улицы возвели протяженное и нарядно декорированное двухэтажное здание Нарышкинских палат. Новые элементы появлялись в ансамбле монастыря и в середине XVIII столетия. Это и жилой комплекс с двухэтажным настоятельским домом, и два новых храма: церковь во имя Толгской иконы Божией Матери и церковь Святого Пахомия над Задними воротами.

В 1830–1840-х годах большинство внецерковных помещений монастырского ансамбля сдавались в аренду. В Нарышкинских палатах расположились духовное училище, книжный магазин и библиотека. Монастырь был крупнейшим просветительским центром, его настоятелями назначались ректоры Московской и других духовных академий.

В 1918 году Высоко-Петровский монастырь был упразднен, но его храмы стали центром подпольных монашеских общин, в которые входили выдающиеся люди ХХ века – ученые, литераторы, врачи. В 1926 году закрыли последнюю – Боголюбскую – церковь.

В 1929-м здания передали в ведение Государственного исторического музея на правах филиала, но фактически его территорией и помещениями распоряжался город. В исторических зданиях расположились советские учреждения и коммунальные квартиры. На территории церковного двора строили сараи и гаражи.

А после Великой Отечественной войны в одном из храмов была организована репетиционная база ансамбля «Березка».

Постепенное возрождение Высоко-Петровского монастыря продолжалось более полувека.

С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь, здесь начали проводить богослужения. 10 октября 2009 года решением Святейшего Патриарха и Священного синода в обители возродилась монашеская жизнь.

Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами святителя Московского Петра.

Реставрация памятников религиозного назначения 

Правительство Москвы продолжает реализацию программы реставрации памятников религиозного назначения. С 2011 года в городе проводились работы по 85 храмам:

по 33 объектам – за счет средств государственной программы «Культура Москвы»;

по 52 объектам – за счет городской программы субсидий, выделяемых Правительством Москвы религиозным организациям.

Завершена реставрация 54 храмов. Среди них в 2018 году:

ансамбль Новоспасского монастыря – трапезная палата XVI–XVII веков с церковью Покрова 1670–1678 годов;

ансамбль Высоко-Петровского монастыря конца XVII – XVIII века – церковь Петра Митрополита;

ансамбль Рождественского монастыря начала XVI века, XVII–XVIII веков и начала XIX века – собор, 1501–1505 годы;

храм «Большое Вознесение», 1848 год, архитектор Афанасий Григорьев;

храм Вознесения Господня («Малое Вознесение»), конец XVI – начало XVII века;

церковь Людовика, 1830 год, архитектор Доменико Жилярди;

выявленный объект культурного наследия «Комплекс богаделен на Петербургском шоссе» Императорского человеколюбивого общества;

церковь Владимирская, 1672 год;

ансамбль Рождественского монастыря, начало XVI века, XVII–XVIII веков и начало XIX века;

склеп Лобановых – Ростовских 1676–1677 годов (усыпальница);

ансамбль Ивановского монастыря XVI–XIX веков, 1860–1879 годов, архитектор Михаил Быковский;

корпус больничный с храмом преподобной Елисаветы.

Реставрация объектов культурного наследия в Москве 

С 2011 года в столице отреставрировано 1160 объектов культурного наследия, в том числе:

488 памятников за счет городского бюджета;

257 памятников за счет МИД России, Минкультуры России и других федеральных органов исполнительной власти;

395 памятников за счет частных инвесторов и меценатов.

В результате число подобных объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось в 5,3 раза – с 1325 в 2010 году до 248 в 2018 году (с 39% до 6%).

В числе знаковых объектов, реставрацию которых завершили в 2018 году:

Спасская и Троицкая башни Московского Кремля;

Старый государев двор – палаты бояр Романовых (улица Варварка, дом 10, строение 1);

павильоны «Космос» и «Колхозный дом культуры» на ВДНХ;

фонтан «Золотой колос» на ВДНХ;

главный вход в ЦПКиО имени Максима Горького;

дом, в котором жила и работала Вера Мухина, выдающийся советский скульптор (Пречистенский переулок, дом 5а);

дом Радищева XIX века по адресу: Большой Афанасьевский переулок, дом 9;

чугунный павильон трамвайной остановки XIX века (Красностуденческий проезд, дом 17);

комплекс доходных домов архитектора Клавдия Розенкампфа – доходный дом, середина XIX века, 1911 год (Настасьинский переулок, дом 8, строение 1);

читальный зал № 3 Российской государственной библиотеки (улица Воздвиженка, дом 3/5, строение 2);

здание Литературного института имени Максима Горького (Тверской бульвар, дом 25, строение 6);

беседка «Миловида» в музее-заповеднике «Царицыно»;

дом-паровоз Министерства путей сообщения (Новая Басманная улица, дом 2/1, строение 1);

шефский дом в комплексе Хамовнических казарм (Комсомольский проспект, дом 13).

Источник | фото
Источник