До конца 2019 года парк системы краткосрочной аренды автомобилей увеличится до 30 тыс. машин, а в 2020-м – до 40 тыс.
Москва стала первым городом в России, где появился каршеринг электромобилей. Машинами этого типа свой транспортный парк пополнил крупнейший оператор системы краткосрочной аренды автомобилей «Яндекс.Драйв». Москвичам и гостям столицы теперь доступно 30 электрокаров Nissan Leaf.
Проект использования электромобилей в системе столичного каршеринга развивает также оператор YouDrive (10 машин).
«90 процентов всех экологических проблем связаны не с фабриками и заводами, а с различными автомобилями, миллионы которых выезжают на наши улицы каждый день. И конечно, очень важно, чтобы менялось топливо, становилось более экологичным, более экологичными становились машины, двигатели. Кардинально это можно изменить, только полностью отказавшись от моторных двигателей, перейдя на электромобили», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин.
По его словам, Правительство Москвы планирует значительно расширить поддержку электротранспорта в столице. Так, в Московскую городскую Думу внесут проект закона об освобождении владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога. Размеры бюджетных субсидий при покупке электромобилей для использования в каршеринге или в качестве такси увеличат в два раза по сравнению с объемом субсидий при покупке обычных автомобилей для тех же целей. Кроме того, ранее было принято решение о введении бесплатных парковочных мест для электромобилей.
Еще одно направление работы – отказ от использования двигателей внутреннего сгорания для общественного транспорта.
«По мере развития российского автопрома будем рассматривать варианты перевода служебного и коммунального транспорта на электрические двигатели, что очень важно. Я думаю, что это тоже будет происходить в ближайшие годы. Вы знаете, что мы закупили первую партию электробусов для общественного транспорта, мотоциклов для московской полиции. Очень важно в этой ситуации развивать инфраструктуру зарядных станций для электромобилей», – добавил Сергей Собянин.
С точки зрения внедрения цифровых технологий в сфере транспорта Москва сегодня находится на передовой позиции в мире, отметил операционный директор группы компаний «Яндекс» Грегори Абовски.
«И мы видим, что количество людей, которые отказываются от личных автомобилей и переходят на использование такси, общественного транспорта и автомобилей каршеринга, стремительными темпами растет. И даже сегодня вместе с Москвой мы сотрудничаем, и наши беспилотники ездят по улицам города со специальным разрешением, что тоже очень важно для развития беспилотного транспорта», – сказал он.
Электрокары безопасны для окружающей среды, бесшумны и могут без подзарядки преодолеть расстояние до 270 км. Машину можно взять в аренду на полчаса, час или полтора, чтобы ее не пришлось заряжать. Перемещаться на Nissan Leaf можно по всему городу и за его пределами, однако вернуть машину необходимо внутри Садового кольца.
С 30 сентября взять в аренду электрокар смогут пользователи не моложе 26 лет со стажем вождения от шести лет. Кроме того, сервис будет учитывать дополнительные факторы, например наличие у водителя штрафов и нарушений.
Самый большой автопарк в мире
Активное развитие московского каршеринга началось в 2015 году с 100 автомобилей оператора «Делимобиль». Сегодня в городе работают девять операторов каршеринга с общим парком 24 750 машин – в 250 раз больше, чем на старте проекта. Самый большой и разнообразный парк у компании «Яндекс.Драйв» – свыше 12 тыс. машин. Помимо нее, в «большую тройку» операторов московского каршеринга входят компании «Делимобиль» (7,1 тыс. автомобилей) и «Белкакар» (3,7 тыс.).
Для сравнения: в Токио, занимающем второе место в мире, – около 20 тыс. машин каршеринга.
Ожидается, что до конца 2019 года парк московского каршеринга увеличится до 30 тыс. автомобилей, а в 2020-м – до 40 тыс.
Операторы каршеринга предлагают пользователям свыше 30 разных моделей и модификаций автомобилей на любой вкус и кошелек – машины эконом- и бизнес-класса, с детскими креслами, фургоны, ретро-, электромобили и другие.
Общее число пользователей каршеринга в Москве достигло одного миллиона человек. С начала 2019 года пользователи совершили около 35 млн поездок.
По данным за сентябрь 2019 года, в среднем пользователи каршеринга совершают 175 тыс. поездок в день.
Среднее время поездки на автомобиле каршеринга составляет 25 минут. Средняя стоимость минуты аренды – от шести до восьми рублей, в режиме ожидания – три рубля.
Благодаря тому что автомобилями краткосрочной аренды в течение суток пользуются несколько водителей, снижается нагрузка на дороги, увеличивается оборачиваемость парковочных мест и улучшается экологическая ситуация.
Инвестиции компаний в развитие каршеринга превысили 15 млрд рублей.
Со своей стороны город предоставляет операторам сервиса льготные условия на городских платных парковках и субсидии для возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей или процентов по кредитам на приобретение автомобилей. В 2019 году объем заявок на субсидии составил свыше 50 млн рублей.
От самокатов до электробусов
Сегодня в Москве зарегистрировано около 2,5 тыс. единиц транспорта с электрическими двигателями. Парковка для легковых электромобилей бесплатная.
210 электробусов Мосгортранса перевозят более 100 тыс. пассажиров в день по 14 маршрутам. К концу 2019 года количество электробусов вырастет до 300 единиц, а с 2021-го город прекратит закупать дизельные автобусы. Парк Мосгортранса будет пополняться электробусами и трамваями – наиболее экологичными видами общественного транспорта.
В Москве активно развивается малый электротранспорт. С каждым годом на улицах становится все больше электросамокатов и велосипедов – как личных, так и взятых напрокат.
В городе работают 40 зарядных станций для электромобилей и 90 – для электробусов.
4 июля 2019 года – в рамках Московского урбанистического форума – Правительство Москвы и ПАО «Россети» подписали соглашение об установке в 2019–2023 годах не менее 300 зарядных станций для электробусов, легкового и двухколесного электротранспорта с обслуживанием в течение 15 лет по контракту жизненного цикла.
«На этой неделе мы установили десять зарядных станций нового типа, ультрабыстрых зарядных станций для электробусов, и будем расширять эту работу. К концу следующего года мы надеемся полностью обеспечить Москву необходимым объемом станций как для легкового электротранспорта, так и для электробусов», – рассказал заместитель генерального директора по операционной деятельности ПАО «Россети» Игорь Михайлик.
По его словам, всего на территории России планируется смонтировать около 800 зарядных станций.
«Частью нашей цифровой концепции развития – как раз трансформации – является поддержка электрических зарядных станций для электротранспорта. Он сможет передвигаться из одной точки города в другую, уменьшать объем потребления энергии, управлять нагрузкой, тем самым снижать нагрузку на потребителя в части тарифов», – добавил он.
Пользоваться зарядными станциями смогут как владельцы электромобилей, так и пользователи электроскутеров, мотоциклов, велосипедов и самокатов. При достаточно развитой инфраструктуре станет возможным перевод на электротягу и части коммунальной техники.
Для обеспечения работы новых зарядных станций ПАО «Россети» планирует инвестировать в развитие электросетевой инфраструктуры Москвы около 200 млн рублей. За счет совершенствования административных процедур время на подведение электричества и установку электрической зарядки сократится в несколько раз.
Информацию о местах установки зарядных станций можно найти на едином транспортном портале и на сайте «Московский паркинг».
Ожидается, что сотрудничество Правительства Москвы с ПАО «Россети» позволит заблаговременно создать развитую зарядную инфраструктуру, адекватную растущей популярности электромобилей, а Москва станет примером для других регионов в области использования этого экологически чистого транспорта. Правительство Москвы рассчитывает, что горожане будут активно обращаться в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры и ПАО «Россети» с предложениями об установке новых электрозарядок по конкретным адресам.