Центр создан по программе «Цифровое метро», начатой в 2013 году
3 октября 2019 года в Московском метрополитене заработал единый диспетчерский центр (ЕДЦ), объединивший на одной площадке различные службы столичной подземки. До этого они располагались в разных частях города. Открытие ЕДЦ посетил Сергей Собянин.
«Это важный шаг в развитии метрополитена. Мало строить большое количество станций и линий, важно еще и качественно всем этим огромным хозяйством управлять. Такой центр управления метрополитеном, который сегодня создан и будет постепенно в течение года наполняться жизнью, конечно, большой шаг в развитии управления и с точки зрения качества движения, своевременности, выполнения всех регламентных процедур, безопасности, и, если что-то случается, быстрой ликвидаций тех или иных нештатных ситуаций», – отметил мэр Москвы.
Единый диспетчерский центр создан по программе «Цифровое метро», запущенной в 2013 году. В ее рамках специалисты работают над проектами в сфере транспортной безопасности, занимаются созданием умной системы видеонаблюдения, цифрового контроля работы подвижного состава, а также инфраструктуры метрополитена. Для пассажиров запущено мобильное приложение, установлены информационные экраны в вагонах. В метро работает бесплатный Wi-Fi, а также создано повсеместное LTE-покрытие. Программа «Цифровое метро» реализована на 65%.
От управления эскалаторами до работы со СМИ
Единый диспетчерский центр объединил диспетчерские службы движения, электромеханическую и эскалаторную службы, которые располагались на проспекте Мира. В состав ЕДЦ также вошли служба электроснабжения и ситуационный центр. Его специалисты до этого работали на улице Гиляровского, а сотрудники службы электроснабжения – на Большой Никитской улице.
«С увеличением пассажиропотока, который в вечерний час пик достигает 700 тысяч человек, количество подвижного состава вырастет до 682 единиц. И конечно, управлять таким количеством поездов и всей той инфраструктурой, в том числе более чем 900 эскалаторами, гораздо эффективнее из единого центра. Единый диспетчерский центр Московского метрополитена – уникальная структура, это, по сути своей, новая система управления перевозками. До запуска единого диспетчерского центра мы находились в разных помещениях, даже в разных зданиях», – сказал Андрей Жабин, главный диспетчер московского метро.
В единый диспетчерский центр будет стекаться информация о работе всех систем метро и Московского центрального кольца (МЦК), а в перспективе – Московских центральных диаметров и других линий пригородного железнодорожного сообщения.
Единый диспетчерский центр располагается в здании бывшего кинотеатра «Ереван» на Дмитровском шоссе (дом 82). Ранее в этом здании был открыт Центр управления обеспечением транспортной безопасности Московского метрополитена.
В ЕДЦ будут работать около 800 специалистов различных служб – от диспетчеров службы движения до дежурных пресс-службы. Единовременно на своих местах будут находиться более 200 человек.
Диспетчеры движения и инфраструктуры каждой линии метро будут сосредоточены в одном помещении – диспетчерском круге, рассчитанном на шесть рабочих мест. Они смогут мгновенно обмениваться информацией и оперативно принимать необходимые решения. Отсюда специалисты будут управлять движением поездов, электроснабжением, эскалаторами, системами вентиляции.
Для управления действующими и перспективными линиями метрополитена планируется создать 16 диспетчерских кругов.
Сейчас в ЕДЦ работает первый диспетчерский круг, управляющий движением на Люблинско-Дмитровской линии. Поезда этой ветки по рабочим дням перевозят свыше 650 тыс. пассажиров. Остальные круги будут открыты по мере подготовки рабочих мест.
В ЕДЦ также создан центр организации перевозок (ЦОП): впервые объединены все службы метро. В ЦОП находятся рабочие места дежурного по метрополитену, диспетчеров движения, старших диспетчеров дирекции инфраструктуры, МЦК, отдела пожарной охраны, службы подвижного состава, связи, пассажирских сервисов, пресс-службы.
Цифровые паспорта станций и сценарии для нештатных ситуаций
По оснащенности единый диспетчерский центр Московского метрополитена будет лучшим в мире. До открытия ЕДЦ московское метро работало преимущественно в аналоговом режиме.
«Если раньше нам приходилось делать десятки звонков для того, чтобы передать информацию, получить информацию, убедиться в выполнении необходимых действий, то сейчас мы находимся в едином информационном пространстве», – рассказал Андрей Жабин.
Между собой диспетчеры связывались по телефону. Сотрудник по внутренней связи докладывал о неполадке или инциденте, и через цепочку звонков информация попадала к дежурному по метрополитену. Он принимал необходимые решения, информировал руководство и городские службы. Эта система надежно работала десятилетиями. Современные цифровые технологии позволяют повысить скорость реагирования на нештатные ситуации и сделать Московский метрополитен еще более надежным и удобным для пассажиров.
Благодаря цифровизации данные, поступающие в ЕДЦ от разных систем метро в режиме реального времени, будут транслироваться на видеостене, состоящей из 36 мониторов. В штатном режиме на них отображается общий статус работы метрополитена, в частности исполнение графика движения, количество пассажиров и другие показатели.
Сотрудники ЕДЦ могут наблюдать за работой всех основных элементов инфраструктуры метро. Так, они могут узнать, где находится конкретный поезд, как работают основные системы поездов, светофоры на линии, система вентиляции, каково состояние контактного рельса, как прошли технологические окна, какие плановые работы выполнены.
В ближайшие годы планируется оцифровать все значимые для организации перевозок объекты инфраструктуры. У каждой станции и перегона будут свои цифровые 3D-паспорта. Они будут содержать различные сведения – от даты установки конкретной детали до сроков планового ремонта.
В случае инцидента диспетчеры будут видеть двухпутную схему линии метро, информацию с основных камер видеонаблюдения, данные о действующих ограничениях скорости. Кроме того, специалистам будут доступны входящие сообщения от внутренних и внешних информационных систем, мнемосхема станции с указанием места, где произошел инцидент, а при необходимости – и карта города. С ее помощью можно будет узнать, где находятся сотрудники мобильной бригады, которые выехали для устранения нештатной ситуации.
В ЕДЦ есть система поддержки принятия решений. В нее уже заложено около 100 сценариев. При возникновении инцидента система предложит диспетчерам оптимальный порядок действий.
Уникальность ЕДЦ заключается в максимально широком наборе решаемых задач.
«Это одно из самых интеллектуальных решений, передовых в мире. Здесь собран лучший опыт, который существует. Для нас, конечно, это еще и пример того, как надо двигаться в других направлениях. И сложная телематика управления движением, например, в “Российских железных дорогах”, где мы сейчас вместе реализуем проект по Московским центральным диаметрам, – конечно, все это образует, и довольно быстро, уже в ближайшие три года, единую экосистему движения», – сказал заместитель Председателя Правительства России Максим Акимов.
Профилактика и контроль
Диспетчерские службы метрополитенов различных городов мира выступают в качестве кризисных центров, которые занимаются устранением нештатных ситуаций. В основу работы московского ЕДЦ заложен принцип профилактики сбоя. Диспетчеры столичной подземки будут контролировать ход, регулярность и качество работ по обслуживанию инфраструктуры. Специалисты будут находить возможные проблемы и выдавать предписания об их устранении. Значительная часть профилактической работы будет выполняться в автоматическом режиме. Для этого будут использоваться стандартизированные алгоритмы оценки.
Еще одна задача ЕДЦ – централизованное управление инфраструктурой метрополитена. Благодаря этому повышается качество обслуживания пассажиров. Например, при чрезмерном скоплении людей на входе в метро или у касс диспетчеры ЕДЦ должны будут принять необходимые решения – перевести турникеты в реверсивный режим, включить дополнительные эскалаторы или подать резервный состав. В случае скопления людей на платформах потребуется пустить дополнительные эскалаторы на выход.
Сообщить пассажирам об изменениях в работе подземки специалисты ЕДЦ могут различными способами – с помощью информационных экранов в вагонах, системы звукового оповещения на платформах, через социальные сети, мобильное приложение, официальный сайт, сети Wi-Fi, СМС.
Бесперебойная работа ЕДЦ возможна благодаря резервному электроснабжению. В центре оборудованы системы антитеррористической и информационной безопасности, использованы все виды безопасной связи. Здание оснащено необходимой инженерной инфраструктурой: электрощитовыми, тепловым пунктом, трансформаторной подстанцией, узлом управления системой холодоснабжения, узлами ввода инженерных сетей.
Для работы персонала созданы комфортные условия. Есть столовая, душевые, санузлы, переговорные комнаты и зоны отдыха.
Быстрее и эффективнее
Открытие единого диспетчерского центра Московского метрополитена позволит на 15% сократить количество отклонений от нормальной работы подземки. В два раза сократится время полного устранения сбоя в движении или в работе инфраструктуры, а также срок реагирования на инциденты, которые требуют межведомственной координации. Специалисты смогут адресно реагировать на отклонения от нормальной работы. При этом последствия инцидентов и нештатных ситуаций для пассажиров будут минимизированы.
Благодаря созданию ЕДЦ повысится эффективность работы всех служб метрополитена и уменьшится количество сбоев в движении поездов.
«Очень важно наполнить это новым цифровым содержанием, которое во многом не заменяло бы человека, но подсказывало и делало эти процессы более четкими, быстрыми и понятными», – отметил мэр Москвы.
При создании ЕДЦ учитывался опыт транспортных операторов более 30 городов мира – Берлина, Вены, Гонконга, Лондона, Мадрида, Нью-Йорка, Парижа, Сингапура, Токио и других.
К моменту запуска первого этапа ЕДС Московский метрополитен состоит из 15 линий, включая Московское центральное кольцо (МЦК) и Московский монорельс. Это 269 станций, через которые в будни проходит 9 миллионов человек. Скоро откроются и первые два Московских центральных диаметра (МЦД) с 66 станциями.
Благодаря запуску ЕДЦ Московский метрополитен планирует предотвращать 15% сбоев, на 50% увеличится скорость реагирования на инциденты, вдвое сократится время выхода из любых инцидентов.
На целевом этапе (в 2023 году) в ЕДЦ будут работать 16 диспетчерских кругов для управления движением поездов, электроснабжением, эскалаторами и системами вентиляции и жизнеобеспечения каждой из линий метрополитена.
Московский ЕДЦ прошел международную экспертизу. Такие организации, как Международный союз общественного транспорта, Комитет метро (международная организация, объединяющая крупнейшие метрополитены мира) и Сколтех, дали ему свои высокие оценки, отметив, что вводимый в эксплуатацию центр консолидирует лучший мировой опыт.