Проект реализуется на верфи АО «Южный центр судостроения и судоремонта» в Астрахани
• Платформа будет работать в экстремальных климатических условиях.
• Задействованы мощности сразу нескольких российских центров судостроения.
• Передовые решения для промышленной и экологической безопасности.
25 июня 2020 года в Астраханской области на верфи АО «Южный центр судостроения и судоремонта» (ЮЦСС, входит в АО «Объединенная судостроительная корпорация») состоялась торжественная церемония закладки опорного основания ледостойкой платформы (ЛСП) «Газпрома» для освоения месторождения Каменномысское-море.
В мероприятии приняли участие заместитель председателя правления – начальник департамента ПАО «Газпром» Олег Аксютин, вице-президент по техническому развитию АО «Объединенная судостроительная корпорация» Василий Бойцов, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, генеральный директор АО «ЮЦСС» Алексей Селезнев, генеральный директор компании «Газпром инвест» Вячеслав Тюрин, генеральный директор ООО «Красноярскгазпром нефтегазпроект» Раиса Теликова.
Газовое месторождение Каменномысское-море находится в Обской губе Карского моря. По размеру запасов газа – около 555 млрд куб. м – относится к категории уникальных. Начало добычи планируется в 2025 году, проектная мощность (сеноманские залежи) – 15 млрд куб. м в год.
Акватория месторождения отличается низкими температурами (до минус 60° по Цельсию), сильными штормами, небольшими глубинами (5–12 м), толстыми и плотными пресными льдами. Освоение месторождения станет первым в мире шельфовым проектом, реализованным в таких экстремальных ледовых и климатических условиях.
С учетом этих факторов ключевым объектом обустройства месторождения определена специальная ледостойкая платформа. Ее длина составит более 135 м, ширина – 69 м, высота от основания до вертолетной площадки – 41 м, общий вес превысит 40 тыс. тонн. На платформе, в частности, будут размещены основной и вспомогательный буровые модули, эксплуатационный и энергетический комплексы, жилой модуль на 120 мест. С платформы будут построены 33 основные наклонно-направленные эксплуатационные скважины (еще 22 скважины для поддержания добычи в перспективе будут размещены на сателлитных ледостойких блок-кондукторах, не предполагающих постоянного присутствия персонала). Добытый газ по трубопроводам будет поступать на берег, где будут находиться установка комплексной подготовки газа и дожимная компрессорная станция. Далее газ будет направляться в Единую систему газоснабжения России.
Моделирование и проектирование ЛСП полностью выполнено ведущими отечественными научными организациями в сфере судостроения. При строительстве будет применен ряд передовых технических решений для обеспечения высокого уровня промышленной и экологической безопасности, надежности эксплуатации объекта. Так, для защиты от мощных льдов опорное основание платформы выполнят в клиновидной форме, практически все оборудование будет размещено внутри корпуса ЛСП и не подвергнется негативному воздействию холода и ветра. Надежную фиксацию объекта на илистом дне Обской губы обеспечит гравитационно-свайное крепление: платформу поставят на грунт, заполнят подводную часть ЛСП морской водой, а затем закрепят с помощью 56 свай диаметром более 2 м, погруженных в грунт на 47 м.
Особое внимание в проекте уделено решениям, исключающим воздействие на арктическую флору и фауну. В том числе предусмотрена система «нулевого сброса» – все отходы производства и жизнедеятельности будут вывозиться и затем утилизироваться.
Для сооружения технологически сложного объекта задействованы мощности сразу нескольких российских центров судостроения и машиностроительных заводов по принципу «распределенной верфи». Элементы платформы будут параллельно собираться в Астрахани, Калининграде, Северодвинске, а также в Екатеринбурге и Рыбинске. В единое целое платформа будет смонтирована в Калининграде. В летнюю навигацию 2024 года ЛСП планируется отбуксировать на месторождение, после чего на платформу установят факельные стрелы и вертолетную площадку. В строительстве платформы примут участие около 7 тыс. российских рабочих и специалистов.
Заместитель председателя правления – начальник департамента ПАО «Газпром» Олег Аксютин рассказал, что уникальность этого проекта в том, что для строительства и ввода в эксплуатацию новой платформы будет использоваться только российское оборудование и технологии, при этом некоторые технологии будут применены впервые.
«Неудивительно, что мы остановили свой выбор на отечественных предприятиях, в том числе и астраханских, – отметил Олег Аксютин. – Мы надеемся, что ваш огромный потенциал и знания позволят нам вместе реализовать эту непростую задачу и обустроить месторождение».
Олег Аксютин отметил, что хотя у астраханских судостроителей огромный опыт по строительству платформ для Каспийского моря, новая платформа будет эксплуатироваться в совершенно других условиях. Вечная мерзлота и экстремально низкие температуры требуют других подходов к строительству. Также он рассказал о методе «распределительной верфи», когда разные части платформы строятся на разных предприятиях. Астраханским специалистам предстоит сделать один из самых важных объектов.
Алексей Селезнев отметил, что в проекте задействованы все предприятия «Объединенной судостроительной корпорации», расположенные в регионе. Прежде чем отправить готовую конструкцию в Калининград, где будет собираться платформа, на астраханском судостроительном заводе «Лотос» проведут контрольную сборку.
При реализации проекта обустройства месторождения Каменномысское-море, включая строительство ЛСП, «Газпром» использует метод проектного управления. Создан интегрированный проектный офис, в состав которого вошли представители профильных подразделений «Газпрома», компаний «Газпром инвест» (единого технического заказчика), «Красноярскгазпром нефтегазпроект» (генерального проектировщика и подрядчика строительства платформы) и «Газпром добыча Ямбург» (эксплуатирующей организации, владельца лицензии на разведку и добычу).