Движение по мосту планируется открыть уже в 2025 году
Ростех принимает участие в очень важном для страны инфраструктурном проекте – строительстве моста через Лену. Разговоры о его необходимости ведутся на протяжении 40 лет. «Мост через Лену – вековая мечта якутян», – так прокомментировал проект глава Якутии Айсен Николаев.
Часть Якутии на левом берегу Лены все еще не имеет стабильной транспортной связи с остальной Россией. Летом ‒ это водный транспорт, зимой ‒ ледовая переправа, а в межсезонье Лена недоступна для нормальной навигации, и население вовсе отрезано от «большой земли». Проект важен на уровне не только региона, но и всей страны, и даже глобальнее ‒ в будущем мост позволит создать транспортный коридор между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Непростая история Ленского моста и о том, как мечта становится реальностью ‒ в нашем материале.
История вопроса
Разговоры о соединение двух берегов Лены возле Якутска начались еще в 1980-х годах. Связано это было с проектированием Амуро-Якутской магистрали – железной дорогой, которая должна была связать Транссиб и БАМ с Якутией, а значит пересечь Лену. Кроме того, новый мост был призван соединить восточную и западную части Якутии, обеспечив большинство якутян стабильной связью с «большой землей». Если летом сообщение между берегами возможно водным транспортом, а зимой – по льду, то в межсезонье Лена вовсе недоступна для нормальной навигации, и центр республики отрезается от восточной части.
Строительство Ленского моста активно обсуждалось на государственном уровне вплоть до распада СССР. Вернулись к этому вопросу только в начале 2010-х годов. В июне 2013 года был объявлен открытый конкурс на строительство и эксплуатацию Ленского моста. Итоги его были подведены в марте 2014 года, но тогда все ресурсы были брошены на возведение другого стратегически важного объекта для страны – Крымского моста. Наконец, к концу 2018 года, после успешной реализации этого проекта, Ленский мост – снова в центре внимания.
В июне 2019 года в ходе прямой линии Владимир Путин отметил значимость проекта, в первую очередь, для жителей региона. Уже в ноябре прошлого года глава государства поручил Правительству России представить предложения по проекту моста. Тогда около тысячи жителей Якутска собрались на древний танец «осуохай», которым традиционно выражают радость по поводу значимых событий.
В конце 2019 года были проведены конкурсные процедуры для определения концессионера проекта по проектированию, строительству и эксплуатации мостового перехода через Лену. В середине января 2020 года им была определена компания, представляющая консорциум Госкорпорации Ростех и Группы «ВИС». Концессионер займется реализацией проекта на всех его этапах. В общей сложности речь идет о 25 годах: шесть лет будет длиться проектирование и строительство, а 19 лет – эксплуатация объекта.
К проекту недавно подключился и Сбербанк, который выступает финансовым партнером концессии. Банк предоставляет кредитную линию на десять лет с лимитом до 25 млрд рублей.
Большие перспективы не только для Якутии
Сегодня часть Якутии на левом берегу Лены все еще не имеет постоянной наземной транспортной связи с остальной Россией. Здесь проживает около 600 тыс. человек, а это без малого более 60% населения всей Якутии. Зимой они переезжают на автотранспорте по ледовым переправам, летом часами ожидают паром. В межсезонье в Якутск можно попасть только воздушным путем.
Новый мост объединит федеральные автодороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй», то есть самым коротким путем свяжет Восточную Сибирь с портами Охотского моря. Таким образом, проект очень значим не только на региональном уровне, но и в масштабах страны. Считается, что в будущем Ленский мост также получит огромное международное значение – свяжет транспортным коридором Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион.
Новый мост не только сделает жизнь якутян более комфортной, но и положительно скажется на экономике региона. Подсчитано, что грузопоток вырастет до 6 млн тонн, а пассажиропоток – до 8 млн человек в год. Всего же наземная связь через Лену сможет экономить на северном завозе не менее 4 млрд рублей в год.
Кроме того, реализуемый проект позволит создать новые рабочие места в регионе, обеспечит развитие прилегающих территорий. Совокупный положительный эффект на рост валового регионального продукта (ВРП) Якутии может составить до 3% ежегодно. Согласно оценке Минэкономразвития России, эффекты от строительства Ленского моста превышают более чем в 1,6 раза инвестиции в его создание.
Мост в будущее
Новый мост появится рядом с селом Старая Табага, которое находится в черте городского округа Якутска, в 30 км южнее самого города. Русло реки Лена здесь самое узкое – 2,5 км. В других местах Лена расширяется до 5–7 км, а иногда ее ширина составляет 20 км.
Общая длина трехпилонного вантового моста составит чуть более 3 км, а протяженность подходов – около 14 км. Мост будет двухполосным, в сутки по нему смогут проехать 4,6 тыс. автомобилей. Похожие по конструкции мосты уже существуют в России – через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог во Владивостоке. Однако, как отмечают специалисты, Ленский мост – уникален. Возводится он в экстремальных условиях Крайнего Севера, в числе которых – суровые морозы, интенсивный ледоход, сильные паводки и сложная логистика завоза материалов.
На сегодняшний день уже разработана документация по первому этапу проекта и передана на рассмотрение Госэкспертизы, которая должна завершиться в мае 2021 года. Можно сказать, что Ленский мост – это вопрос самого ближайшего будущего: движение по нему может быть открыто уже в 2025 году. Сроки для такого амбициозного проекта – очень сжатые.