В новом учреждении будут заниматься учащиеся школ и колледжей в возрасте от 12 до 17 лет
21 сентября в столице начал работу детский технопарк «Московский транспорт», созданный на базе Российского университета транспорта (МИИТ).
«Это совместный проект Правительства Москвы, Министерства транспорта России и ведущего транспортного университета нашей страны. Надеюсь, что ребята, которые побывают в технопарке, пройдут уроки, которые здесь очень интересные, классные, современные, полюбят и железнодорожный, и городской транспорт», – отметил Сергей Собянин.
Детский технопарк «Московский транспорт» находится в историческом здании по адресу: улица Образцова, дом 9, строение 2. У него отдельный вход, а площадь составляет 1076 кв. м. В оформлении помещений использовали символику Министерства транспорта Российской Федерации и элементы дизайна московского транспорта.
В детском технопарке будут заниматься талантливые школьники и студенты колледжей в возрасте от 12 до 18 лет. Основная задача – стимулировать их интерес к инженерному творчеству и привлекать к работе в транспортной отрасли.
Подросткам будут доступны такие направления подготовки, как GIS-технологии, BIM-технологии, создание интеллектуальных транспортных систем, VR- и AR-технологии, основы проектирования и 3D-дизайна, аддитивные технологии в проектировании и производстве.
Программы обучения подобраны с учетом современных потребностей транспортной отрасли, а также связаны с направлениями подготовки студентов Российского университета транспорта.
Партнер технопарка – ОАО «РЖД», потенциальные партнеры – АО «Трансмашхолдинг», ООО «2050.ЛАБ», ООО «ВР Концепт», а также организации транспортного комплекса Москвы: Московский метрополитен, ЦОДД, МосТрансПроект.
Лаборатории и ИТ-класс: где будут заниматься участники
В детском технопарке оборудовали четыре лаборатории.
В лаборатории промышленного дизайна ребята проследят путь создания транспорта от идеи до прототипа изделия. На теоретических и практических занятиях школьников научат анализировать потребительские свойства, ценность и конструкторские решения, а также отслеживать тренды и технологии проектирования корпусных изделий.
Кроме того, участники будут работать над собственными дизайнерскими проектами по разработке и прототипированию элементов общественного транспорта, транспортных средств или объектов транспортной инфраструктуры.
Обучение в лаборатории умных технологий на транспорте включает три взаимосвязанных направления – это технологии информационного моделирования инфраструктуры (ТИМ), технологии транспортного моделирования потоков в агломерациях, технологии беспилотного вождения и управления движением.
Здесь ребята будут создавать цифровые модели объектов транспортной инфраструктуры, используя передовые отечественные и зарубежные программные комплексы, а также технологии 3D-печати, виртуальной и дополненной реальности.
В VR/AR-лаборатории слушатели смогут изучать программы, связанные с технологиями компьютерного зрения и 3D-моделирования.
На установленных здесь специальных тренажерах можно будет попробовать себя в роли сотрудников транспортного комплекса, например дежурного по станции.
Программы обучения в лаборатории водного транспорта учитывают новые тенденции и актуальные навыки для технологического развития этой отрасли.
Например, курс «водная робототехника» позволяет получить знания в области судомоделирования, робототехники, электроники, конструирования и программирования с акцентом на беспилотных технологиях судовождения.
Базовые навыки в сфере информационных технологий ребята смогут освоить в современном ИТ-классе – это программирование, микроэлектроника, сетевые технологии, электронные базы данных.
Кроме того, в детском технопарке оборудован лекционный зал на 100 мест.
В первой половине дня в «Московском транспорте» будут проводить образовательные программы для школьников в рамках проекта «Учебный день в технопарке». После обеда здесь начинаются лекции, мастер-классы и занятия в рамках долгосрочных образовательных программ для учащихся, а также ведется работа над проектами.
Ожидается, что ежегодно детский технопарк «Московский транспорт» будут посещать более 9400 школьников.
Лучшие выпускники получат до 10 дополнительных баллов ЕГЭ при поступлении в Российский университет транспорта.
На создание детского технопарка город выделил МИИТу грант в размере 36 млн рублей.
«Московский транспорт» – один из совместных проектов Правительства Москвы и Российского университета транспорта, который в этом году отмечает 125-летие.
Научно-исследовательский и образовательный потенциал университета был востребован при реализации проектов Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров.
Выпускники вуза играют важную роль в обеспечении работы Московского метрополитена, вносят большой вклад в проектирование, строительство и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры региона.
В транспортном комплексе Москвы сейчас трудятся более 4 тыс. выпускников Российского университета транспорта.
41 направление, 88 лабораторий, 344 тысячи посетителей: итоги пяти лет развития
Первый детский технопарк открылся в столице в 2016 году в «Мосгормаше». По словам Сергея Собянина, сегодня таких площадок уже 18. Они действуют на базе ведущих московских университетов и научных центров.
«За эти годы около 350 тысяч ребятишек уже прошли обучение в этих технопарках, многие из них получили навыки инженерной работы, многие поступили в федеральные вузы, в том числе и в Бауманку, и в МГУ, и в другие ведущие институты. Многие пока учатся в школах, но те уникальные современные навыки, которые получают ребята в этих технопарках, конечно, останутся на всю жизнь, привьют им интерес к занятиям наукой, техникой, новейшими технологиями», – подчеркнул мэр Москвы.
В числе образовательных партнеров – 41 вуз, среди которых Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский авиационный институт, Московский институт электронной техники, Российский государственный социальный университет, Московский финансово-юридический университет, Российский технологический университет (РТУ МИРЭА), Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева и другие.
Среди индустриальных партнеров детских технопарков – более 170 крупных высокотехнологичных компаний: «РЖД», Росатом, Ростелеком, «Лаборатория Касперского», ВЭБ, «КРОК», РСК «МиГ», Центр развития ядерной медицины, Matreshka, «Нейроботикс», BMW Group, Mind Italia, HTC, Lego Education, Kuka Robotics и другие.
В детских технопарках работает 88 лабораторий, оснащенных современным учебным, научно-исследовательским и производственным оборудованием.
Обучение ведут по 350 программам в рамках 41 направления, среди которых робототехника, VR/AR, космонавтика, биотехнологии, нанотехнологии, автомоделирование, авиамоделирование, геоинформатика, промышленный дизайн, 3D-технологии.
Целевая аудитория детских технопарков – школьники седьмых – девятых классов и студенты колледжей. Все они получают теоретические знания и практические навыки в сфере исследований и разработок по основным инженерным специальностям. Ребята обучаются на современном оборудовании и выполняют первые самостоятельные исследовательские проекты под руководством опытных наставников. Лекции, семинары и мастер-классы детских технопарков стимулируют интерес к научному, инженерному и техническому творчеству.
За пять лет существования таких образовательных площадок их слушателями стали 344 тыс. учащихся. В том числе 39 164 человека занимались по долгосрочным программам обучения, а 21 083 школьника стали участниками акции «Учебный день в технопарке».
На электронной платформе technopark-kids.ru зарегистрировано более 181 тыс. уникальных посетителей и проведено 2868 мероприятий, что было особенно важно в период действия эпидемиологических ограничений на деятельность детских технопарков.
В этом году более тысячи слушателей стали победителями и призерами всероссийских олимпиад и конкурсов.
7,8 тыс. выпускников детских технопарков поступили в технические вузы, а лучшие из них получили 10 дополнительных баллов к ЕГЭ.
Также действует программа отложенного трудоустройства: воспитанники технопарков могут заключить договор о трудоустройстве с высокотехнологичными предприятиями еще до окончания учебы в вузе, а к работе приступить после получения диплома. Это фактическая гарантия занятости на рынке труда по специальности. До окончания вуза студенты могут поддерживать контакты с будущим работодателем и участвовать в его проектах. Сегодня заключено уже более 570 отложенных трудовых договоров.