Улучшена транспортная ситуация в районах Бескудниковский, Тимирязевский, Отрадное и Марфино
3 ноября в столице открылись новые объекты пассажирской инфраструктуры транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Окружная»: северный вестибюль станции метро и северный вестибюль станции первого Московского центрального диаметра (МЦД-1). Их открыли мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров.
«Сегодня здесь открывается самый крупный транспортно-пересадочный узел на севере Москвы. Еще несколько лет тому назад была примитивная платформа, даже без навеса, одна-единственная. За несколько лет построен целый ряд уникальных объектов: новый участок Люблинско-Дмитровской линии метро, МЦК, запущены Московские центральные диаметры, и сегодня все эти три вида транспорта объединены вестибюлями и переходами. Уже сегодня вместо двух тысяч пассажиров, которые раньше пользовались этой платформой, ежедневно пересаживаются около 40 тысяч человек, и в ближайшие два-три года количество пассажиров благодаря этой инфраструктуре увеличится до 80 тысяч», – сказал мэр Москвы.
Сергей Собянин отметил, что, по сути, новый ТПУ стал полноценным крупным вокзалом на севере города. Благодаря ему значительно расширятся возможности для пересадки с разных видов транспорта и улучшится транспортное обслуживание около 400 тыс. жителей близлежащих районов.
Олег Белозеров рассказал, что на «Окружной» применили ряд новаций: бесшовный Wi-Fi, новые кассы с большими стеклами. Также здесь открыли комнату матери и ребенка.
«Это все – новые стандарты, которые сейчас становятся обязательными. Москва эти требования выставила нам. Мы совместно это реализовали. И мы уже сегодня видим, как должен выглядеть железнодорожный транспорт в будущем», – отметил генеральный директор ОАО «Российские железные дороги».
ТПУ «Окружная» начали строить в 2014 году. В 2016-м открыли новую станцию Окружная Московского центрального кольца (МЦК). Еще через два года, в 2018 году, старая железнодорожная платформа Савеловского направления Московской железной дороги (МЖД) была перенесена на эстакаду ближе к станции МЦК. На Окружной стали останавливаться поезда «Аэроэкспресса». Сегодня примерно 10% пассажиров пользуются этой станцией, чтобы добраться в аэропорт Шереметьево.
В том же 2018 году первых пассажиров приняла станция «Окружная» Люблинско-Дмитровской линии метрополитена.
В 2019-м Савеловское направление МЖД стало частью МЦД-1. В 2021 году на станции Окружная МЦД-1 были открыты вторая платформа и вторая очередь южного вестибюля.
Таким образом, ТПУ «Окружная» стал крупнейшим пересадочным узлом севера Москвы, объединившим три станции рельсового каркаса: метро, МЦК и МЦД-1, а также маршруты поездов «Аэроэкспресса» и наземного городского транспорта.
Число пассажиров на «Окружной» выросло с двух тысяч в 2015 году до 43 тыс. человек в сутки в 2022 году, то есть более чем в 21,5 раза.
Однако, несмотря на рост популярности, новый ТПУ не отвечал современным стандартам. Из-за отсутствия единого пересадочного контура пассажирам приходилось идти по улице около 10 минут. Для решения этой проблемы была проведена масштабная работа по интеграции отдельных станций в единое комфортное транспортное пространство.
3 ноября первых пассажиров принял второй (северный) вестибюль станции метро «Окружная», объединенный с южным вестибюлем станции МЦД-1 и станцией МЦК.
Одновременно с ним заработал северный вестибюль станции Окружная МЦД-1, интегрированный со станцией МЦК.
Благодаря открытию новых вестибюлей пассажирам ТПУ «Окружная» не потребуется выходить на улицу и несколько раз переходить через дорогу, ожидая зеленого сигнала светофора.
Пересадка организована в теплом контуре по принципу «сухие ноги», а ее время сократилось в несколько раз. В частности, для пересадки с МЦД на метро необходимо будет пройти 100 метров вместо 500, для перехода со станции метро на МЦК – 160 метров вместо 600.
Путь от метро до поездов «Аэроэкспресса» стал в пять раз короче – теперь вместо 500 метров по улице пассажирам нужно пройти всего 100 метров в теплом контуре.
Кроме того, в пять раз сократился путь до станции для жителей близлежащих жилых кварталов, включая новый ЖК «Поколение» – с 10 до двух минут.
Таким образом, открытие новых вестибюлей позволило:
обеспечить быструю и комфортную пересадку пассажиров на крупнейшем ТПУ севера Москвы;
повысить привлекательность ТПУ «Окружная» и тем самым перераспределить пассажиропотоки и разгрузить ряд крупных транспортных объектов города, включая Савеловский вокзал и станции Серпуховско-Тимирязевской линии метро;
улучшить транспортное обслуживание жителей районов Бескудниковский, Тимирязевский, Отрадное и Марфино с населением свыше 380 тыс. человек, из которых 60 тыс. человек проживают недалеко от ТПУ;
обеспечить безопасный переход через железнодорожные пути и связать районы Бескудниковский, Тимирязевский, Отрадное и Марфино.
По оценке специалистов, к 2025 году число пассажиров ТПУ «Окружная» увеличится до 85 тыс. человек в сутки, что в 40 раз больше, чем в 2015 году, и в два раза больше, чем в настоящее время.
При этом созданный запас пропускной способности значительно превышает прогнозируемый пассажиропоток, что позволит обеспечить стабильное функционирование ТПУ на десятилетия вперед.
Новый вестибюль станции метро «Окружная»
Второй (северный) вестибюль станции метро «Окружная» расположен вдоль Локомотивного проезда на пересечении с 3-м Нижнелихоборским проездом. Строительство северного вестибюля стало одним из сложнейших проектов в истории московского метростроения. Из-за тяжелейших геологических условий 100-метровый наклонный ход будущих эскалаторов пришлось прокладывать практически вручную. Очень важно и то, что работы выполнялись без остановки движения поездов. Московские строители блестяще справились с этой задачей.
Со станцией метро вестибюль связан тремя эскалаторами, длина которых составляет около 100 метров. С учетом сложнейших гидрогеологических условий для сооружения вестибюля была использована технология заморозки грунта. В месте замораживания выемка породы велась вручную с помощью отбойных молотков.
Оформлен вестибюль в едином архитектурном стиле, характерном для входных павильонов МЦК и МЦД. Простые плавные очертания фасадов и витражное остекление создают ощущение большого и светлого пространства. Полы и стены пассажирской зоны вестибюля облицованы гранитом и мрамором, а колонны – нержавеющей сталью.
Цветовое решение выполнено в двух оттенках: жемчужно-серый был выбран для облицовки фасада, а светло-салатовый – для потолков, порталов и других элементов интерьера, видимых с улицы через светопрозрачные проемы.
Территория вокруг благоустроена: тротуары выложены гранитом, установлено 50 малых архитектурных форм (скамейки, кашпо с цветами, урны) и два современных остановочных павильона наземного городского пассажирского транспорта.
С открытием вестибюля пересадка с метро на МЦД, поезда «Аэроэкспресса» и МЦК займет в три раза меньше времени – две-три минуты вместо шести – девяти минут. Пассажиры будут пересаживаться с одного вида транспорта на другой в теплом контуре, не выходя на улицу.
Также в пять раз сократится время пересадки с метро на наземный городской транспорт – с пяти до одной минуты.
Новый вестибюль станции Окружная МЦД-1
Второй (северный) вестибюль станции Окружная МЦД-1 расположен к северу от Московского скоростного диаметра. Он выполнен в едином стиле с примыкающим к нему пассажирским терминалом МЦК. В новом здании площадью три с половиной тысячи квадратных метров создана современная и комфортная пассажирская инфраструктура, соответствующая высоким стандартам московского транспорта.
Безбарьерная среда, включающая в себя эскалаторы и лифты, облегчит пользование вестибюлем для маломобильных пассажиров – пожилых людей, родителей с колясками, пассажиров с детьми и багажом, людей с ограниченными физическими возможностями.
Особое внимание уделено пассажирам аэроэкспресса – для них установлено более 20 навигационных указателей.
Также пассажиры могут воспользоваться двумя пешеходными переходами:
надземным, по которому можно, не выходя на улицу, пересесть на МЦК;
подземным, ведущим к жилой застройке районов Бескудниковский и Отрадное, в том числе к ЖК «Поколение».
С открытием вестибюля время пересадки с МЦД-1 или аэроэкспресса на МЦК сократится почти в два раза – с пяти с половиной до трех минут.