«Адмиралтейские верфи» отметили знаменательный юбилей
5 декабря 1957 года на «Адмиралтейских верфях» (входят в Объединенную судостроительную корпорацию) прошла торжественная церемония спуска на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин».
Строительство первого в мире атомного ледокола «Ленин» – огромный вклад «Адмиралтейских верфей» в освоение Арктики. В проектировании и создании ледокола принимали участие более 500 предприятий и организаций, в том числе проектант ледокола ЦКБ-15 (в настоящее время Центральное конструкторское бюро «Айсберг»).
За 30 лет службы ледокол прошел более 500 тыс. миль, из них 350 тыс. во льдах толщиной два метра, провел более 3,5 тыс. судов Северным морским путем. В 1961 году ледокол «Ленин» осуществил первую в истории высадку дрейфующей научно-исследовательской станции с борта судна. В июне 1971 года «Ленин» первым из надводных судов прошел севернее Северной Земли, что стало этапом подготовки экспедиции ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977 году. На протяжении 30 лет ледокол обеспечивал навигацию по Северному морскому пути и служил «атомным университетом», где готовились кадры для атомного флота нашей страны.
В настоящее время стоящее в Мурманске судно превращено в музей Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «Ленин» и имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, оставаясь при этом структурным подразделением ФГУП «Атомфлот» Госкорпорации «Росатом».
«Наше предприятие всегда являлось площадкой для создания уникальных судов, – отметил генеральный директор “Адмиралтейских верфей” Александр Бузаков. – Строительство первого в мире атомного ледокола “Ленин” открыло принципиально новую эпоху не только в отечественном, но и в мировом судостроении. Это большой по своей значимости этап в развитии верфей. Опираясь на бесценный опыт предшественников, мы продолжаем строить все более современные суда и корабли для ледокольного флота нашей страны».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1960 года «Адмиралтейские верфи» были награждены орденом Ленина «за успешное выполнение задания Правительства по строительству атомного ледокола “Ленин” и заслуги в развитии отечественного судостроения».