Главная цель мегапроекта – помочь школьникам сформировать навыки и умения, необходимые для будущей профессии
6 марта 2017 года Сергей Собянин посетил лицей №1560, расположенный на Карамышевской набережной, дом 22, корпус 2. Во время круглого стола, который прошел в здании лицея, директора школ и ректоры вузов обсудили с мэром Москвы мегапроект по созданию единой образовательной среды. Город планирует интегрировать общее, профессиональное и дополнительное образование.
«Мы в прошлом году сделали такие первые попытки в этом направлении: образовались первые инженерные, медицинские классы. В этом году уже есть такой масштабный проект, в котором участвуют сотни московских школ, десятки учащихся старших классов. Если несколько лет тому назад о таком проекте говорить было невозможно, то сегодня это становится вполне реальным», – сказал Сергей Собянин.
По его словам, сейчас практическая каждая школа предлагает старшеклассникам несколько профилей подготовки на выбор. «Раньше у нас в школах было один или два 11-х класса. Сегодня это четыре и пять классов, которые позволяют работать по разным направлениям, не только гуманитарным и техническим, но другим, как я уже говорил, – медицинским, кадетским, инженерным, а также это “курчатовский проект” и целый ряд других направлений», – отметил мэр Москвы.
Он выразил благодарность высшим учебным заведениям, колледжам, которые стали сотрудничать со школами города. «Мне кажется, это очень важно и для самих детей – получить реальную профориентацию, понимать, какую профессию они выбирают – она основа их будущей жизни, – получить практические знания на предприятиях, в технопарках города Москвы. И конечно, это важно для вузов – чтобы получить молодых людей, которые настроены на учебу и знают, куда они идут. И конечно, это чрезвычайно важно для города», – добавил С. Собянин.
В 2017 году окончат школу первые выпускники инженерных и медицинских классов, сообщил во время круглого стола министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования Исаак Калина. По его словам, на этом завершится первый этап проекта. «Сегодня наша задача, может быть, даже не столько количественно расширять проект, а в первую очередь качественно и, самое главное, очень серьезно соединить возможности вузов, интересы предприятий и наши возможности», – заявил он.
Свои предложения об этом проекте высказал ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов. Он считает, что стоит увеличить количество баллов в портфолио учащимся инженерных классов. Это поможет им составить конкуренцию другим абитуриентам при поступлении в вузы. Кроме того, он предложил объединить медицинские и инженерные классы в классы медицинской инженерии. «Я думаю, что конкурс тут будет очень высокий. У нас в ядерном университете открыт специальный инженерно-физический институт в биомедицине, и конкурс с прошлого года превзошел все ожидания», – сказал М. Стриханов.
Директор лицея №1560 Ирина Жданова рассказала о том, как они реализуют проект «Московская электронная школа». «Сейчас наши учителя и разрабатывают сценарий урока, и сами используют его. Оборудование позволяет это делать. То есть наше содержание, содержание по предмету, подкрепленное современным оборудованием, упакованное в совершенно новую технологию, становится очень интересным для наших детей», – отметила она. По ее словам, дети получают те знания и навыки, которые им действительно пригодятся в жизни.
С. Собянин напомнил, что на новом этапе программы не просто обновляются оборудование и пособия, ведется комплексная работа над их содержанием и организацией уроков. «Важно наполнить пособия не просто академическим, но и прикладным смыслом, который бы помог ребятам разобраться не только в учебных знаниях, но и в жизненных проблемах», – сказал мэр Москвы.
Среди лучших школ Москвы
Лицей №1560 был основан в 1997 году после реорганизации школы-лицея №1605. С 2014 года он является крупным образовательным комплексом, в состав которого входят шесть школьных зданий и 12 зданий для дошкольников.
В лицее учатся 4648 детей, в том числе 1585 дошкольников и 3063 школьника. Дополнительное образование получает 3651 ученик (78,6% от общего числа учащихся). В школе работают 514 сотрудников, в том числе 195 учителей и 103 воспитателя.
Учебное заведение оборудовано современными техническими средствами и мебелью. В распоряжении школьников семь спортивных залов, стадионы, баскетбольные, волейбольные и футбольные площадки и тренажерные залы.
Кроме того, в учебном корпусе на Карамышевской набережной работает Музей боевой славы 58-й Одерской краснознаменной стрелковой дивизии.
Пропуском в здания служит электронная карта учащегося. Есть система охраны и видеонаблюдения.
Корпуса приспособлены и для маломобильных граждан. Школьные дворы и территории дошкольных отделений благоустроены: там высажены деревья и кустарники, цветники и газоны, установлены скамейки.
В прошлом учебном году лицей выпустил 144 одиннадцатиклассника, пятеро из них получили золотые медали «За особые успехи в обучении» от Правительства Москвы. По итогам года лицей №1560 занял 101-е место в рейтинге лучших школ Москвы и снова вошел в топ-500 школ России.
В учебном заведении реализуются следующие образовательные проекты:
«Инженерный класс в московской школе», который охватывает 228 учеников. Партнеры программы – Московский авиационный институт, Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. Специально для занятий была закуплена 71 единица оборудования, в том числе комплексы 3D-сканирования и моделирования, аппаратно-программный комплекс автоматизации физического эксперимента, шесть интерактивных столов-кульманов и атомно-силовой микроскоп;
«Школа новых технологий», в которой участвуют более двух тысяч учащихся. Для обучения закуплена 501 единица оборудования на сумму 16,7 млн рублей, включая интерактивные доски, цифровые лаборатории для проведения естественно-научных экспериментов, комплексы для физических исследований и цифровые микроскопы.
В рамках проекта «Москва: международная школа качества» 29 педагогов лицея прошли обучение по направлению «международный бакалавриат» (IB). Были проведены IB-семинары, библиотечный фонд пополнился зарубежной литературой, разработано пособие по работе с междисциплинарными и персональными проектами по программе IB, закуплено дополнительное оборудование (планшеты и интерактивные доски).
Единая предпрофессиональная среда
Мегапроект по созданию единой предпрофессиональной среды был начат в 2016 году. Его главная цель – предоставить каждому школьнику возможность сформировать навыки и умения, необходимые для будущей профессии, получить востребованную квалификацию специалиста среднего звена либо углубленные знания, которые пригодятся во время обучения в вузе.
Интегратором предпрофессионального образования выступают школы, работающие в партнерстве с университетами, промышленными предприятиями, научными институтами, технопарками, музеями и другими организациями столицы.
Мегапроект объединяет следующие программы:
• Проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования», который стартовал в 2011 году. Он реализуется совместно с национальным исследовательским центром «Курчатовский институт». Проект охватывает уже 37 образовательных организаций и 65 тыс. учащихся, которые проводят исследования в области химии, физики, биологии, географии, информатики и экологии.
• Проект «Медицинский класс в московской школе». Реализуется с 1 сентября 2015 года совместно с Первым московским государственным медицинским университетом И.М. Сеченова. Его цель – обучение школьников основам профессии врача. Сегодня в программе участвуют 81 школа (более четырех тысяч человек) и 39 городских организаций здравоохранения. 62 школы уже были оснащены современным высокотехнологичным оборудованием для медицинских классов на сумму 740 млн рублей.
Всего в образовательные организации столицы было поставлено более 90 наименований оборудования, включая цифровые лаборатории, медицинские тренажеры, измерительные приборы, оборудование для оказания первой помощи, приборы для измерения давления, частоты дыхания и влажности тела, тренажеры для промывания желудка и учебные электрокардиографы. В лабораториях есть макеты, которые помогут школьникам отработать навыки, необходимые в работе врача.
Учащиеся могут освоить более 20 курсов по выбору: основы микробиологии, биохимию, анатомию, нанотехнологии в медицине и другие. Важной частью обучения является знакомство с работой врачей в медорганизациях Москвы.
• Проект «Инженерный класс в московской школе» реализуется с 1 сентября 2015 года совместно с федеральными техническими вузами и высокотехнологичными предприятиями. Его задача – создать в школах условия для предпрофессионального обучения инженерной направленности.
Сейчас в программе участвуют 148 школ, 16 вузов и более 100 высокотехнологичных предприятий (Госкорпорация «Росатом», Центр фотохимии РАН, Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения», энергетический холдинг «Русгидро», Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» и другие). Проект охватывает более девяти тысяч человек.
Ученики инженерных классов углубленно изучают математику, физику, информатику и проходят различные прикладные курсы, в том числе компьютерное черчение, материаловедение, основы нанотехнологий, альтернативную электроэнергетику, программирование в среде Scratch, 3D-моделирование в программе Sketch Up.
В прошлом году 50 школ были оснащены специализированным учебным оборудованием на сумму 1,5 млрд рублей. В классах появились атомно-силовые микроскопы, программируемые станки, оборудование для проведения опытов по проверке прочности и герметичности.
Наборы по электродинамике предназначены для изучения конструкций технологического оборудования и проектирования электроприборов. Специальные инструменты – лазерные рулетки, клинометры, теодолиты – позволяют проводить измерения на местности, а также делать чертежи построек.
• Проект «Кадетский класс в московской школе» действует с 1 сентября 2014 года. В нем участвуют профильные вузы и силовые ведомства. В проекте задействовано 116 школ, в которых обучаются более 10 тыс. кадет.
• Проект «Предуниверситарий» направлен на организацию профильного обучения на базе вузов. Старшеклассники, помимо школьных предметов, изучают там специальные курсы, профильные дисциплины, а также занимаются практической работой в лабораториях, участвуют в научных студенческих объединениях. В проекте задействованы 11 вузов и более 3,8 тыс. учащихся девятых – 11-х классов.
• Проект «Профессиональное обучение без границ», в котором участвуют колледжи Москвы, рассчитан на раннюю профессиональную социализацию. В программу включены 46 колледжей, которые предлагают школьникам обучение по 130 профессиям. Одновременно с аттестатом выпускники школ, участвующие в проекте, получают свидетельство о получении рабочей профессии.
С 2013 года московские школьники также участвуют в проектах «Университетские субботы», «Инженерные субботы», «Космические субботы» и «Субботы правовой грамотности», в рамках которых проводятся тематические лекции, экскурсии, практикумы и мастер-классы.
Инженеры будущего
В 2017 году на базе московских «Кванториумов» (детских технопарков) в технопарке «Мосгормаш» и технополисе «Москва» стартовал проект «Урок в технопарке». Его цель – развитие у ребят практических инженерных и конструкторских навыков путём решения учебных и реальных производственных задач.
Помимо обучения, в рамках проектов предпрофессионального образования московские школьники также участвуют в следующих мероприятиях:
городской открытой научно-практической конференции «Старт в медицину»;
городской научно-практической конференции «Инженеры будущего»;
городской научно-практической конференции «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату».
В рамках Московской олимпиады школьников впервые проходит Московская предпрофессиональная олимпиада по инженерно-конструкторскому и технологическому направлениям.
В апреле – мае выпускники инженерных и медицинских классов будут сдавать предпрофессиональный экзамен, который включает компьютерное тестирование и практическую работу по одной из трех моделей: защита долгосрочного проекта, разработка и защита мини-проекта, решение практических задач. Независимую итоговую оценку их знаний поставят представители профильных вузов и потенциальные работодатели.