Запуск МЦД даст мощный импульс развитию экономики столичного региона
21 ноября 2019 года открылось движение по двум Московским центральным диаметрам: МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово – Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино – Подольск).
- Первый железнодорожный диаметр, Белорусско-Савеловский (МЦД-1), протяженностью 52 км соединил Одинцово и Лобню. Второй, Курско-Рижский (МЦД-2), протянулся на 80 км от Нахабино до Подольска. Время в пути по МЦД-1 составит 1,5 часа, а по МЦД-2 – 2 часа.
- В отличие от обычных электричек новые железнодорожные магистрали проходят через всю Москву насквозь и не привязаны к конкретным вокзалам. На открытых первых двух маршрутах Московского центрального диаметра расположено 57 станций, с 19 из которых можно будет сделать пересадку на метро, Московское центральное кольцо и радиальные направления железной дороги.
- Всего намечен запуск пяти линий: после первых двух планируется запустить МЦД-3 (от Зеленограда до Раменского), МЦД-4 (от Апрелевки до Железнодорожного) и МЦД-5 (от Пушкина до Домодедова).
- Московские центральные диаметры – совместный проект Минтранса России, Правительства Москвы, Правительства Московской области и ОАО «РЖД», призванный улучшить транспортное обслуживание жителей Москвы и Московской области, разгрузить транспортную инфраструктуру.
- Открытие МЦД позволит на 10–12% снизить нагрузку на транспортную инфраструктуру города.
*
Белорусский вокзал, где формируется один из крупнейших транспортно-пересадочных узлов, посетили Президент России Владимир Путин, министр транспорта России Евгений Дитрих, мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьев, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, помощник Президента России Игорь Левитин, полномочный представитель Президента России в ЦФО Игорь Щеголев.
«Это создание, по сути дела, нового городского транспорта, связывающего и идущего насквозь через всю Москву: от ближайших городов одной части Подмосковья через всю столицу до городов другой части Подмосковья. Это наземное метро, которое будет работать с интервалом пять – восемь минут, и постепенно, постепенно, с каждым годом будем уменьшать его до пяти – восьми минут», – сказал Сергей Собянин.
Московские центральные диаметры – совместный проект Правительства России, Минтранса России, Правительства Москвы, Правительства Московской области и ОАО «РЖД». Предусматривается открытие пяти диаметров. В общей сложности это 182 станции и 375 км путей. В результате улучшится транспортное обслуживание около 6,9 млн москвичей и 5,5 млн жителей Московской области.
«Очень хорошо, когда мы что-то планируем, а потом реализуем. Особенно такие крупные инфраструктурные проекты. За последнее время Москва вообще сделала хороший рывок, – сказал Владимир Путин. – Такие проекты, конечно, в значительной степени делают жизнь людей более комфортной».
Президент России поинтересовался, какой ожидается суточный пассажиропоток на первых двух Московских центральных диаметрах.
«Мы считаем, что полмиллиона пассажиров будет в этом году, в следующем году уже около 700 тысяч и в 2023 году – 2,2 миллиона, потому что мы вводим дополнительные поезда, дополнительные вагоны и так далее», – отметил Сергей Собянин.
Два первых диаметра включают 132 км путей и 57 станций, с 19 из которых можно сделать пересадки на метро, МЦК и радиальные направления Московской железной дороги. К 2024 году количество станций должно увеличиться до 66, а количество пересадок – до 27.
«Раза в полтора увеличилась скорость движения, от полутора до трех раз уменьшилась стоимость проезда. Мы получаем реальное наземное метро, которое связывает города ближнего Подмосковья», – добавил мэр Москвы.
Открытие МЦД позволит на 10–12% снизить нагрузку на транспортную инфраструктуру города. В частности, ожидается снижение количества автомобилей жителей Подмосковья, которые ежедневно приезжают в Москву на личном транспорте. Это позволит примерно на пять процентов разгрузить вылетные магистрали: Минское, Дмитровское, Симферопольское, Варшавское и Волоколамское шоссе, а также МКАД. Кроме того, уменьшится нагрузка на конечные станции многих линий метрополитена.
В рамках реконструкции железнодорожной инфраструктуры построили 78,5 км главных путей, три железнодорожных моста, 28 платформ, а также отремонтировали 77 платформ. Закуплено 249 вагонов и обновлено еще 660 вагонов. На станциях установлены навесы и погодные модули, защищающие от осадков. Также для интеграции МЦД с городским транспортом выполнен ремонт 34 пересадочных станций метро.
По словам Олега Белозерова, с 2012 по 2019 год специалисты построили и реконструировали в пределах столицы почти 550 км железнодорожных линий.
«Это огромная цифра. Уникальный проект. Предстоит сделать еще порядка 800 километров, но мы уже понимаем, как мы будем достигать этого результата», – сказал Олег Белозеров.
Проведена работа по благоустройству прилегающих к платформам территорий. В Москве привели в порядок более 256 га, а в Московской области – 65 га.
«Мы вывезли с территорий, которые прилегают к этим двум МЦД, 150 тысяч тонн мусора, снесли около 13 тысяч разных объектов», – подчеркнул мэр Москвы.
Для улучшения доступности станций МЦД для пассажиров построили два путепровода и 16 пешеходных надземных крытых вестибюлей (конкорсов) и тоннелей.
Добавлено и изменено более 50 маршрутов наземного транспорта в Москве и 23 маршрута в Московской области, благодаря чему пассажиры могут комфортно добираться до платформ МЦД. Вблизи станций обустроены парковки – более 9,5 тыс. машино-мест в Москве и более 4,2 тыс. в Подмосковье.
На первом этапе перевозить пассажиров будут 39 поездов нового поколения «Иволга» и 99 обычных электричек. До конца 2020 года «Иволги» обновят до версии 2.0. Интервалы движения по МЦД будут достигать пяти – восьми минут в часы пик, что сопоставимо с интервалами в метро и на МЦК. Таким образом, пассажирам не нужно будет запоминать расписание.
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Кроме того, пересадка с МЦК и метро на МЦД и наоборот является бесплатной.
В зоне притяжения первых Московских центральных диаметров находятся 120 средних учебных заведений, 60 высших учебных заведений, 55 парков, 48 культурно-развлекательных учреждений, 200 предприятий, 320 спортивных учреждений и 40 медицинских учреждений.
«За последние годы благодаря вложениям в транспортную инфраструктуру – в МЦК, новые станции метрополитена, новые дороги – у нас объем инвестиций в экономику увеличился в два раза. Это невозможно было бы без развития инфраструктуры. Город бы просто задохнулся от транспорта и транспортных проблем. А вместо этого мы движемся вперед. И хоть на чуть-чуть, но все равно улучшаем транспортную ситуацию. Это и социально, и экологически, и экономически важная история», – сказал Сергей Собянин.
Благодаря открытию МЦД горожане могут быстрее добираться до Московского международного делового центра «Москва-Сити», металлургического предприятия Всероссийского института легких сплавов, Музея Победы на Поклонной горе, музея-панорамы «Бородинская битва», учебных корпусов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Российского университета транспорта (МИИТ), парков «Лианозово» и «Царицыно».
По прогнозам, к 2023 году общая протяженность путей рельсового транспорта, в состав которого входит метро, Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры, в столичном регионе составит более тысячи километров, количество станций увеличится до 498, а пассажиропоток составит более 12,5 млн человек в сутки.
«Нужно, главное, еще сказать, что если взять наши проекты, связанные с рельсовым транспортом – метро, МЦК, МЦД, – и сопоставить их с тем, что было в 2010 году, то мы увидим, что в 2010 году было 300 километров путей, сейчас почти 600. И мы планируем к 2023 году довести эту цифру до тысячи километров», – добавил мэр Москвы.
Тарифы на проезд
На МЦД-1 и МЦД-2 действуют три тарифные зоны.
Зона «Центральная» включает станции между платформами Марк – Сетунь на МЦД-1 и Волоколамская – Остафьево на МЦД-2. Стоимость разовой поездки на МЦД в пределах этой зоны равна стоимости поездки на метро, МЦК, автобусе, троллейбусе, трамвае и электробусе. Пассажиры могут воспользоваться тарифом «Кошелек» на карте «Тройка» или любым другим билетом, который можно записать на «Тройку». Стоимость поездки по тарифу «Кошелек» составляет 38 рублей.
Зона «Пригород» действует за пределами станций Марк, Сетунь, Волоколамская, Остафьево и распространяется до конечных станций МЦД – Одинцово, Лобня, Нахабино, Подольск. Разовая поездка по тарифу «Кошелек» по карте «Тройка» обойдется пассажирам в 45 рублей. Стоимость проездного билета на 30 дней без лимита поездок составит 2570 рублей. Можно также приобрести абонементы на один, три, 90 и 365 дней.
Зона «Дальняя» начинается за границами МЦД. Если пассажир едет со станции, не входящей в состав МЦД, то стоимость поездки складывается из действующего тарифа на проезд в электричке (23 рубля за каждую зону до границ МЦД) плюс 45 рублей.
Кроме того, пассажиры имеют право на бесплатную пересадку с МЦД на МЦК, метро и наоборот при условии, что оплата производится по карте «Тройка». В поездах Московских центральных диаметров также действуют билеты обычных пригородных электричек, однако при их использовании пересадка на метро и МЦК не будет бесплатной.
«Самое главное достижение – уменьшение стоимости проезда. На МЦД цена снижена в три раза благодаря нашей совместной программе, – отметил Андрей Воробьев. – Также сохранены все льготы для старшего поколения».
Благодаря снижению стоимости проезда в поездах МЦД и бесплатной пересадке на метро пассажиры из Москвы, которые пользуются и поездами МЦД, и метро, смогут экономить до 50% затрат, связанных с проездом, а пассажиры из Московской области – до 75%.
При условии регулярного использования МЦД москвичи смогут сэкономить до 22 тыс. рублей в год, а жители Московской области – до 79 тыс. рублей в год. Общая годовая экономия пассажиров первых двух диаметров составит до 7 млрд рублей.
Кроме того, унифицированы льготы на проезд. Так, дети до семи лет смогут бесплатно ездить в пригородных поездах, как в метро и на МЦК.
МЦД-1: от Одинцова до Лобни
Общая протяженность МЦД-1 составляет 52 км. На маршруте действует 24 остановочных пункта. Ориентировочное время в пути от начальной до конечной станции – 87 минут. С восьми станций МЦД-1 можно сделать пересадки на станции метро и Московского центрального кольца.
Планируется, что к 2024 году число остановок вырастет до 28. Откроются четыре новые станции: Петровско-Разумовская, Дмитровская, Славянский Бульвар и Илимская. А количество пересадочных станций увеличится до 12.
На первом этапе МЦД-1 будут обслуживать 15 поездов «Иволга», продолжат ходить и обычные электрички. Средняя скорость движения поездов по МЦД-1 составит 36,3 км в час.
Открытие движения позволило создать 403 тыс. дополнительных пассажирских мест в сутки. По сравнению с использованием личного автомобиля или наземного общественного транспорта время в пути для пассажиров сократится в среднем в полтора раза. Кроме того, МЦД-1 улучшит транспортную ситуацию в подмосковных Лобне, Долгопрудном, Одинцове и других населенных пунктах.
Продолжается комплексная реконструкция железнодорожной и пассажирской инфраструктуры. За два года специалисты построили третий главный путь на участке Рабочий Поселок – Одинцово и четвертый главный путь на участке Москва – Одинцово Смоленского направления МЖД. Это позволило значительно увеличить интенсивность движения поездов с сокращением интервалов почти на 50%.
Также построили новый, современный и удобный транспортно-пересадочный узел «Сколково». Была проведена реконструкция остановочных пунктов Фили, Немчиновка, Одинцово и Рабочий Поселок. В настоящее время продолжается строительство станций МЦД-1 Петровско-Разумовская, Славянский Бульвар и Дмитровская, а также реконструкция платформ Долгопрудная, Тимирязевская, Новодачная, Сетунь и Баковка.
Помимо комфортных платформ с навесами, на новых и обновленных остановочных пунктах строят надземные крытые вестибюли (конкорсы) и тоннели.
В рамках второго этапа развития МЦД-1 планируется строительство третьего и четвертого главных путей на участке Москва-Бутырская – Лобня Савеловского направления МЖД, завершение реконструкции конечных станций Одинцово и Лобня, строительство нового остановочного пункта Илимская, завершение реконструкции и приведение к стандарту МЦД всех существующих остановочных пунктов.
МЦД-2: от Нагатина до Подольска
Общая протяженность второго диаметра – 80 км. Проехать по всему маршруту можно за 120 минут. На МЦД-2 работают 33 станции, две из которых – Волоколамская и Пенягино – были построены специально к открытию диаметра. Кроме того, с 11 станций можно сделать пересадки на метро и Московское центральное кольцо.
К 2024 году число станций вырастет до 38: откроются платформы Котляково, Курьяново, Печатники, Марьина Роща, Остафьево и Щукинская, которая заменит станцию Покровское-Стрешнево. Количество пересадок вырастет до 15.
На первом этапе эксплуатации диаметр будут обслуживать 24 современных поезда «Иволга». Вместе с ними продолжат ходить обычные электрички. Средняя скорость движения по МЦД-2 составит 38,4 км в час.
Второй диаметр позволил создать 486 тыс. дополнительных пассажирских мест в сутки и в полтора раза сократить время в пути. Улучшилось транспортное обслуживание жителей подмосковных Нахабина, Красногорска, Подольска и других населенных пунктов.
На диаметре продолжают обновлять железнодорожную и пассажирскую инфраструктуру. В 2017–2018 годах реконструировали третий и четвертый главные пути на участке Царицыно – Подольск. Курское и Рижское направление интегрировали с МЦК: для пассажиров построили остановку Новохохловская и реконструировали платформу Ленинградская. В настоящее время идет строительство остановочных пунктов Курьяново, Щукинская и Остафьево, а также реконструкция остановки Опалиха и станций Подольск и Нахабино.
На станциях появляются надземные крытые вестибюли – конкорсы. Сейчас завершают проектирование конкорса на станции Щербинка.
В рамках второго этапа развития МЦД-2 планируют построить третий и четвертый главные пути на участках Москва-Рижская – Нахабино, Люблино – Москва-Пассажирская-Курская и Москва-Пассажирская-Курская – Москва-Каланчевская. В ближайшее время завершат реконструкцию станций Нахабино и Подольск, построят остановки Котляково, Печатники и Марьина Роща и приведут к стандарту МЦД все существующие станции.
«Иволга» – новый стандарт городской электрички
«Иволга» – городской поезд нового поколения. Свыше 90% комплектующих поезда производят предприятия, расположенные в 32 городах России – в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Чебоксарах и других. На них трудятся более 25 тыс. человек.
В «Иволгах» нет тамбуров, а ширина входных дверей на 15% больше, чем у обычных пригородных поездов, и составляет 1,4 м. Это обеспечивает пассажирам более быструю и удобную посадку.
Современные системы климат-контроля поддерживают в вагонах температуру от 18 до 24 градусов. Кроме того, в поездах установлены системы обеззараживания воздуха, Wi-Fi, USВ-розетки, крепления для велосипедов, а также современные системы оповещения, системы безопасности и онлайн-контроля технического состояния поезда. Уровень шума в вагонах снижен почти на 30%.
Поезда полностью приспособлены для поездок родителей с детьми в колясках и маломобильных граждан.
Городские поезда, которые ходят по маршрутам с большим количеством остановок, должны уметь быстро разгоняться и максимально плавно останавливаться. «Иволга» ускоряется стремительно и плавно. В результате пассажиры не чувствуют дискомфорта, а среднее время в пути сокращается. Технология пневмоподвешивания обеспечивает плавный ход поезда, низкий уровень шума и вибрации. Сквозной проход между вагонами позволяет перемещаться по всему поезду, а трехуровневые поручни с «теплым» покрытием делают комфортнее поездку стоя.
Состав «Иволги» может включать от пяти до 12 вагонов. Это позволяет ей легко адаптироваться к меняющемуся пассажиропотоку. Новый поезд из 12 вагонов вмещает почти три тысячи человек одновременно.
Обеспечивать бесперебойное движение поездов будет помогать координационный центр.
«Координация очень хорошая на всех уровнях, – сказал Олег Белозеров. – Управляется все программами. Если нужно что-то скорректировать, соответственно, люди обсуждают, вносят изменения, график меняется».
Все «Иволги» будут отслеживаться, чтобы минимизировать отклонения от графика или предотвратить какие-либо нарушения.
Поездки по МЦК станут быстрее
21 ноября 2019 года в транспортной системе Москвы произошло еще одно знаковое событие: на МЦК сократили интервал движения в час пик с пяти до четырех минут. Это сделано за счет увеличения количества поездов с 42 до 51. В остальное время интервал движения составляет восемь минут.
Сергей Собянин напомнил, что 10 сентября 2016 года, в первый год работы МЦК, ежесуточный пассажиропоток составлял 266 тыс. пассажиров. Сейчас этим видом транспорта пользуются 550 тыс. пассажиров. Ожидается, что в 2020 году пассажиропоток на МЦК в рабочие дни вырастет до 620 тыс. человек.
«Это большая совместная работа с “Российскими железными дорогами”. Для них это рекордное достижение, потому что они работают в режиме метро», – сказал Сергей Собянин.
По мнению Олега Белозерова, для сокращения интервала пришлось сделать многое. Нужно было переложить практически все рельсовые цепи, изменить систему управления движением, переписать программы.
«Для того чтобы поезд мог встать в такое расписание, он должен быть чистым, ухоженным, для этого нужно было создать новые депо по обслуживанию подвижного состава, сделать дополнительные подъезды», – сказал Олег Белозеров.
С момента открытия Московским центральным кольцом воспользовались около 400 млн пассажиров, из них свыше 130 млн – в 2019 году.
*
«Мы добились того, что по некоторым направлениям, вошедшим в МЦД-1 и МЦД-2, число рейсов увеличилось более чем на 60%. Жителям Москвы и Подмосковья станет доступно дополнительно 1,4 млн мест в сутки. Этот комплексный проект включает не только дополнительные пути, платформы, станции, но и новые поезда “Иволга”, которые производятся на Тверском вагоностроительном заводе», – отметил Олег Белозеров.
Благодаря старту проекта, размеры пригородного движения были существенно увеличены по четырем радиальным направлениям Центрального транспортного узла: по Курскому на 62% (с 110 до 178 пар поездов), по Рижскому +76% (с 92 до 162 пар поездов), по Савеловскому +38% (с 143 до 198 пар поездов) и Смоленскому +37% (с 139 до 221 пар поездов).
Одним из главных преимуществ проектов МЦД является высокая степень интеграции пригородно-городского железнодорожного транспорта, метрополитена и других видов общественного транспорта в единую сеть. С этой целью строятся транспортно-пересадочные узлы, внедряется единая тарифная политика, пассажирам предлагается широкий выбор сопутствующих сервисов.
В срок до конца 2024 года в полном объеме будут завершены работы по запуску четырех диаметральных маршрутов, включая МЦД-3 Крюково (Зеленоград) – Раменское (Октябрьско-Казанский) и МЦД-4 Апрелевка – Железнодорожная (Киевско-Горьковский). Маршрут МЦД-5 и сроки его реализации будут определен по результатам разработки основных проектных решений.
В ходе работ по полному развитию инфраструктуры МЦД планируется выполнить реконструкцию всех остановочных пунктов в новом стандарте транспортного обслуживания пассажиров за счет устройства навесов на всю длину платформ, теплых кассовых зон, современной статической и интерактивной навигации, оснащения тоннелей и конкорсов лифтами и эскалаторами, а также благоустройства.
Реализация запланированных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла позволит значительно увеличить пассажиропотоки в пригородном сообщении – на 20% к 2025 году (до 948 млн пассажиров).