«Ворота Арктики» открыты на Ямале

25 мая 2016 года начата отгрузка ямальской нефти через морской терминал «Ворота Арктики»

В поселке Мыс Каменный (полуостров Ямал, Ямало-Ненецкий автономный округ) состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу круглогодичной отгрузки ямальской нефти через арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

Новопортовcкое нефтегазоконденсатное месторождение – самое крупное по запасам нефти на Ямале – находится в 700 километрах от существующей трубопроводной инфраструктуры. В этой связи было принято решение впервые в истории российской нефтегазовой отрасли вывозить ямальскую нефть морским путем.

Терминал построен для обеспечения круглогодичной транспортировки нефти морем, в том числе в экстремальных природно-климатических условиях.

Использование новейших технологий при создании добычной, транспортной и, главное, отгрузочной инфраструктуры позволило всего за четыре года организовать промышленную добычу нефти на месторождении. Уже в 2018 году здесь планируется добыть 6,3 млн тонн сырья.

По нефтепроводу протяженностью более 100 км нефть с Новопортовского месторождения поступает на побережье Обской губы. Она имеет критически малую для навигации глубину судоходного фарватера – 11 метров, в связи с чем нефтеналивной терминал размещен непосредственно в море – в 3,5 км от берега. Мощность терминала по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год. Он позволяет круглогодично отгружать нефть, добываемую на Ямале, на танкеры для дальнейшей транспортировки по Северному морскому пути.

Морской терминал «Ворота Арктики» является уникальным сооружением. Терминал рассчитан на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже –50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать два метра. Он имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

Терминал является морским, с берегом его соединяет морской нефтепровод. Терминал является терминалом башенного типа, высота крана над уровнем воды составляет 61 метр, 78 метров – это длина поворотного стола.

Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы, что крайне важно для сохранения экологии Арктики. Кроме того, подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

Аналогов таких терминалов в мире нет, нет таких промышленных объектов с такими характеристиками за Полярным кругом.

В режиме видеосвязи Президент России Владимир Путин дал команду к отгрузке нефти Новопортовского месторождения через новый терминал, о готовности которого к работе доложили председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков. Участие в церемонии принял губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.

Владимир Путин

«Мы сегодня начнём новый этап освоения Ямала, по сути новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, имею в виду, что и проект – один из самых капиталоёмких в нефтегазовой отрасли в России. За последние три года 186 миллиардов было направлено на реализацию этого проекта, применены новейшие технические решения, высокотехнологичные решения, связанные с работой в таких суровых условиях на полуострове Ямал, в самой северной его точке. Впервые нефть будет отгружаться не по трубопроводам, а морем».

Алексей Миллер

«“Газпром” последовательно осваивает российскую Арктику. Успешно идет добыча нефти на Приразломном месторождении – единственном на российском арктическом шельфе проекте по разработке углеводородов. На полуострове Ямал полным ходом развивается центр газодобычи, не имеющий мировых аналогов. Теперь здесь вместе с газовым центром мы создаем новую нефтяную провинцию. “Ворота Арктики” открыты для нефти Ямала, которая будет круглогодично поступать европейским потребителям по Северному морскому пути».

Александр Дюков

«Новопортовское месторождение было открыто более 50 лет назад и стало первым месторождением углеводородов, открытых на полуострове Ямал. Долгое время отсутствие технологий по разработке столь сложных месторождений, как Новопортовское, отсутствие возможности вывоза, транспортировки нефти с данного месторождения не позволяли приступить к его освоению. Применение нами новых современных технологий XXI века позволило начать разработку этого месторождения. 

Если говорить о качестве нефти Novy Port, то этот сорт характеризуется высоким качеством, относится к лёгким сортам нефти с низким содержанием серы, что даёт ему дополнительные конкурентные преимущества на мировых рынках нефти. Эта нефть более качественна, чем нефть марки Brent, и торгуется с премией к нефти марки Brent».

Дмитрий Кобылкин

«Для Ямала новый терминал имеет неоценимое социальное значение. Это и пополнение бюджета. Мы здесь каждый день доказываем, что Арктика – это территория постоянного проживания многих тысяч россиян. Это – зона комфортной жизни и эффективного труда. Здесь за каждой победой стоит высокий профессионализм и самоотверженный труд. Новый Арктический терминал, который создали энергетики России, – это мощный инструмент повышения уровня и качества жизни северян, стабильности российской экономики. А это считаю главным – чтобы людям жилось лучше. Особенно в суровой Арктике».

«Газпром нефть» начала отгрузку ямальской нефти через морской терминал «Ворота Арктики» (Россия 24)

Справка. Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение расположено в юго-восточной части полуострова Ямал, в 250 км к северу от г. Надыма и в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы жидких углеводородов категорий C1+С2 составляют более 250 млн тонн. Оператор разработки месторождения – ПАО «Газпром нефть».

Сорт нефти Novy Port относится к сортам средней плотности и содержит меньше серы (около 0,1), чем смесь Urals.

Возможность вывоза нефти морским путем была подтверждена в 2011 году после опытной проводки атомного ледокола из порта Сабетта (северо-восток полуострова Ямал) до мыса Каменный. Первый в российской истории опыт вывоза нефти с Ямала танкером по морю был получен летом 2014 года.

К настоящему времени объем инвестиций в развитие Новопортовского месторождения составил 180 млрд рублей, ожидаемые налоговые поступления за время реализации проекта превысят 1,5 трлн рублей.

В период разработки месторождения реализуется программа по увеличению популяции северных промысловых рыб. В частности, в 2015 году в Обь и реки Обь-Иртышского бассейна было выпущено около 4 млн мальков муксуна и других видов рыб. В 2016–2018 годах запланирован выпуск еще 24 млн мальков муксуна.

Источник
Источник
Источник | фото