РОССИЙСКИЙ ФОРПОСТ КИТАЯ

Председатель правления Национального центра трудовой славы
Андрей Макаров

Сильная суверенная Россия – императив политики Поднебесной

Россия второй год живет в условиях необъявленной войны со стороны США и их сателлитов. Можно много говорить о формальных предлогах такого «наказания», но лучше привести тезис о санкциях из Послания Владимира Путина Федеральному Собранию 2014 года: «Это не просто нервная реакция США или их союзников на нашу позицию в связи с событиями и государственным переворотом на Украине и даже не в связи с так называемой “крымской весной”. Уверен, что если бы всего этого не было, то придумали бы какой-нибудь другой повод для того, чтобы сдержать растущие возможности России, повлиять на неё, а ещё лучше – использовать в своих интересах» [1].

4_dekabrya_2014-kremlin.ru_.jpg

Послание Президента России В. Путина Федеральному Собранию, 4 декабря 2014 года

Вне всякого сомнения, попытки «приручения» России являются «полигоном» для испытания в будущем технологий сдерживания других стран, в первую очередь, набирающей мощь КНР. Именно Россия и Китай, вокруг которых консолидируются другие уважающие себя нации, являются двумя главными силами, препятствующими «концу истории» по-американски. Они выступают главными акторами демонтажа Pax Americana, формирования нового мирового порядка и нового качества справедливости в международных отношениях. Следовательно, основной из геополитических целей США является повышение стратегической уязвимости КНР и подрыв потенциала российско-китайского сотрудничества.

Попытки «приручения» России являются «полигоном» для испытания в будущем технологий сдерживания других стран, в первую очередь, набирающей мощь КНР.

Москва и Пекин понимают и открыто заявляют, что стратегическое партнерство является императивом для обеих стран. Но несмотря на насыщенную повестку российско-китайского взаимодействия, сторонам еще предстоит осмыслить подлинную степень взаимозависимости. К сожалению, сегодня Китай воспринимает Россию скорее в ситуативном ad hoc формате. Между тем, превращение Украины в несостоявшееся государство (failed state), так называемая «арабская весна» наглядно демонстрируют значительный разрушительный ресурс США и коллективного Запада в целом. Последние события показывают, что и Ближний Восток и Южная Азия «открыты» для дестабилизации.

15_noyabrya_2015-kremlin.ru_.jpg

Президент России В. Путин. В ходе встречи с Председателем КНР Си Цзиньпином, 15 ноября 2015 года, Анталья, Турция

15_noyabrya_2015-kremlin.ru_1.jpg

Председатель КНР Си Цзиньпин. В ходе встречи с Президентом России В. Путиным, 15 ноября 2015 года, Анталья, Турция

В связи с этим, амбициозные планы Пекина по реализации «Экономического пояса Шелкового пути» могут оказаться несбыточными без учета мнения Москвы о необходимости сопряжения китайского грандиозного проекта и Евразийского экономического сообщества. Скорее всего, без такого сопряжения попытка сделать зоной развития весь евразийский континент обречена на неуспех. И дело не в том, что кто-то станет создавать проблемы на пути экономической интеграции Евразии по южному маршруту. Дело в том, что такие проблемы уже созданы.

Правительство КНР обеспокоено тем, что большая война в мусульманском мире окончательно перекроет сухопутный Шелковый путь в Европу, затруднив и судоходство в Ормузском проливе, через который проходит более 17 млн баррелей нефти в сутки. «В XX веке Пентагон не раз использовал эту артерию, ширина которой составляет всего 33 километра (21 миля). Америка готова бросить в топку любое государство региона, лишь бы это ослабило глобальную конкуренцию за власть.» [2].

После последней вспышки антагонизма между Ираном и Саудовской Аравией эти государства посетил заместитель министра иностранных дел КНР по странам Западной Азии и Северной Африки Чжан Мин. МИД Китая официально заявил: КНР надеется, что ситуация на Ближнем Востоке стабилизируется и стороны будут поддерживать мир.

Однако заниматься планированием, сидя на бочке с бензином, сложно. Большая война на Ближнем Востоке и последующая продолжительная региональная война в формате «все против всех» не является иллюзией. КНР по понятным причинам опасается непредсказуемости российской экономики. Китайский аналитик Чжао Юй в своей статье «Комментарий: сможет ли Россия выдержать испытание на прочность на фоне сложного кризиса?» приводит мнение директора Института России при Китайской академии современных международных отношений Фэн Юйцзюня. Он считает, что из-за украинского кризиса Россия оказалась в серьезнейшем с начала XXI века стратегическом тупике. Резкий спад цен на нефть вкупе с западными санкциями привели экономику Российской Федерации к «депрессии». В российско-американских отношениях значительно повысилось недоверие. Наконец, Россия и НАТО, как в прежние времена начали рассматривать друг друга в качестве стратегических противников. В краткосрочной и среднесрочной перспективах, указывается в материале, Западу трудно будет изменить общую политику в отношении России.

Эта публикация получила большой резонанс в России и дала почву для недобросовестной интерпретации так называемыми либеральными СМИ, начавшими спекулировать на высказываниях о крахе российской экономики, обвиняя «кремлевский тоталитарный режим». На наш взгляд, объективный комментарий данной статье дал заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский, который подчеркнул, что Китай ждет от России более активного «разворота на Восток», участия в более глобальных проектах, а не декларативные заявления нынешнего правительства, в то же время опасаясь текущих проблем российской экономики [3].

8_maya_2015-kremlin.ru_.jpg

В. Путин с Председателем КНР Си Цзиньпином, 8 мая 2015 года, Москва

Но дело в том, что текущие проблемы России не должны заслонять их возможной второстепенности. Безопасность страны, ее стратегическое состояние (в тупике или в динамике развития) зависит не только от созданных в конкретный промежуток времени экономических и политических ситуаций, но и от ее военной, геополитической и даже территориальной составляющей. Заметим, что вероятные экстремальные сценарии Большой войны на Ближнем Востоке могут устроить Россию в большей степени, нежели других ее участников. Ибо у России нет многомиллиардных инвестиций в экономику региона и, наряду с недостатками, имеются очень убедительные сильные стороны. Речь идет о «ружье», которое долго висит на стене во время спектакля, но, согласно мнению классика русской литературы Антона Чехова, рано или поздно стреляет. Русская литература отличалась большой проницательностью. По крайней мере, сирийская операция России, в ходе которой страна задействовала часть своего военного потенциала, являет пример переформатирования ситуации в ключевом регионе мира в своих интересах.

Вероятные экстремальные сценарии Большой войны на Ближнем Востоке могут устроить Россию в большей степени, нежели других ее участников.

Возможный передел Ближнего Востока породит новый геополитический расклад и новые форматы экономической реальности. Россия, наряду с неизбежными вызовами, способна получить бонус в виде приемлемой цены на нефть. Думается, что в ходе этих перемен может быть регулирован и так называемый украинский кризис, по меньшей мере, в сугубо утилитарном плане. Деградирующая архаичная Украина станет территорией, доступной для экономического развития в интересах России, Китая, Европы и Евразии в целом. Нынешний украинский кризис – отнюдь не свидетельство стратегического тупика России, а скорее начало выхода из этого тупика, острая фаза ментального излечения, обретения геополитического здравомыслия и разумной наглости.

В резонансном интервью немецкому изданию Bild В. Путин назвал главную ошибку российской внешней политики последних 25 лет: «Мы не заявляли о своих национальных интересах, а нужно было делать это с самого начала. И тогда, может быть, мир был бы более сбалансированным» [4].

В. Путин: «Мы не заявляли о своих национальных интересах, а нужно было делать это с самого начала. И тогда, может быть, мир был бы более сбалансированным».

Очевидно, что Россия начала работу над исправлением этой фундаментальной ошибки.

11yanvarya2015-kremlinru.jpg

Интервью В. Путина немецкому изданию Bild

Декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов считает, что «прошлый год был одним из самых удачных в истории российской внешней политики». По мнению эксперта, «на Западе идет привыкание к новой реальности и новым, теперь уже основанным на уважении интересов, правилам игры с Россией». В контексте этого тезиса стоит согласиться с точкой зрения С. Караганова: «Новые попытки раскрутить украинский уризис возможны. Но первый тур противостояния и давления Россия выдержала. И в целом в конфликте вокруг Украины политически выиграла» [5].

Возвращаясь к официальной публикации агентства «Синьхуа»: в ближайшем обозримом будущем США любыми путями будут навязывать стратегический тупик Китаю, а Россия уже с якобы «разорванной в клочья экономикой» с учетом американских внутренних и внешних проблем как объект давления отойдет на второй план. Нельзя разрушить то, что уже было разрушено в начале 1990-х годов и до сих пор находится только в самом начале развития, практически не поддаваясь глобальному внешнему воздействию. Все, что могли сделать против России наши «западные партнеры» они уже сделали – ограничили доступ к финансовым рынкам и обвалили цены на энергоносители. Эти два основных фактора, которые действительно негативно влияют на нашу страну. Именно это подчеркнул в упомянутом своем интервью Bild Владимир Путин.

В глобальном плане, США не готовы идти ни на какие компромиссы. Они будут продолжать подминать под себя мировую экономику в рамках договора об услугах (TISA), так называемого транстихоокеанского партнерства, направленного на выдавливание КНР с американского рынка и рынков других стран-участниц и, главным образом, в рамках объединения НАФТА (США, Канада, Мексика) с Евросоюзом в единую зону свободных торговли и инвестиций. Они будут врать и вредить в открытую или исподтишка: как в случае обвального падения цены на нефть, в случае с самолетом Су-24, сбитым в небе Сирии турецким истребителем, и, не исключено, что и в случае с авиакатастрофой рейса №9268 компании «Когалымавиа» над Синайским полуостровом, которая пафосно, без чувства сожаления освещалась в западных СМИ как неизбежная плата России за «вторжение в Сирию». Степень увлечения США собственной исключительностью и нацеленность на абсолютную гегемонию наглядно демонстрирует тот факт, что они без особых раздумий сделали своим врагом весьма прозападного политика, каковым был Владимир Путин.

В этой связи, очень мучительные, но быстрые перемены могут быть выигрышнее менее мучительных, но долгих и изматывающих. Рациональный Китай мыслит преимущественно экономическими категориями, выстраивает политику, отталкиваясь от экономической экспансии, исповедуя в чем-то агрессивный прагматизм. Но сегодня очень часто экономика демонстрирует бессилие против политических мотивов в понимании главных мировых акторов. В этом смысле, стремление КНР работать по многим конкурирующим направлениям может вылиться в обидное распыление ресурсов и несбывшиеся надежды.

Сегодня российско-китайское сотрудничество напоминает брак по расчету. И хотя такие браки являются самыми крепкими, расчет должен дополняться развитием гуманитарного сотрудничества и большим взаимным узнаванием. Очень важно, чтобы идея российско-китайского стратегического партнерства получала все возрастающую поддержку в самых широких слоях российского общества.

Российско-китайское сотрудничество напоминает брак по расчету. И хотя такие браки являются самыми крепкими, расчет должен дополняться развитием гуманитарного сотрудничества и большим взаимным узнаванием.

Конечно, в плане возможностей и ресурсной готовности к развитию многостороннего гуманитарного сотрудничества Россия значительно уступает Китаю, который объективно способен играть в этом вопросе первую скрипку. Речь не должна идти о лукавом западном подходе, который сводится к вербовке и подготовке агентов влияния. Одновременно, такое сотрудничество не должно сводиться исключительно к демонстрации достижений и потенциала Поднебесной. Важным его направлением видится поддержка социально ориентированных проектов, которые будут с благодарностью восприняты в российском обществе.

Важно, что у российско-китайского партнерства есть долгая и славная история, сближающая нас. Россия и КНР вместе отметили 70-летие окончания Второй мировой войны. 9 мая 2015 года Председатель КНР Си Цзиньпин посетил Москву и стал главным гостем Парада Победы и других торжеств, приуроченных к самой важной дате российской истории ХХ века. 3 сентября 2015 года Владимир Путин присутствовал на мероприятиях, посвященных 70-летию победы китайского народа в Войне сопротивления Японии и окончанию Второй мировой войны. СССР оказал Китаю неоценимую поддержку в борьбе с Японией. Залогом Великой Победы стал трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.

9_maya_2015-kremlin.ru_.jpg

Парад в ознаменование 70-й годовщины Великой Победы. В. Путин с Председателем КНР Си Цзиньпином, 9 мая 2015 года, Красная площадь

3_sentyabrya_2015-kremlin.ru_.jpg

Перед началом военного парада в честь 70-й годовщины Победы китайского народа в войне сопротивления Японии и окончания Второй мировой войны. В. Путин с Председателем КНР Си Цзиньпином, 3 сентября 2015 года, Пекин

Участие китайских институтов в сохранении памяти об этом подвиге и, тем самым, их вклад в сохранение ценностных ориентиров, в рамках которых выстраивается современный российский патриотизм, стало бы значимой инвестицией в укрепление российско-китайских отношений. Именно такой патриотизм вырабатывает у российской нации иммунитет от национал-предательства элит, которым, к сожалению, богата российская история. Между тем, повторение сценария 1991 года, предполагающего демонтаж российско-китайского альянса, – приоритетная задача наших «западных партнеров» и их влиятельной «пятой колонны».

На первый взгляд, применительно к ситуации современного российско-китайского сближения, нынешних стратегов американской внешней политики можно спросить цитатой из В. Путина: «Вы хоть понимаете теперь, что вы натворили?». Действительно, бездумная политика Запада играет на руку отношениям России и Китая. США будто намеренно подталкивают нас на взаимную интеграцию как в политике, так и в экономике. Но уличить их в глупости было бы слишком наивно. Играя на противоречиях наших стран, используя жесткий прагматизм Китая, с одной стороны, и непоследовательность и недостаточную компетентность некоторых российских чиновников, с другой стороны, можно упустить время и возможности дальнейшего сближения наших стран.

Дружественная Россия, необходимая Китаю, – это сильная и суверенная Россия. Другого такого союзника в обозримом будущем у Китая не будет. Именно поэтому КНР должна быть готова поддержать Россию при любом взаимовыгодном для обеих стран развитии ближневосточного сценария и подходить к политике своей страны применительно к России в более созидательном конструктивистском ключе.

Макаров Андрей Владимирович – председатель Забайкальского регионального отделения Общества российско-китайской дружбы, декан юридического факультета Забайкальского государственного университета, доктор юридических наук, профессор

Список литературы

1. Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/47173

2. США грозят Китаю войной в Ормузском проливе информации [Электронный ресурс] // ИА REGNUM – Режим доступа: http://regnum.ru/news/polit/2050422.html Загл. с экрана.

3. Итог визита Медведева: Китай «списывает» российское правительство[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://communitarian.ru/novosti/politika/itog_vizita_medvedeva_kitay_spisyvaet_rossiyskoe_pravitelstvo_20122015/ Загл. с экрана.

4. Интервью В.В. Путина немецкому издательству Bild [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51154, http://kremlin.ru/events/president/news/51155

5. Караганов, Сергей. Праздновать еще рано // Российская газета, 12 января 2016 года. С. 4.

Фото