В 2020 году «Газпром нефть» снизила стоимость добычи нетрадиционной нефти на 20%
В 2020 году «Газпром нефть» снизила стоимость добычи нетрадиционной нефти на 20% в сравнении с 2019-м – до 13 тыс. рублей за тонну. До конца 2021 года планируется достичь уровня в 8,5 тыс. рублей за тонну, что позволит начать промышленную разработку баженовской свиты на месторождениях с обустроенной инфраструктурой.
По итогам 2020 года Центр индустриальной интеграции «Газпромнефть – Технологические партнерства» (прежнее название – Технологический центр «Бажен») увеличил добычу нефти баженовской свиты на 78% в сравнении с 2019-м – до 100 тыс. тонн. Развитие технологий разработки нетрадиционных углеводородов позволило предприятию более чем вдвое снизить стоимость добычи баженовской нефти* – с 30 тыс. рублей за тонну на старте проекта в 2017 году до 13 тыс. рублей к 2021 году.
В 2020 году на Пальяновском месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре построена высокотехнологичная скважина с горизонтальным стволом длиной около 2 км и 30-стадийным гидроразрывом пласта с высокими скоростями закачки жидкости до (16 куб. м в минуту). Впервые все операции на такой сложной конструкции выполнялись с использованием оборудования российского производства**.
В 2021 году «Газпром нефть» планирует завершить тестирование комплекса решений для рентабельной добычи баженовской нефти. На Пальяновском месторождении будут пробурены восемь скважин для финального подтверждения эффективности промышленной технологии разработки нетрадиционных пластов. Завершение эксперимента и снижение стоимости добычи нетрадиционной нефти позволят начать рентабельную добычу баженовских углеводородов на месторождениях в развитой инфраструктурой в Западной Сибири.
«Мы прошли большой путь, сумев создать импульс для освоения запасов “трудной” нефти, вдвое снизив стоимость ее добычи. При этом уровень импортозамещения при строительстве высокотехнологичных скважин, необходимых для разработки нетрадиционных запасов, превысил 95%. Многие созданные с нашим участием решения не имеют аналогов в отрасли. Внедрение промышленной технологии для баженовской свиты не только позволит уже к 2025 году добывать из этих залежей до 1 млн тонн ежегодно, но и откроет доступ к другим “трудным” запасам Западной Сибири».
Алексей Вашкевич, директор по технологическому развитию «Газпром нефти»
«Главным итогом 2020 года с уверенностью можно назвать создание промышленного образа технологии работы с баженовской свитой. Именно в 2020 году мы с опытных образцов начали переходить на серийные решения, с опытно-промышленных работ – в режим эксплуатации. Для оказания нефтесервисных услуг сформирован пул российских компаний и партнеров. Таким образом мы преодолели важный рубеж: доказали, что освоение бажена с помощью отечественных технологий возможно. Сейчас наша задача подтвердить рентабельность российских технологических ноу-хау, чтобы в 2022 году начать промышленную добычу трудноизвлекаемой баженовской нефти».
Кирилл Стрижнев, генеральный директор «Газпромнефть – Технологические партнерства»
Справка
* Ключевой показатель рентабельности технологии – UDC (ultimate drilling cost) – это совокупность удельных затрат на бурение горизонтальной скважины с многостадийным гидроразрывом пласта, отнесенных на 1 тонну накопленной добычи нефти.
** Оборудование было изготовлено в рамках национального проекта «Бажен» (в 2017 году Министерство энергетики России присвоило проекту по созданию комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования для рентабельной разработки баженовской свиты статус национального). Конфигурация скважины обеспечила максимальную эффективность разработки нетрадиционных пластов и может стать основой промышленной технологии разработки баженовской свиты.
*** Уровень импортозамещения на экспериментальной скважине достиг 95%. В 2020 году для стимуляции пласта баженовской свиты была впервые испытана российская компоновка, которая позволяет проводить гидроразрыв с любым количеством стадий. Завершено тестирование основных элементов технологии российского производства: каротажа во время бурения, подвески хвостовика с возможностью вращения во время цементирования, жидкости для гидроразрыва на основе ксантановой камеди, проходных, композитных, растворимых и глухих разделительных пробок с доставкой на кабеле.