«Звезда» осуществила спуск первого многофункционального судна снабжения
15 декабря 2020 года первое многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса Icebreaker 7 «Катерина Великая» спущено со стапеля на Судостроительном комплексе «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края.
«Катерина Великая» – головное судно в серии из четырех судов для АО «Роснефтефлот» («дочки» НК «Роснефть»). Участие в его закладке на стапеле в 2017 году принимал Президент Российской Федерации Владимир Путин. Параллельно на верфи ведутся работы на трех других судах серии.
Участие в церемонии приняли губернатор Приморья Олег Кожемяко и генеральный директор ССК «Звезда» Сергей Целуйко.
По словам Сергея Целуйко, судно – первое такого ледового класса не только в России, но и в мире: «Это уникальное судно, несмотря на то, что оно чуть меньше танкера “Афрамакс”, которое мы построили в этом году, но оно более сложное, многофункциональное, имеющее хороший ледовый класс, позволяющий работать в Северном морском пути».
Спуск со стапеля ознаменовал завершение стапельного этапа постройки: формирование корпуса судна и насыщение его системами и механизмами. Одной из завершающих операций этапа стала установка винто-рулевых колонок – ключевого элемента системы электродвижения судна, обеспечивающего его высокие ходовые и маневровые качества. На снабженец установили две колонки высокого ледового класса мощностью по 7,5 МВт. Вес каждой – 130 тонн, высота – 6 м, длина –10 метров. Эти ВРК (винто-рулевые колонки) позволят судну преодолевать арктические льды толщиной более 1,5 метров.
Производство винто-рулевых колонок локализовано в городе Большой Камень на совместном предприятии НК «Роснефть» и компании GE – «Завод по производству ВРК «Сапфир».
Судно отбуксируют к достроечной набережной, где снабженцу предстоит пройти швартовный этап испытаний: работы по проверке и наладке систем и оборудования судна по прямому назначению для дальнейшей подготовки к проведению ходовых испытаний.
Многофункциональные суда снабжения усиленного ледового класса имеют высокую степень насыщения оборудованием. Их длина составляет 106 м, ширина – 22 м, дедвейт – 5,1 тыс. т. Суда предназначены для неограниченного района плавания, в том числе в сложных климатических условиях, и выполнения множества операций: перевозку грузов к морским объектам, ледокольных операций, контроля ледовой обстановки, спасения, сопровождения, пожаротушения, буксировки крупных объектов, перевозки контейнеров на главной палубе.