На Балтийском заводе заложили атомоход «Якутия»

В день рождения Балтийского завода и в преддверии дня рождения Санкт-Петербурга на стапеле «А» состоялась церемония закладки третьего серийного атомного ледокола проекта 22220

26 мая 2020 года на Балтийском заводе (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) состоялась техническая закладка третьего серийного атомного ледокола проекта 22220 «Якутия».

По традиции на днищевую секцию судна была установлена закладная доска, почетное право прикрутить которую досталось заместителю генерального директора ГК «Росатом» – директору дирекции Северного морского пути Вячеславу Рукше, постоянному представителю Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации Андрею Федотову, вице-губернатору Санкт-Петербурга Эдуарду Батанову и директору департамента гражданского судостроения ОСК, председателю совета директоров АО «Балтийский завод» Игорю Шакало.

Акт о закладке подписали руководители ФГУП «Атомфлот», филиала ФАУ «Российский морской регистр судоходства» и АО «Балтийский завод». В связи с работой предприятия в условиях сложной эпидемиологической обстановки, техническая закладка атомного ледокола «Якутия» прошла в сокращенном формате.

По случаю торжественного мероприятия министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров заявил: «Сегодня состоялась закладка третьего серийного универсального ледокола “Якутия”. Это четвертый ледокол данного проекта после “Арктики”, “Сибири” и “Урала”. После завершения строительства серии Россия будет обладать крупнейшей в мире группировкой серийных атомных ледоколов. Это по-настоящему уникальные суда, ни одна страна мира не имеет даже одного подобного ледокола. Двигатели этих судов представляют собой два атомных реактора мощностью по 175 МВт, которые обеспечивают семь лет автономного плавания. Конструкция ледокола позволяет использовать его как на глубоководных трассах Северного морского пути, так и на мелководных участках Енисея и Обской губы, как во льдах, так и на чистой воде. Каждый из ледоколов серии – это олицетворение современной, технологичной и конкурентоспособной отечественной промышленности».

Церемонию закладки нового ледокола открыл заместитель генерального директора ГК «Росатом» Вячеслав Рукша, который поздравил тружеников Балтийского завода и всех предприятий участвующих в строительстве судов. Он подчеркнул, что атомные ледоколы проекта 22220 крайне необходимы для развития Северного морского пути. «Строительство серии ледоколов подтверждает несомненное первенство России в мирном освоении Арктики», – заявил Вячеслав Рукша.

Директор Департамента гражданского судостроения ОСК Игорь Шакало зачитал поздравительный адрес президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова: «У Балтийского завода за последние годы накоплен уникальный опыт строительства современных атомных ледоколов. Третий серийный атомный ледокол проекта 22220 «Якутия» будет строиться уже с учетом найденных технических решений и полным пониманием всех процессов до мельчайших деталей. Атомный флот нашей страны будет пополняться мощными современными ледоколами, обеспечивая первенство России в стратегически важном регионе планеты – Арктике».

Андрей Федотов передал участникам церемонии поздравления от имени главы Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева со 164-летием со дня основания Балтийского завода и днем основания Санкт-Петербурга, с которым Якутию связывают крепкие дружественные отношения.

«Закладка третьего серийного универсального атомного ледокола – знаковое событие для всех предприятий, связанных с Арктикой. Несмотря на пандемию и непростую экономическую ситуацию, мы продолжаем строить серию ледоколов проекта 22220. Это вселяет уверенность в будущее атомного ледокольного флота. Универсальные атомные ледоколы позволят нам сделать важный шаг к раскрытию транспортного потенциала Северного морского пути», – отметил генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.

В заключительном слове генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов поблагодарил заказчика за оказанное доверие и подчеркнул, что Балтийский завод приложит все силы для успешного выполнения договорных обязательств. Особое внимание Алексей Кадилов уделил другим предприятиям, которые в кооперации с Балтийским заводом будут строить атомные ледоколы проекта 22220.

Контракт на строительство двух новых серийных атомных ледоколов проекта 22220 был заключен между АО «Балтийский завод» и Госкорпорацией «Росатом» в августе 2019 года. Заказчиком строительства выступает ФГУП «Атомфлот» Госкорпорации «Росатом». Стоимость – 100 млрд рублей.  Всего по контракту с ФГУП «Росатомфлот» Балтийский завод построит пять атомных ледоколов проекта: головной атомоход «Арктика», первый серийный «Сибирь», второй серийный «Урал», третий серийный «Якутия» и четвертый серийный.

Справка об автономных ледоколах проекта 22220

Атомные ледоколы проекта 22220 строятся под контролем и требованиям Российского морского регистра судоходства (РС) на Балтийском заводе по заказу «Госкорпорации «Росатом». Атомоходы «Артика», «Сибирь», «Урал», «Якутия» станут самым большими и мощными атомными ледоколами в мире.

Основные характеристики судна:

  • мощность – 60 МВт (на валах);
  • скорость хода – 22 узла (по чистой воде);
  • длина – 173,3 м (160 м по КВЛ);
  • ширина – 34 м (33 м по КВЛ);
  • высота – 52 м;
  • осадка – 10,5 м / 8,65 м;
  • максимальная ледопроходимость – 2,8 м; 
  • полное водоизмещение – 33,54 тыс. тонн;
  • расчетный срок службы – 40 лет.

Ледоколы оснащены двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200 мощностью 175 МВт, специально разработанной для этих судов. Технический проект атомохода был разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Двухосадочная конструкция судна позволит использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Ледокол будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и районе Обской губы.

Источник
Источник
Источник
Источник
Источник
Источник | фото