Четвертый серийный атомный ледокол проекта 22220 назван в честь Чукотского автономного округа
16 декабря 2020 года в Санкт-Петербурге на площадке АО «Балтийский завод» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) состоялась закладка четвертого серийного атомного ледокола проекта 22220 «Чукотка».
В торжественной церемонии приняли участие губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Елин, заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» – директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша, заместитель директора филиала по атомным судам ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Владимир Егоров, вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Давид Адамия, генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка, генеральный директор АО «Балтийский завод» Алексей Кадилов.
Алексей Лихачев отметил: «Новая серия ледоколов – это торжество инженерной мысли. Это самые мощные и самые эффективные ледоколы, существующие сегодня на планете. И, конечно, предмет нашей гордости – это постоянное увеличение доли российских комплектующих. Уверен, что впереди нас ждут новые инновационные решения».
Роман Копин заявил, что благодаря новым ледоколам регион сможет уйти от зависимости сезонности морской навигации и перейти к круглогодичной доставке грузов, что существенно повлияет на качество жизни. Губернатор вручил флаг Чукотки генеральному директору Балтийского завода, чтобы этот символ сопровождал одноименный ледокол.
«Как показал переход головного атомного ледокола «Арктика» в порт приписки город Мурманск, суда этой серии будут надежными тружениками северных широт и позволят нашей стране и дальше оставаться лидерами арктического региона. Несмотря на все трудности 2020 года, коллектив Балтийского завода продолжает работать над реализацией такого важного для страны проекта», – отметил Давид Адамия.
«Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 должны стать основой современного атомного ледокольного флота, – подчеркнул Мустафа Кашка. – Первый рабочий рейс в акватории Северного морского пути совершил головной универсальный атомный ледокол “Арктика”. Не сомневаюсь, что при строительстве четвертого серийного универсального атомного ледокола “Чукотка” судостроители учтут опыт постройки предыдущих атомоходов проекта 22220 и передадут нам ледокол, отвечающий всем заявленным характеристикам. Своевременный ввод в эксплуатацию универсальных атомных ледоколов позволит не допустить возникновения “ледовой паузы” и гарантирует ритмичное судоходство в акватории Северного морского пути».
Ввод в эксплуатацию четвертого серийного универсального атомного ледокола «Чукотка» запланирован на декабрь 2026 года.
Контракт на строительство двух новых серийных атомных ледоколов проекта 22220 заключен между АО «Балтийский завод» и Госкорпорацией «Росатом» в августе 2019 года. Стоимость контракта – 100 млрд рублей. Всего по контракту с ФГУП «Атомфлот» Балтийский завод построит пять атомных ледоколам проекта: головной атомоход «Арктика», первый серийный «Сибирь», второй серийный «Урал», третий серийный «Якутия» и «Чукотка».
Четвертый серийный универсальный атомный ледокол «Чукотка» предназначен для самостоятельной проводки судов, лидирования караванов в Западном районе Арктики. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, в частности на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы.
Технический проект атомохода был разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Ледокол оснащен двухреакторной ядерной энергетической установкой нового поколения «РИТМ-200». Это инновационная, не имеющая зарубежных аналогов и полностью отечественная разработка одного из старейших конструкторских бюро атомной отрасли – «ОКБМ Африкантов». Она была спроектирована на основе опыта создания и эксплуатации реакторных установок атомных ледоколов с учетом современных тенденций развития мировой атомной энергетики. Это двухреакторная установка с реакторами тепловой мощностью 175 мегаватт каждый. «РИТМ-200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а следовательно – экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем (интегральная компоновка).
Основные характеристики судна: длина – 173,3 метра (160 метров по КВЛ); ширина – 34 метра (33 метра по КВЛ); высота борта – 15,2 метра, мощность – 60 МВт (на валах); скорость хода – 22 узла (по чистой воде), осадка – 10,5 метра/9,03 метра; максимальная ледопроходимость – 2,9 метра; водоизмещение – 33 540 тонн; расчетный срок службы – 40 лет; численность экипажа – 53 человека.
В настоящее время АО «Балтийский завод» ведется строительство 1-го серийного универсального атомного ледокола «Сибирь», 2-го серийного универсального атомного ледокола «Урал» и 3-го серийного универсального атомного ледокола «Якутия».