Открыто движение на новых участках Чуйского тракта

На Алтае отметили 100-летие присвоения тракту статуса государственной дороги

26 мая глава Федерального дорожного агентства Роман Новиков и губернатор Алтайского края Виктор Томенко открыли движение по двум участкам федеральной трассы Р-256 «Чуйский тракт».

Церемония открытия стала первой в череде торжественных мероприятий, приуроченных к столетию со дня присвоения Чуйскому тракту статуса государственной дороги. Сегодня федеральная трасса, которая соединяет три сибирских региона – Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай ‒ и связывает Западную Сибирь с Монголией и Китаем. Чуйский тракт входит в пятерку красивейших дорог мира и остается одним из популярнейших туристических маршрутов.

Первым после реконструкции открыли участок км 173 – км 183, расположенный на границе Тальменского и Первомайского районов. Работы на нем начались в сентябре 2019 года.

«Открытие этого важного участка позволило решить несколько задач: мы сняли напряженность на этом отрезке дороги, увеличив пропускную способность за счет двух дополнительных полос, повысили безопасность дорожного движения посредством разделения транспортных потоков и современных элементов обустройства трассы. ‒ подчеркнул Роман Новиков. ‒ Поздравляю жителей региона и всей страны, которые имеют возможность с комфортом проехать по Чуйскому тракту и реализовать свои туристические планы в таком прекрасном месте, как Алтайский край».

Проект предусматривал расширение участка до четырех полос движения с разворотными петлями и переходно-скоростными полосами, а также строительство двухуровневой транспортной развязки возле станции Озерки. В районе села Озерки дорожники построили подземный пешеходный переход, встречные потоки разделили металлическим барьерным ограждением по оси дороги, устроили стоянку для большегрузного транспорта. Кроме того, на участке протяженностью 14 км смонтировали новые линии электроосвещения.

Объект стал продолжением четырехполосного отрезка от Барнаула в сторону Новосибирска. Его реализация повысит пропускную способность на маршруте, интенсивность движения транспорта на котором превышает 20 тыс. автомобилей в сутки.

Как отметил Роман Новиков, основной задачей дорожных строителей Чуйского тракта является его расширение до четырех полос. На территории Алтайского края такие работы планируют провести на всей протяженности трассы до 2035 года. Однако было принято решение вести работы опережающими темпами и завершить программу работ за восемь лет ‒ до 2030 года. В текущем году введут в эксплуатацию 24,5 км, еще на 12 км работы стартовали в этом дорожно-строительном сезоне, их завершат в 2023-м.

Второй участок Чуйского тракта (км 216 – км 223), который открыли для движения, находится в Первомайском районе на маршруте Барнаул – Бийск. Его расширили до четырех полос, устроили две стоянки для большегрузного транспорта.

Объект может быть использован не только в качестве автомобильной дороги, но и как взлетно-посадочная полоса при ликвидации ЧС на воздушных судах.

Открытие модернизированных участков Чуйского тракта поможет решить проблему загруженности трассы в выходные и праздничные дни, когда из-за туристического потока интенсивность возрастает вдвое. Проведенные работы будут способствовать развитию устойчивых социально-экономических связей между районами Алтайского края, для которых характерен высокий уровень маятниковой миграции, а также повышению экономического и туристического потенциала региона.

Руководитель Росавтодора и губернатор Алтайского края обсудили реализацию в регионе национального проекта «Безопасные качественные дороги». В 2022 году работы проведут на 39 объектах на региональных и местных дорогах общей протяженностью 156,1 км. На эти цели из федерального бюджета выделено почти 480 млн рублей в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в составе нацпроекта.

*

26 мая 1922 года постановлением Центрального исполнительного комитета РСФСР автомобильная дорога Чуйский тракт получила государственный статус.

Первое упоминание о Чуйском тракте, по одной из версий, встречается в китайских летописях 3 тыс. лет назад. Так называемая Мунгальская тропа, часть Великого шелкового пути, могла быть «дальним родственником» современной федеральной трассы Р-256.

В российских письменных свидетельствах о замысловатой дороге, ведущей до Китайского царства, сообщается впервые в XVI веке. При этом картографические изображения Чуйского тракта датированы XVII–XVIII столетиями. Тогда же широкую известность получил и одноименный торговый путь.

В 1862 году Чуйский тракт стал героем первого полноценного газетного материала. Издание «Томские губернские ведомости» рассказало о ежегодных ярмарках, которые проходили на этом важном маршруте. Например, августовский «Калан», где купцы-чуйцы торговали преимущественно в долг, или рождественская «Шаланга», которая открывалась в декабре. С такой богатой разнообразной историей неудивительно, что, по мнению местных жителей, Чуйский тракт существовал всегда.

Вплоть до начала XX века развитие торговли на Чуйском тракте сдерживалось состоянием дороги, большая часть которой оставалась неподходящей даже для верховой езды.

«С трудом вскарабкались мы до середины горного склона. Дорога становилась все круче, и поэтому я решил, что мне и моей жене будет лучше взобраться на гору пешком. Гора оказалась слишком трудной и для пешехода», – вспоминал тогда в своих записях известный российский этнограф и востоковед Василий Радлов.

Только в 1902 году был построен первый участок колесного тракта. Через 20 лет – признание государственного статуса дороги. Знаковое событие, которое без преувеличения можно считать вторым днем рождения Чуйского тракта.

Чуйский тракт – результат многолетнего самоотверженного труда нескольких поколений дорожников. 26 мая в музее Чуйского тракта в городе Бийске (единственный в мире музей, посвященный отдельно взятой трассе) чествовали ветеранов дорожного хозяйства, которые своими руками писали историю самой главной автомагистрали Алтая.

В день 100-летия присвоения Чуйскому тракту статуса государственной дороги в Бийске прошли праздничные мероприятия. Вблизи знака нулевого километра, откуда раньше начинался отсчет Чуйского тракта, работала выставка ретроавтомобилей. Ее почетными гостями стали Роман Новиков, Виктор Томенко и глава Республики Алтай Олег Хорохордин.

Экспозиция призвана напомнить о трудовых подвигах дорожных строителей и шоферов, показать молодому поколению, на какой технике работали их деды. Все модели советской техники предоставлены ретроклубом Барнаульского автовокзала. Каждая из машин неоднократно побывала в ремонтных мастерских, поэтому все они находятся в исправном техническом состоянии.

Источник | фото
Источник