Судно является самым большим и мощным в мире неатомным ледоколом
3 ноября 2020 года в Санкт-Петербурге в присутствии Президента России Владимира Путина поднят государственный флаг Российской Федерации на ледоколе проекта 22600 «Виктор Черномырдин», построенном на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК): АО «Адмиралтейские верфи» и АО «Балтийский завод». Ледокол построен в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы» и передан ФГУП «Росморпорт».
Владимир Путин поблагодарил корабелов, принимавших участие в строительстве уникального судна, названного именем выдающегося государственного деятеля, бывшего премьер-министра России: «Пользуясь случаем, хочу сказать большое спасибо за труд всем, кто принимал участие в его создании. Благодаря вам ледокольный флот нашей страны получил мощное судно высокого ледового класса. Эти характеристики позволяют задействовать его в решении широкого круга вопросов, и прежде всего – в обеспечении мореплавания в Финском заливе и по трассе Северного морского пути».
Глава государства подчеркнул необходимость подтверждать первенство в изучении и освоении арктических территорий, а также выразил уверенность в том, что российские корабелы справятся со всеми стоящими перед ними задачами: «Уже сейчас идёт работа над несколькими сериями дизельных и атомных ледоколов, аналогов которым нет в мире. За ними будущее, и уверен, что наши талантливые кораблестроители готовы к новаторству, к поиску и внедрению смелых технических решений, и они безусловно справятся со всеми стоящими перед ними, перед нашей страной задачами.
В торжественной церемонии приняли участие министр транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих, председатель Совета директоров ОСК Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев.
Дизель-электрический линейный ледокол «Виктор Черномырдин» обладает мощностью 25 МВт и является самым большим и мощным в мире неатомным ледоколом. Он предназначен для обеспечения бесперебойной проводки судов в Финском заливе. Также ледокол может работать в Арктике и Антарктике.
«Виктор Черномырдин» имеет ледовый класс Icebreaker8 и способен развивать скорость до 17,8 узлов на чистой воде, проходить льды толщиной до 2 метров непрерывным ходом со скоростью два узла. Кроме того, ледокол может выполнять операции во льдах до трех метров.
Ледокол обладает самым высоким классом автоматизации и может управляться с мостика всего одним человеком. Многофункциональный ледокол имеет две вертолетные площадки. Он способен не только обеспечивать ледокольные проводки, но и участвовать в научных экспедициях, перевозить контейнеры и опасные грузы. Экипаж составляет 38 человек. «Виктор Черномырдин» может принять на борт 90 человек специального персонала. Это члены научных экспедиций, рабочие или представители подрядных организаций в зависимости от задач, ставящихся перед судном. Автономность по топливу составляет до 60 суток.
«Виктор Черномырдин» стал самым крупным дизель-электрическим ледоколом, спроектированным российскими конструкторами и заложенным на отечественной верфи в XXI веке. Суда подобного класса и мощности – ледоколы «Ермак», «Красин» и другие – строились для СССР в Финляндии. Последний раз судно аналогичного класса было построено в 1975 году.
Новому ледоколу присвоено имя Виктора Черномырдина, возглавлявшего Правительство Российской Федерации в 1993–1998 годах.
30 декабря 2016 года состоялся спуск на воду корпуса судна. 22 октября 2019 года успешно завершились стартовавшие ходовые испытания. 30 сентября 2020 года Объединенная судостроительная корпорация и ФГУП «Росморпорт» подписали акт передачи ледокола.
Министр транспорта России Евгений Дитрих вручил ведомственные награды работникам, принимавшим участие в проектировании и строительстве самого большого и мощного в мире неатомного ледокола «Виктор Черномырдин».