Станцией будут пользоваться около 3,1 тыс. пассажиров в сутки
23 января 2020 года на втором Московском центральном диаметре (МЦД-2) открылась станция Остафьево. С 16.00 здесь начали останавливаться поезда.
«Сегодня открываем новую станцию МЦД-2 Остафьево. Очень важная, нужная станция для горожан, которые рядом живут. Из некоторых районов Щербинки можно и пешочком до нее дойти, для других желающих приехать на эту станцию мы пустили автобус, который будет каждые 10 минут отправляться», – отметил Сергей Собянин.
Станция Остафьево расположена в поселении Рязановском (ТиНАО) между станциями Щербинка и Силикатная МЦД-2. Строительство остановочного пункта начали в сентябре 2018 года. Работы завершили в декабре 2019 года.
На первом этапе построили платформу и пассажирский конкорс площадью 1,9 тысячи квадратных метров. Он обеспечил выход к Заводской улице, где можно сделать пересадку на наземный транспорт.
«Сам остановочный пункт сделан уже по новым стандартам МЦД – с эскалаторами, с кассами. По сути дела, это новый вокзал на территории Новой Москвы, который разгрузит и станцию Щербинка, и Подольск», – сказал мэр Москвы.
На верхнем уровне конкорса расположены кассы и автоматы для продажи билетов. Для прохода к платформе пассажиры могут воспользоваться лифтами и эскалаторами. На платформе сделали навес, поставили лавочки и навигационные стелы, провели освещение.
В 2020 году планируется завершить второй этап строительства станции Остафьево. Здесь появятся вторая пассажирская платформа и надземный пешеходный переход через железнодорожные пути.
Чтобы пассажирам было удобнее добираться до станции, пустили автобусы по маршруту №525. В будущем планируется скорректировать еще шесть автобусных маршрутов, которые будут подвозить пассажиров к станции Остафьево.
Также построили участок улично-дорожной сети от Заводской улицы до платформы Остафьево, организовали временную разворотную площадку для автобусов и обустроили перехватывающую парковку на 100 мест. Появились также пешеходные дорожки, ведущие к платформе со стороны микрорайона Южный в Щербинке и СНТ «Победа» поселка Знамя Октября.
Открытие станции позволит обеспечить жителей поселка Знамя Октября и прилегающих микрорайонов Щербинки наземным метро в шаговой доступности. Для них время в пути сократится на 10–35 минут, а расходы на проезд – на 70–85% (при условии, что ранее пассажиры не пользовались МЦД). Примерно на 12% снизится пассажиропоток на станции Щербинка. После завершения строительства подъездов к платформе Остафьево станет свободнее на прилегающих участках Варшавского и Симферопольского шоссе на 4–6%. Кроме того, появятся условия для создания крупного технологического и индустриального парка вблизи станции.
Новым остановочным пунктом будут пользоваться около 3,1 тыс. пассажиров в сутки. Со временем, когда в Рязановском появится больше жилья и рабочих мест, число пассажиров может увеличиться до 37 тыс. в сутки.
В перспективе на базе станции планируется создать современный транспортно-пересадочный узел. В его составе оборудуют зоны посадки и высадки пассажиров, разворотную площадку с конечной станцией для наземного транспорта и перехватывающую парковку на 200–250 мест.
Кроме того, в 2021 году планируется завершить строительство участка дороги в районе Варшавского шоссе: соединят Южную улицу и Залинейный переулок, а также обустроят остановки наземного пассажирского транспорта. Это позволит создать у станции Остафьево перехватывающую парковку и пустить автобусы по новым маршрутам – к Остафьеву по Варшавскому шоссе. В планах также построить пешеходный переход к платформе со стороны Варшавского шоссе и установить светофоры.
В 2022 году планируется завершить строительство магистрали Варшавское шоссе – Андреевское – Яковлево, которая связывает Варшавское и Калужское шоссе.
«В этом году нам еще предстоит закончить реконструкцию семи остановочных пунктов на МЦД-1 и МЦД-2 и пять запустить новых, – отметил Сергей Собянин. – Кроме того, нам необходимо в ускоренном режиме, как мы и обещали, обновить подвижной состав на МЦД-1 и МЦД-2».
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Олег Тони уточнил, что станции будут вводиться поэтапно. Их сделают удобными для пассажиров, в том числе приспособленными для маломобильных граждан.
Из Нахабина в Подольск за 120 минут
Протяженность МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино – Подольск) составляет 80 км. На линии расположены 34 станции (с учетом Остафьево), на 11 из которых можно сделать пересадку на станции метро и Московского центрального кольца. Примерное время в пути от Нахабина до Подольска – 120 минут.
К 2024 году число остановок увеличится до 38. Так, появятся станции Котляково, Курьяново, Печатники, Марьина Роща и Щукинская, которая заменит станцию Покровское-Стрешнево. После этого на МЦД-2 станет 15 пересадочных станций.
На первом этапе эксплуатации диаметр обслуживают 11-вагонные поезда «Иволга» (11 составов) и 10-вагонные «Ласточки» (два поезда). Они курсируют вместе с пригородными электричками. Интервалы движения составляют шесть-семь минут в часы пик.
Благодаря МЦЦ-2 улучшилось транспортное обслуживание жителей Нахабина, Красногорска, Подольска и других ближайших населенных пунктов. Транспорт стал доступнее и для жителей около 30 московских районов.
Перед открытием движения по диаметру специалисты провели комплексную реконструкцию железнодорожной и пассажирской инфраструктуры. Часть работ еще не завершена.
Так, в 2017–2018 годах реконструировали III и IV главные пути на участке Царицыно – Подольск. Это позволило увеличить интенсивность движения поездов на 48 процентов (40 пар). В частности, на этом участке пустили 19 дополнительных пар ускоренных пригородных поездов.
Также при подготовке к открытию МЦД-2 обеспечили интеграцию Курского и Рижского направлений железной дороги с МЦК – построили новый современный остановочный пункт Новохохловская и реконструировали платформу Ленинградская. Пассажиры теперь могут делать пересадку, не выходя на улицу.
Построены остановочные пункты Волоколамская, Пенягино и Остафьево. Сейчас строят станции Курьяново, Щукинская, Печатники и реконструируют платформы Опалиха, Подольск и Нахабино. На станции Щербинка завершается проектирование конкорса.
Для пассажиров обустраивают комфортные платформы с навесами, строят или реконструируют надземные крытые или подземные вестибюли, обеспечивающие проход на обе стороны от железной дороги.
В будущем в рамках второго этапа развития МЦД-2 планируется:
построить III и IV главные пути на участке Москва-Рижская – Нахабино, Люблино – Москва-Пассажирская-Курская и Москва-Пассажирская-Курская – Москва-Техническая-Курская (Москва-Каланчевская);
завершить реконструкцию конечных станций Нахабино и Подольск;
построить станции Котляково, Печатники и Марьина Роща;
завершить реконструкцию всех остановочных пунктов МЦД-2 и привести их к стандарту МЦД.
По словам мэра Москвы, продолжается работа и на других направлениях. Например, ведется проектирование МЦД-3 до Зеленограда. «Продолжаем строить магистральные пути на Ярославском, Горьковском, Киевском направлениях – это будущие МЦД-4 и МЦД-5», – заключил он.