В течение ближайших четырех лет пропускная способность полигона должна увеличиться до 180 миллионов тонн в год
6 марта 2021 года Председатель Правительства России Михаил Мишустин провел в Кемерове совещание по вопросам транспортного обеспечения вывоза кузбасского угля. В совещании приняли участие заместители Председателя Правительства России Александр Новак и Марат Хуснуллин, профильные министры, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев и руководители крупнейших угледобывающих компаний.
Михаил Мишустин подчеркнул, что встреча напрямую связана с поручениями Президента России по развитию угольной отрасли и обеспечению экспортных поставок из Кузбасса.
«Кузбасс производит почти 60% всей российской угольной продукции, и жизнь во многих городах и поселках здесь фактически зависит от стабильной работы шахт. Одна из основных задач – развитие транспортной инфраструктуры для нашего экспорта, прежде всего Восточного полигона железных дорог. Это позволит не только расширить выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, но и даст возможность получать больший доход за счет международного транзита по маршруту Восток – Запад», – сказал Михаил Мишустин.
Сергей Цивилев отметил, что угольная отрасль обеспечивает до 30% ВРП области.
«Поэтому увеличение объемов вывоза угля на премиальные рынки, а именно в Азиатско-Тихоокеанский регион, где спрос на уголь только растет, – наша стратегическая задача», – отметил Сергей Цивилев.
Михаил Мишустин сообщил, что в рамках реализации первого этапа модернизации Восточного полигона суммарно будет построено около 670 км путей, на втором этапе – более 1,3 тыс. км. Помимо прокладки новых путей, будет проведена реконструкция железнодорожных станций, усилено энергоснабжение.
«В течение ближайших четырех лет пропускная способность полигона должна увеличиться до 180 млн тонн – это примерно на четверть относительно 2020 года с существенным – на 30% – ростом объема вывоза угольной продукции из Кемеровской области. В целом до 2024 года объемы финансирования, включая средства на инфраструктуры для транзита контейнеров, составят около 780 млрд рублей. Нужно максимально оперативно разработать поквартальный график этапов строительства двух магистралей с показателями пропускной и провозной способности, а также предельного веса грузового поезда в разбивке по основным участкам», – отметил Михаил Мишустин.
По информации Минтранса России, в 2021 году будет завершено строительство стратегически важного кузбасского участка железной дороги Междуреченск – Тайшет, в полном объеме будут выполнены работы первого этапа развития Восточного полигона. Сейчас на строительстве путей и необходимой инфраструктуры задействованы 3,5 тыс. специалистов и 1,2 тыс. единиц техники. Чтобы выполнить все работы без отставаний от плана, к реализации проекта будет привлечено еще более 20 тыс. рабочих разных специальностей.
Глава правительства также дал поручение до 1 июля 2021 года заключить долгосрочные – до трех лет – договоры между РЖД и основными грузоотправителями, то есть угольными компаниями. В них должно быть регламентировано, какой поток грузов будет гарантирован на этом маршруте и сколько можно перевезти дополнительно.