Пропускная способность улицы увеличится в несколько раз. Общественный транспорт сможет двигаться по двум выделенным полосам, а для удобства пешеходов тротуары увеличили примерно на 0,5 метра.
21 августа 2017 года в Москве на улице Сретенке завершились работы по благоустройству, которые проводились в рамках программы «Моя улица».
«Закончилась реконструкция одной из главных исторических улиц Москвы – Сретенки. Приведена в порядок не только сама улица, но и фасады зданий, освещение, дворы. Здесь сохранено две полосы движения для автомобилистов, так что скорость движения не ухудшится. Помимо этого, будет введено двустороннее движение автобусов», – отметил мэр Москвы Сергей Собянин. Он добавил, что количество пассажиров на этих автобусах увеличится в четыре раза.
Работы по программе «Моя улица» постепенно подходят к концу. С каждым днем от строительных лесов освобождаются все новые и новые пространства. «После реконструкции такие исторические улицы смотрятся, мне кажется, совершенно по-другому. Раскрываются фасады, исторический облик, город возвращается москвичам», – добавил мэр Москвы.
Мэр Москвы также побывал на одной из детских площадок во дворе, примыкающем к Сретенке. Местные жители рассказали ему, что до благоустройства здесь не было такого зеленого пространства для отдыха. «Очень важно, чтобы в московских дворах были разные места для всех видов отдыха: и для активного, и для спокойного, тихого. Это очень важно и всегда очень трудно. Московские дворы, особенно в центре города, очень маленькие, такие площадки, такое хорошее пространство сделать здесь не так просто. Каждым таким сквериком надо дорожить, обустраивать его», – сказал Сергей Собянин.
Одна из старинных улиц Москвы
Улица Сретенка пролегает вдоль границы Мещанского и Красносельского районов, соединяя Бульварное (площадь Сретенские Ворота) и Садовое кольцо (Большая Сухаревская площадь, станция метро «Сухаревская»). В конце XIV века в этой части города был основан Сретенский монастырь (улица Большая Лубянка, дом 19). В начале XVI века улица в честь монастырской обители стала именоваться Устретенской, а в XVII веке появилось современное название – Сретенка. Долгое время она считалась главной улицей Москвы, пока в XVIII веке ее не сменила Тверская.
До середины XIX века Сретенкой также называлась Большая Лубянка, на которой стоит монастырь. Нынешняя протяженность улицы Сретенки – 640 метров. Ее характерной особенностью является отсутствие ворот, а дворы выходят здесь только в прилегающие переулки. Это не случайно, так как в свое время купцы-домовладельцы старались использовать каждый метр так называемой красной линии под торговые помещения с витринами, а переулок был при каждом доме. Многие из них до сих пор носят имена своих бывших домовладельцев: Ащеулов, Большой и Малый Головин, Даев, Луков, Панкратьевский, Рыбников, Селиверстов и другие переулки.
Новая транспортная схема: выделенные полосы для автобусов
В 2017 году улица Сретенка вошла в число городских объектов благоустройства по программе «Моя улица». Работы начались в апреле и завершились в августе 2017 года. Общая площадь благоустройства – 0,35 га.
До начала работ Сретенка была улицей с односторонним движением. Транспорт двигался только в сторону Садового кольца по двум полосам. Проект благоустройства предусматривает изменение схемы движения транспорта. В частности, на всей улице сделана выделенная полоса для движения общественного транспорта в сторону центра. При этом две полосы для автотранспорта в сторону Садового кольца сохраняются.
Кроме того, на участке Сретенки от Пушкарева переулка (это порядка 400 м) также появилась выделенная полоса для общественного транспорта в сторону Садового кольца.
Место для «выделенок» освободили за счет реорганизации парковочного пространства. Дополнительные парковочные карманы сделали в прилегающих переулках.
Сокращение парковок также позволило расширить тротуары для пешеходов – примерно на 0,5 м. Это упорядочит движение по Сретенке, а ее пропускная способность в результате благоустройства не снизится.
Для удобства пешеходов количество наземных переходов увеличилось с шести до восьми. Также вдоль улицы установлено 79 новых опор освещения с энергосберегающими светильниками, три навигационные стелы с точкой доступа к бесплатной городской сети Wi-Fi, 20 урн.
Ожидается, что после окончания работ поток пешеходов на Сретенке увеличится в среднем в два раза – с 1,6–1,7 до 3,2–3,4 тыс. человек в час.
Воздушные кабельные линии перенесены под землю – в специально устроенную кабельную канализацию. Тротуары вымощены крупноразмерной гранитной плиткой. Модернизирована система отвода дождевых вод: проложено 500 метров ливневой канализации с устройством семи дождеприемных решеток и трех смотровых колодцев.
Кроме того, в рамках программы «Моя улица» на Сретенке приведено в порядок шесть дворов и отремонтированы фасады 17 зданий.
Работы по благоустройству и ремонту фасадов выполнены также на двух объектах культурного наследия федерального значения – церкви Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках (улица Сретенка, дом 3, строение 4) и храме Живоначальной Троицы в Листах (улица Сретенка, дом 27, строение 3). Возле Успенской церкви археологи обнаружили участок исторического мощения первой трети XX века. Его сохранят и откроют для обозрения. По сути, в центре Москвы появится еще один маленький музей под открытым небом.
Между Большим Сергиевским и Пушкаревым переулками, около парковки, устроена альпийская горка. Осенью 2017 года на Сретенке планируется высадить 11 деревьев и 10 кустарников.
На автобусе до центра через Сретенку – быстрее, чем на метро
Из-за отсутствия встречной выделенной полосы сейчас автобусы в направлении центра следуют в объезд через Садовое кольцо и Мясницкую улицу. Такая схема движения неудобна для пассажиров и снижает популярность общественного транспорта. А с помощью выделенных полос в обе стороны эта проблема будет решена.
Сейчас по Сретенке в одну сторону курсируют автобусы М9 (станция метро «Китай-город» – станция метро «Владыкино») и ночной Н6 (станция метро «Китай-город» – станция метро «Медведково»). С осени 2017 года они будут следовать в обоих направлениях (в центр и из центра). Кроме того, через Сретенку пройдет еще один магистральный маршрут. Он свяжет улицу и проспект Мира с Кремлевским кольцом, Новым Арбатом и Кутузовским проспектом (раньше такого маршрута не было).
Это позволит пассажирам сократить время поездок на общественном транспорте до центра города и сделать их более комфортными – без многочисленных переходов, пересадок, подъемов и спусков на станции метро. Теперь со Сретенки на автобусе в два раза быстрее можно будет доехать до Театральной площади (за семь минут вместо 15) и Нового Арбата (12 минут вместо 25).
Ближе к выходу из метро перенесут остановку для маршрутов наземного городского транспорта, следующего из центра. Ранее она находилась в 300 метрах от станции метро «Сухаревская». Остановочный павильон разместят на специальном рефюже, или посадочном островке. Он сделан для безопасности пассажиров и разделения потоков автомобильного и пассажирского транспорта. Новый остановочный павильон рядом с «Сухаревской» появится на встречной выделенной полосе (по направлению в центр).
В результате пересадка между метро и наземным транспортом станет более удобной и будет занимать меньше времени. Рядом с остановкой предусмотрены наземные пешеходные переходы.
Организация встречной выделенной полосы на Сретенке и запуск по ней магистральных маршрутов в обе стороны позволит увеличить ежедневный пассажиропоток почти в четыре раза – с 12 до 45 тыс. человек. За счет перераспределения пассажиропотока снизится нагрузка на станции метро «Сухаревская», «Библиотека имени Ленина», «Арбатская» и другие.
Программа «Моя улица»
В 2017 году в рамках программы «Моя улица» проводится благоустройство 118 улиц и городских площадей общей протяженностью 65 километров.
Среди них:
Бульварное, Садовое, Кремлевское кольцо и Тверская улица (работы стартовали в 2016 году);
площадь Тверская Застава с организацией трамвайных путей и возвращением на историческое место памятника Максиму Горькому;
Лубянская площадь и территория, прилегающая к Политехническому музею;
территория, прилегающая к парку «Зарядье»;
Якиманская, Краснопресненская, Пречистенская и другие набережные (всего 11);
Волхонка, Пречистенка и другие исторические улицы и переулки в центре города.
Комплекс работ по благоустройству включает:
расширение тротуаров;
установку дополнительного освещения (свыше шести тысяч опор, в том числе 1,4 тысячи с историческими торшерами);
дополнительное озеленение (высадка свыше 5,4 тысячи деревьев и 90 тысяч кустарников);
приведение в надлежащее состояние фасадов зданий;
установку лавочек и других малых архитектурных форм (2128 штук);
создание более 100 новых наземных пешеходных переходов;
перенос воздушных кабельных линий под землю («чистое небо») в специальную кабельную канализацию (284 километра);
установку двух новых памятников – выдающемуся конструктору М.Т. Калашникову в Оружейном переулке и жертвам массовых репрессий «Стена скорби» на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца;
устройство четырех фонтанов – двух на Болотной площади и по одному на Биржевой площади и улице Балчуг.
Сейчас на объектах программы «Моя улица» задействовано свыше 26 тысяч человек и более пяти тысяч единиц строительной техники.
Уже завершены работы на следующих объектах:
Новая площадь;
Якиманская набережная и прилегающие к ней Голутвинские переулки;
улица Сретенка.
В высокой степени готовности находятся:
Славянская площадь;
Бульварное кольцо;
улица Петровка;
улица Каретный Ряд;
Садовое кольцо (улицы Житная, Коровий Вал, Земляной Вал, площадь у здания МИД России, улица Валовая, Таганская площадь);
улица Пречистенка;
улица Тверская, улица 1-я Тверская-Ямская, площадь Тверская Застава;
Болотная набережная;
улица Большая Лубянка;
Хохловская площадь;
территория, прилегающая к парку «Зарядье» (Москворецкая набережная, Китайгородский проезд, улица Варварка, улица Москворецкая, Биржевая площадь, Богоявленский, Рыбный и Безымянный переулки, Старая площадь).
В ближайшее время эти улицы освободят от строительной техники и вновь полностью откроют для москвичей и гостей города.