Централизованная система позволит сотрудникам метро реагировать на нештатные ситуации в 10 раз быстрее
6 февраля 2017 года недалеко от строящейся станции «Селигерская» Люблинско-Дмитровской линии открылся Центр управления обеспечением транспортной безопасности Московского метрополитена. Он находится в здании бывшего кинотеатра «Ереван» на Дмитровском шоссе.
«Московский метрополитен по праву считается одним из самых безопасных в мире. Тем не менее успокаиваться не стоит. Мы постоянно сталкиваемся с новыми вызовами, поэтому внедряем в метрополитене новые системы – это досмотровые зоны, установка видеокамер, создание интеллектуальной системы видеонаблюдения. Кроме того, это увеличение количества работников, которые обеспечивают охрану метрополитена. И вот сегодня мы запускаем центр безопасности, где эти технологии сведены воедино и увеличивают эффективность применения всех инструментов безопасности, скорость реагирования на те или иные нештатные ситуации», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин.
По его словам, комплексная работа по обеспечению безопасности, которая проводится в последние годы, привела к существенному снижению количества административных и уголовных преступлений в метрополитене.
«Мы анализировали статистику правонарушений на метрополитене за 2015–2016 годы, даже до введения этой системы, и увидели, что только когда мы поставили досмотровые зоны, у нас общее количество снизилось на 20 процентов», – отметил руководитель службы безопасности Московского метрополитена Андрей Кичигин.
Сведения в центр поступают с более чем 17 тыс. камер видеонаблюдения. Новая система безопасности позволяет сотрудникам столичного метрополитена реагировать на нештатные ситуации в 10 раз быстрее.
Диспетчеры центра имеют доступ к камерам видеонаблюдения на Московском центральном кольце.
«В этом здании, помимо центра безопасности, будет в ближайший год создан единый центр диспетчеризации всего метрополитена. Такого центра у метро сегодня нет», – добавил мэр Москвы, подчеркнув, что это будет один из самых современных диспетчерских центров управления метрополитеном.
Видеонаблюдение и зоны досмотра
Правительство Москвы системно реализует комплексную программу обеспечения безопасности на транспорте. Она была разработана для исполнения требований федерального закона «О транспортной безопасности». Ключевой объект программы – Московский метрополитен, наиболее крупная транспортная система города.
За последние годы значительно увеличилось количество сотрудников, обеспечивающих безопасность московской подземки. Сейчас на станциях и в вестибюлях метро несут службу 10 567 сотрудников, в том числе 4605 работников самого метрополитена, 400 работников ГКУ «Организатор перевозок» и 5562 полицейских.
На станциях установлены колонны экстренного вызова, а в вестибюлях созданы досмотровые зоны со специальным оборудованием для обнаружения запрещенных к перевозке предметов и веществ. Только за 2016 год в них досмотрели более 50 млн пассажиров и 22 млн единиц багажа. Было обнаружено и запрещено перевозить 77,7 тыс. потенциально опасных предметов.
В системе видеонаблюдения Московского метрополитена более 17 тыс. камер, в том числе 5,7 тыс. – в вестибюлях станций, 3,9 тыс. – в поездах, 3,5 тыс. – на платформах, 2,5 тыс. – в подуличных переходах и на прилегающей территории, 1230 – на эскалаторах, 500 – в электродепо, на подстанциях и в вентиляционных шахтах.
Благодаря комплексному подходу к обеспечению безопасности в прошлом году число преступлений, совершенных на территории метро, снизилось на 17% по сравнению с 2015 годом (с 2120 до 1750 случаев). На 21% уменьшилось число административных правонарушений (с 76,8 тыс. до 60 тыс.).
Умные камеры: распознавание угроз и немедленная реакция на ЧП
В 2016 году метрополитен начал реализацию еще одного крупного проекта обеспечения транспортной безопасности – создания интеллектуальной системы видеонаблюдения нового поколения.
В подземке устанавливают умные видеокамеры двух типов: IP-камеры для ситуационного и обзорного видеонаблюдения, а также камеры машинного зрения с функциями распознавания потенциально опасных ситуаций.
Они могут автоматически выявлять скопление пассажиров, необычное движение в противоположном направлении, нарушение общественного порядка (драки, потасовки и так далее), забытые вещи, проход в запрещенные зоны и другие нарушения.
Собирать и оценивать информацию с камер, а также реагировать на нештатные ситуации будут диспетчеры Центра управления обеспечением транспортной безопасности Московского метрополитена. Для хранения видеопотока был создан центр обработки данных с объемом памяти 11 петабайт. Срок их хранения составляет 30 суток.
Создание централизованной системы безопасности позволит сотрудникам метро реагировать на нештатные ситуации в 10 раз быстрее по сравнению с традиционными способами.