Новый объект улучшит транспортное обслуживание 200 тысяч жителей районов Басманный и Соколиная Гора Москвы
31 декабря 2020 года в столице открыли станцию «Электрозаводская» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро.
«Это десятая станция Большой кольцевой линии. По сути дела, треть работы завершена. Что еще очень важно: сделан огромный задел. Около 90 процентов тоннелей Большой кольцевой линии пройдено, две трети строительных работ выполнено. Так что задача на следующие годы – по 10 станций БКЛ запускать каждый год, чтобы основные работы закончить в 2022 году. Это мегапроект, огромный проект, который ждут миллионы москвичей», – сказал Сергей Собянин.
По его словам, Большая кольцевая линия – это проект, который изменит все метро Москвы: разгрузит радиальные направления, сделает возможным связки между районами, которые до этого не были связаны, качественно улучшит транспортную ситуацию.
Мэр Москвы поблагодарил метростроителей за подарок, который они сделали москвичам под Новый год, а также поздравил их с наступающими праздниками.
«Помимо Большой кольцевой линии, вы строите еще целый ряд направлений: продолжаете Солнцевскую ветку, линии до Троицка и в район Северный. Работы непочатый край, но работа очень нужная и важная. Поэтому мы ни на неделю не останавливали строительство метрополитена в этом году, несмотря на пандемию», – добавил Сергей Собянин.
Строительство станции «Электрозаводская» в составе участка Большой кольцевой линии от «Нижегородской» до «Савеловской» началось в 2016 году. Она расположена в Басманном районе, недалеко от места пересечения Семеновской набережной и Казанского направления Московской железной дороги (МЖД).
До завершения строительства БКЛ станция будет функционировать в составе Некрасовской линии. Начиная с 31 декабря поезда ходят от станции «Некрасовка» до «Электрозаводской» БКЛ.
«Станция “Электрозаводская” Арбатско-Покровской ветки была открыта в 1944 году, в разгар войны не прекращалось строительство. В разгар пандемии мы снова строим, несмотря на сложные условия», – подчеркнул мэр Москвы.
Подземный паркинг, мост и комфортные поездки
Станция «Электрозаводская» мелкого заложения, колонная, трехпролетная. Пассажиры смогут воспользоваться одним наземным вестибюлем, который ведет к Семеновской набережной, а также сделать пересадку на одноименные станции Арбатско-Покровской линии метро и пригородного железнодорожного сообщения (в перспективе – МЦД-3), пройдя около 200 метров пешком по улице. Строительство подземной пересадки между станциями метро планируется завершить до конца 2022 года.
Пассажирская зона станции двухуровневая. Четыре лестницы ведут с платформы на верхний уровень, расположенный над правым перегонным тоннелем. Далее по эскалаторам, установленным в северном торце, пассажиры поднимаются в наземный вестибюль, а в будущем из центральной зоны смогут перейти в подземный переход, ведущий на станцию «Электрозаводская» Арбатско-Покровской линии метро.
Одну из путевых стен станции украшает масштабное историческое панно «Битва героев» длиной 163 метра, на котором запечатлен собирательный образ защитника Древней Руси. Панно выполнено на стекле в технике многоцветной печати. В сочетании с другими декоративными элементами – подсветкой и объемными конструкциями – это позволило создать целостную пространственную композицию. Два ряда колонн связывают продольные балки, в круглых сквозных проемах которых установлены станционные светильники.
Колонны облицованы полированными плитами из гранатового амфиболита (добывается в Карелии на месторождении Нигрозеро). Это минерал высокой плотности, он безопасен и который защищен от различных видов повреждений. Пол выложен полированными плитами из габбро-диабаза, лестницы – светло-серым гранитом.
Прилегающую к станции территорию благоустроили. Площадь гранитного мощения составляет 10,6 тыс. кв. м, а дорожного покрытия – 10,5 тыс. кв. м. Также здесь провели озеленение (10,4 тыс. кв. м), установили 30 скамеек и 20 урн.
Также в границах котлована станции строят подземный паркинг, рассчитанный на 64 машино-места. Завершить строительство планируют в 2021 году.
В планах по развитию транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Электрозаводская» – строительство пешеходного моста через Яузу длиной почти 85 метров. Он соединит Семеновскую и Рубцовскую набережные. Мост предполагается возвести из легких современных материалов и остеклить полупрозрачным поликарбонатом. Благодаря ему метро станет доступнее для жителей Рубцовской набережной и соседних улиц.
Кроме того, в рамках создания ТПУ проведут реконструкцию улично-дорожной сети, в том числе Проектируемого проезда №789 и Гольяновского проезда, обустроят плоскостные парковки и приведут в порядок прилегающую территорию. В состав коммерческой части ТПУ войдет комплекс зданий жилого и офисного назначения с открытыми террасами и паркингами.
Открытие станции «Электрозаводская» БКЛ позволит улучшить транспортное обслуживание 200 тыс. жителей районов Басманный и Соколиная Гора. Пассажиры Некрасовской линии смогут пересесть на Арбатско-Покровскую линию для пассажиров Некрасовской ветки метро, а также обеспечит возможность пересадки на Некрасовскую линию для пассажиров Арбатско-Покровской ветки метро и Казанского направления Московской железной дороги (в будущем – МЦД-3).
«Савеловская» – «Нижегородская»: северо-восточный участок БКЛ
На участке протяженностью 14 км будет семь станций: «Нижегородская», «Авиамоторная», «Лефортово», «Электрозаводская», «Сокольники», «Рижская», «Марьина Роща»). Кроме того, участок включает в себя соединительную ветку в депо «Нижегородское» длиной 1,9 км.
Строительство этого участка БКЛ проходит в три этапа. Участок «Нижегородская» – «Лефортово» длиной 5,8 км (три станции) открыли 27 марта 2020 года, он работает в составе Некрасовской линии метро. Участок «Лефортово» – «Электрозаводская» длиной 0,7 км (одна станция) открыт 31 декабря 2020 года, он также работает в составе розовой ветки. Участок «Электрозаводская» – «Савеловская» построят на третьем этапе. Он включит в себя три станции, а его длина составит 7,2 км. Строительство планируют завершить в 2022 году.
Строительная готовность участка «Авиамоторная» – «Савеловская» составляет 81%. Проходка тоннелей завершена. Возводятся три станции: «Сокольники», «Рижская» и «Марьина Роща».
Уникальный проект
Строительство Большой кольцевой линии Московского метрополитена – крупнейший в мире проект в области метростроения.
Длина БКЛ составит 70 км, здесь будет 31 станция и три электродепо (включая существующий участок «Каховская» – «Каширская»). Таким образом, она может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав крупнейшую на сегодняшний день среди подземных колец вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные ветки на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (сама Кольцевая линия) пересадочные контуры столичной подземки.
В ходе строительных работ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к Большой кольцевой линии новые радиусы метро – Рублево-Архангельскую линию на станции «Карамышевская», Коммунарскую линию на станции «Улица Новаторов», перспективную линию в Бирюлево и Щербинку на станции «Кленовый бульвар».
Со станций БКЛ можно будет сделать 23 пересадки на другие линии метро, четыре – на Московское центральное кольцо (МЦК), шесть – на Московские центральные диаметры (МЦД) МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово – Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино – Подольск), 11 – на линии железной дороги. Крупнейшими ТПУ Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других.
Впервые идея строительства БКЛ появилась в 1985 году, но осуществить ее не удалось из-за недостатка ресурсов и по другим причинам. К реализации проекта смогли приступить спустя четверть века.
Решение начать строительство БКЛ принял Сергей Собянин. Строительство линии разделено на участки:
северо-западный участок от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская». Включает в себя этапы «Деловой центр» – «Петровский парк» (открыт для пассажиров 26 февраля 2018 года) и «Петровский парк» – «Савеловская» (открыт 30 декабря 2018 года);
северо-восточный участок от станции «Савеловская» до станции «Нижегородская». Этапы: «Нижегородская» – «Лефортово» (стал доступен для пассажиров 27 марта 2020 года), «Лефортово» – «Электрозаводская» и «Электрозаводская» – «Савеловская»;
западный участок от станции «Хорошевская» до «Кунцевской». Этапы: «Хорошевская» – «Карамышевская» и «Карамышевская» – «Кунцевская»;
юго-западный участок от станции «Кунцевская» до станции «Проспект Вернадского». Этапы: «Аминьевская» – «Проспект Вернадского», «Кунцевская» – «Аминьевская»;
южный участок от станции «Проспект Вернадского» до станции «Каховская» (включая реконструкцию участка «Каширская» – «Каховская»);
восточный участок от станции «Каширская» до станции «Нижегородская».
Уже завершена проходка 92% тоннелей БКЛ. Общая строительная готовность кольца – 72%.
Строительство метро: итоги 2020 года
С 2011 года ввели в эксплуатацию 305 км линий, 148 станций, три дополнительных вестибюля метро, МЦК и МЦД, а также 10 электродепо.
Люблинско-Дмитровская линия:
участок от «Марьина» до «Зябликова» (три станции);
участок от «Марьиной Рощи» до «Селигерской» (шесть станций);
второй вестибюль станции «Марьина Роща»;
второй вестибюль станции «Петровско-Разумовская».
Калининско-Солнцевская линия:
участок от «Новогиреева» до «Новокосина» (одна станция);
участок от «Делового центра» до «Раменок» (пять станций);
участок от «Раменок» до «Рассказовки» (семь станций).
Замоскворецкая линия:
участок от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской» (одна станция);
станция «Технопарк»;
участок от «Речного вокзала» до «Ховрина» (две станции).
Арбатско-Покровская линия:
участок от «Митина» до «Пятницкого шоссе» (одна станция).
Таганско-Краснопресненская линия:
участок от «Выхина» до «Котельников» (три станции);
станция «Спартак».
Бутовская линия:
участок от «Улицы Старокачаловской» до «Битцевского парка» (две станции).
Сокольническая линия:
участок от «Юго-Западной» до «Саларьева» (три станции);
участок от «Саларьева» до «Коммунарки» (четыре станции).
Некрасовская линия:
участок от «Косина» до «Некрасовки» (четыре станции);
участок от «Авиамоторной» до «Косина» (пять станций).
Большая кольцевая линия:
участок от «Делового центра» до «Савеловской» (шесть станций);
участок от «Авиамоторной» до «Лефортова» (одна станция);
участок от «Лефортова» до «Электрозаводской» (одна станция).
Филевская линия:
второй вестибюль станции «Международная».
Московское центральное кольцо – 31 станция.
Московские центральные диаметры (МЦД-1, МЦД-2) – 60 станций, 20 из которых стали пересадочными на линии метро, МЦК и МЦД.
Электродепо (включая реконструкцию): «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино» и «Руднево».
С начала 2020 года введено в эксплуатацию 17,93 км линий, а также семь новых станций московского метро, в том числе:
второй участок Некрасовской линии от «Авиамоторной» до «Косина» длиной 11,33 км (пять станций – «Авиамоторная», «Нижегородская», «Стахановская», «Окская» и «Юго-Восточная»);
северо-восточный участок БКЛ от «Авиамоторной» до «Лефортова» длиной 2,99 км (станция «Лефортово»);
северо-восточный участок БКЛ от «Лефортова» до «Электрозаводской» – 0,7 км (станция «Электрозаводская»);
оборотные тупики за станцией «Деловой центр» длиной 1,4 км;
тупики на участке Сокольнической линии между станциями «Саларьево» и «Коммунарка» – 1,51 км;
пересадка со станции «Динамо» Замоскворецкой линии на станцию «Петровский парк».