Первый российский «Афрамакс»

Владимир Путин провел встречу с главой компании «Роснефть» Игорем Сечиным

12 мая 2020 года главный исполнительный директор компании «Роснефть» Игорь Сечин доложил Президенту России Владимиру Путину, что судостроительный комплекс (ССК) «Звезда» успешно осуществил уникальную операцию по спуску на воду первого российского танкера типа «Афрамакс» (Aframax) «Владимир Мономах». Мощный танкер нового поколения предназначен для перевозки нефти в неограниченном районе плавания и соответствует высоким стандартам экологической безопасности.

Длина судна – 250 м, ширина – 44 м, дедвейт – 114 тыс. тонн, скорость – 14,6 узлов, ледовый класс – ICE-1А. В портфеле «Звезды» – 12 заказов на суда такого типа. Главная и вспомогательная энергетические установки танкера могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе – сжиженном природном газе, что соответствует новым мировым экологическим стандартам.

Танкер «Афрамакс» спущен на воду с помощью транспортно-передаточного дока «Вымпел» – одного из самых крупных в России. Подготовка к спуску заняла почти сутки. За это время танкер накатили судопоездом с открытого тяжелого достроечного стапеля на плавучий док, а затем вывели в акваторию.

История строительства танкеров данного типа началась с визита Президента России Владимира Путина на ССК «Звезда» в сентябре 2017 года: тогда состоялось подписание пакетного соглашения о проектировании, строительстве, техническом надзоре, эксплуатации и подготовке экипажей 10 танкеров класса «Афрамакс». В сентябре 2018 года в присутствии Президента России состоялась закладка первого танкера класса «Афрамакс» дедвейтом 114 тыс. тонн.

До операции по спуску на воду первого танкера в производстве на тяжелом достроечном стапеле находилось четыре «Афрамакса», а в феврале 2020 года состоялась резка металла для пятого. Суда строятся для компании «Роснефтефлот». Танкеры «Афрамакс» станут первыми судами такого типа, построенными в России. Танкеры оснащены самой продвинутой системой автоматизации класса A.

В торжественном мероприятии спуска судна на воду принял участие губернатор Приморского края Олег Кожемяко.

«Это прорыв в гражданском судостроении. Символично, что этот танкер закладывал Президент России Владимир Путин. У нас появилась возможность самим перевозить нефть, не зависеть от поставщиков из других стран. Мы берем лучшие мировые практики, при этом развивая свою промышленность, новые технологии, за такими типами судов пойдут другие», – заявил глава Приморья.

Олег Кожемяко поблагодарил кораблестроителей за своевременную и высококачественную работу: «Таких судов не было за всю историю нашей страны. Здесь их будет построено 12, шесть сейчас стоят в закладке. Это новые рабочие места, развитие Большого Камня».

Генеральный директор ССК «Звезда» Сергей Целуйко отметил, что благодаря слаженной работе коллектива верфи корабль спускают на месяц раньше: «Наши сварщики, сборщики освоили крупнотоннажное судостроение, новые виды сварки, что позволило в сжатые сроки построить этот танкер. Впереди еще ходовые испытания, но я уверен, что с нашим коллективом мы сдадим судно в срок».

«Крестной мамой» танкера стала председатель Правительства Приморского края Вера Щербина.

ССК «Звезда» вошел в список стратегически важных промышленных предприятий, сотрудникам которых разрешено работать во время полного режима самоизоляции.

Справка. Судостроительный комплекс «Звезда» создается консорциумом инвесторов во главе с ПАО «НК «Роснефть». При строительстве верфи применяются принципиально новые технологические решения, которые позволят ей стать одним из самых современных судостроительных производств в мире.

Строительство ССК «Звезда» ведется в две очереди, что позволило, не дожидаясь окончания работ, приступить к постройке ряда судов, в том числе сложнейших танкеров типа «Афрамакс». Ввод в эксплуатацию второй очереди расширит возможности верфи и позволит ССК «Звезда» строить суда и морскую технику без каких-либо ограничений. Полная готовность верфи – 2024 год.

В продуктовой линейке «Звезды» – танкеры водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозы, буровые платформы, суда ледового класса, в том числе, самые мощные в мире атомные ледоколы «Лидер», и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений, в том числе морская техника, которая ранее в России не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений. ССК «Звезда» составит конкуренцию зарубежным верфям и обеспечит Россию гражданским флотом для освоения шельфовых месторождений и бесперебойной работы Северного морского пути – кратчайшего между Европой и Азией.

На сегодня портфель заказов судоверфи составляет более 40 судов, с учетом опционов – около 60. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания «Роснефть», разместившая на судоверфи заказ на 28 судов.

Танкер «Афрамакс» построен на тяжелом  открытом достроечном стапеле. Сложнейшее инженерное сооружение – один из самых больших стапелей в мире и крупнейший в России. В состав стапеля входят три стапельных дорожки с уникальной самоходной судо-транспортной системой. На стапеле установлены четыре портальных крана грузоподъемностью 100 тонн, два крана козлового типа грузоподъемностью 320 тонн и кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн, аналогов которому нет на российских верфях. Для сравнения: максимальная грузоподъемность кранов, работающих на других российских верфях, – 500 тонн.

Танкер «Афрамакс» спущен на воду с помощью транспортно-передаточного дока «Вымпел». Высокотехнологичный док был поставлен ССК «Звезда» 24 июля 2018 года. Док – важнейший элемент верфи. Он дает возможность ССК «Звезда» выполнять заказы по производству судов, которые раньше не могли быть построены на российских верфях. Плавучий док является безопорным и позволяет осуществлять продольную накатку судов с трех разных стапельных линий верфи и поперечную накатку офшорных объектов.

Транспортно-передаточный плавучий док предназначен для проведения работ по спуску со стапеля на воду крупнотоннажных судов длиной 300 м и шириной более 50 м, а также объектов морской техники, в частности, буровых платформ и их элементов и обеспечивает высокое качество и безопасность спуска.

В настоящее время на верфи работают более 3,5 тыс. человек, из них 87% – жители Приморского края. К моменту окончания строительства всех объектов, 2024 году, число работников превысит 7 тыс. Ведется активная работа по привлечению и переобучению персонала, развитию социальной инфраструктуры в городе Большой Камень и строительству жилых домов для сотрудников судоверфи. Уже сданы и заселены 10 домов, ведется активное строительство в шести микрорайонах города. Всего же до 2023 года планируется построить около 5 тыс. квартир, полностью обеспечив потребности работников в жилье.

Проект «Восток Ойл»

Игорь Сечин доложил Президенту России о бурении поисково-разведочной скважины на Западно-Иркинском лицензионном участке одного из крупнейших в мире нефтегазовых проектов «Восток Ойл», который объединяет уже разрабатываемые месторождения Ванкорской группы и новые месторождения в Красноярском крае.

Ресурсный потенциал проекта «Восток Ойл» составляет более 5 млрд тонн легкой малосернистой нефти, превосходящей по своим качествам нефть марки Brent. Потенциал поставки нефти на сырьевые рынки оценивается в 2024 году в 25 млн тонн, в 2027 году – 50 млн тонн и к 2030 году – до 115 млн тонн.

«Восток Ойл» – мощный генератор роста экономики России. Ожидаемый экономический эффект, по данным Института прогнозирования РАН, – 9,3 рубля на каждый вложенный рубль инвестиций. Реализация проекта даст дополнительно по 2% увеличения ВВП ежегодно.

«Восток Ойл» обеспечит значительную долю грузопотока по арктической транспортной магистрали – Северному морскому пути. Свыше 100 млн тонн углеводородов в год, добываемых на месторождениях проекта, будут перевозиться танкерами ледового класса, строящимися на первой в России судоверфи тяжелого гражданского судостроения «Звезда».

Справка. Западно-Иркинский лицензионный участок расположен на полуострове Таймыр, выше 70-й параллели, на 400 км севернее Полярного круга на правом берегу реки Енисей. Ближайший город – Дудинка расположен на 140 км к югу от участка.

Проект «Восток Ойл» включает в себя Ванкорский кластер (15 месторождений), Западно-Иркинский участок, Пайяхскую группу месторождений и месторождения Восточно-Таймырского кластера.

Оборудование и материалы необходимые для проведения бурения на Западно-Иркинском участке перевозились по Северному морскому пути из порта Архангельск. К началу бурения доставлено около 10 тыс. тонн грузов, включая оборудование и материалы, топливо и специальную технику.

Проектная глубина скважины составит 4,2 тыс. метров с отходом от вертикали 1,5 тыс. м. Бурение ведется уникальной установкой «Таймыр-001» эшелонного типа грузоподъемностью 450 тонн. Установка спроектирована для работы в районах Крайнего Севера при температурах до –50°С. Полное укрытие буровой установки, включая вышку, приемный мост и рабочие зоны, позволяет вести работы при ветре до 33 м/сек, обеспечивает высокую энергоэффективность, максимально комфортные условия труда и исключает простои из-за неблагоприятных метеоусловий.

Буровая установка оснащена приспособлениями для сбора бурового раствора, которые обеспечивают соответствие самым строгим стандартам в области защиты окружающей среды.

Уникальное географическое положение проекта позволяет транспортировать нефть по Северному морскому пути как на быстрорастущие азиатские рынки, так и на традиционные европейские.

*

28 апреля 2020 года на судоверфь «Звезда» доставлен батопорт для крупнейшего в России сухого дока.

В городе Большой Камень успешно завершена транспортная операция по доставке на судоверфь «Звезда» уникального оборудования для строящегося на судостроительном комплексе самого крупного в России сухого дока.

Батопорт (водонепроницаемый затвор) – плавучая конструкция длиной 114 м и высотой 12 м – доставлен морским путем на палубе 180-метрового транспортного судна полупогружного типа. Операция по спуску на воду и швартовке батопорта к достроечной набережной ССК «Звезда» заняла 16 часов. Монтаж батопорта запланирован на июль 2020 года.

Сухой док – ключевой элемент второй очереди судостроительного комплекса «Звезда», крупнейшее в стране гидротехническое сооружение размерами 485х114х14 метров. Сухой док позволит судоверфи строить большинство типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов.

Источник
Источник
Источник | фото