Мероприятие состоялось в Санкт-Петербурге на предприятии «Адмиралтейские верфи»
21 мая ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» в День полярника вышла с предприятия «Адмиралтейские верфи» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) в Санкт-Петербурге на ходовые испытания в Финский залив. На испытаниях проверят работу движительного комплекса и обеспечивающих систем, средств навигации и связи, судовых устройств, работу электрооборудования.
Участие в торжественном мероприятии приняли министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов, руководитель Росгидромета Игорь Шумаков, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров, руководитель АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.
«Аналогов платформе в мире нет. Больше 150 человек сегодня собрались, чтобы выйти на ходовые испытания и проверить платформу в деле. Мы ожидаем, что летом она встанет под флаг, а в сентябре отправится в первую свою экспедицию. На платформе 16 научных лабораторий, в которых одновременно могут работать 30 ученых. Изучать Арктику в безопасном месте, а не на дрейфующих льдинах. Сходите в музей Арктики и Антарктики, посмотрите в каких условиях работали полярники: дрейфовали и рисковали жизнями ради науки. В этом году наша страна главенствует в Арктическом совете. И такой подарок, в рамках председательства, всем ученым могла сделать только великая страна Россия!», – сказал Александр Козлов.
Ледостойкая платформа – по сути «научный центр», оснащенный самым современным оборудованием. Судно будет проводить научные исследования Арктики, которые сейчас невозможны или чрезвычайно сложны. Платформа будет вмерзать в лед и дрейфовать до двух лет. В расположенных на борту 16 научно-исследовательских лабораториях ученые будут проводить фундаментальные и прикладные исследования в области ледового покрова, метеорологии, океанографии, изучения ионосферы, климата, геологии и сейсмики. На нее могут приземляться вертолёты, и будет базироваться различная арктическая техника.
«Это Айсберг! Я счастлив, что дожил до того момента, что такое обеспечение и безопасность во льдах теперь. Я зимовал сам. Как-то год прозимовал на ледяном острове толщиной 28 метров, и он раскололся на части. Ночью. Но мы SOS не подавали, потому что станция была комсомольской молодежи. А теперь – безопасно! И традиционное приветствие тех, кто зимовал – “крепкого льда”, теперь надо заменить на “крепких моторов”!», – заявил Артур Чилингаров.
Строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» началось в 2018 году на «Адмиралтейских верфях». Ее длина – 83 м, ширина – 22 м.
«Проект платформы родился больше 10 лет назад. Его идеологом и автором был Иван Евгеньевич Фролов. Его уже, к сожалению, нет с нами, но его энергия, его идеи, его виденье будущего высокоширотных дрейфующих исследований и сподвигли на создание платформы. Это плавучая обсерватория, которая может проводить измерения всех компонентов окружающей среды», – отметил Александр Макаров.
«Если говорить о тех экспедициях в Арктике, которые проходили еще несколько десятков лет назад, можно отметить, что большая часть времени у ученых уходила на борьбу за живучесть, – сказал Александр Бузаков. – Сегодня, благодаря платформе, стало возможным основное время посвятить непосредственно науке. В ходе испытаний, которые пройдут на Балтике, специалисты предприятия проведут проверку ходовых удостоверений по системам связи, локации и навигации, а также проверят работу вспомогательных дизель-генераторов, главного дизеля, обслуживающих систем, вспомогательных котельных установок и основных судовых агрегатов».
Предприятие строит ЛСП «Северный полюс» по заказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) в рамках реализации государственной программы по социально-экономическому развитию Арктической зоны.
В результате научных исследований будут получены данные о климатических процессах в Арктике (дрейфе льда, деградации ледяного покрова, усиления влияния теплых атлантических вод в Арктике, модели траекторий движения айсбергов), батиметрические и гравиметрические съемки, акустическое профилирование и гидрологические исследования по изучению рельефа Северного-ледовитого океана. Научные данные будут использованы для улучшения качества прогнозирования (прогностических моделей) на трассе Северного морского пути с целью повышения безопасности мореплавания и освоения региона, организации Северного завоза.
ЛСП «Северный полюс» обладает функционалом научно-исследовательского центра и предназначена для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания экипажа и научного персонала на полярной станции при температуре до –50°C и влажности 85%.
Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10 390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок службы – не менее 25 лет; экипаж – 14 человек; научный персонал – 34 человека. Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» строится на класс Российского морского регистра судоходства: KM(*) Arc5[1] AUT1-C HELIDECK-F Special Purpose Ship.