Программа «квоты в обмен на инвестиции» в действии

В Приморье заложили первый краболов и открыли новый рыбоперерабатывающий завод

Церемония закладки первого краболова, строящегося на Дальнем Востоке в рамках государственной программы «квоты в обмен на инвестиции», состоялась 26 ноября 2019 года на судостроительном предприятии «Восточная верфь» во Владивостоке.

В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства России – полномочный представитель Президента России в ДФО Юрий Трутнев, губернатор Приморского края Олег Кожемяко и генеральный директор компании «Дальневосточное побережье» Андрей Басаргин.

Закладка на приморском предприятии краболова – уникальное для всего Дальнего Востока событие. «Восточная верфь» стала одним из первых предприятий, включившихся в проект строительства рыбопромыслового флота благодаря новым мерам государственной поддержки верфей.

Формат «Квоты в обмен на инвестиции» призван стимулировать развитие гражданского судостроения в стране. Разрабатываются и дополнительные меры поддержки отрасли.

Юрий Трутнев: «Задача этого закона – вернуть в Россию те деньги, которые заработаны на рыбном промысле, чтобы они расходовались на строительство новых заводов, судов. В рамках этого закона для нужд Дальневосточного федерального округа будет построено 14 рыбоперерабатывающих заводов, 39 судов. Для того, чтобы часть этих судов строилась на предприятиях Дальнего Востока разрабатывается механизм предоставления субсидии рыбакам, которые будут заказывать суда на дальневосточных верфях – им будет субсидироваться 20% стоимости».

Олег Кожемяко подчеркнул, что начатое «Восточной верфью» строительство послужит примером для других предприятий, а запуск нового механизма позволит организовать в Приморье процесс длительного жизненного цикла: обслуживание, ремонт судов.

«Сегодня знаменательное событие для всего судостроительного комплекса края – рыбопромысловое судостроение возвращается на приморскую землю. “Восточная верфь” – яркий пример передового предприятия, которое стоит в авангарде судостроительной промышленности Приморья и всего Дальнего Востока, потому что открывает целую линейку строительства новых судов для крабового промысла. Я уверен, что этому примеру последуют и другие предприятия. И это даст возможность трудоустроить тысячи людей, пополнить краевой бюджет и, самое главное, вернуть судоремонт в регион», – заявил губернатор Приморья.

Краболовное судно построят для одного из ведущих рыбохозяйственных предприятий региона – компании «Дальневосточное побережье» (Хабаровск). Церемония закладки прошла в тот момент, когда составная часть судна составила не менее 50 тонн. По словам генерального директора АО «Восточной верфи» Олега Сиденко, судостроительная компания обладает всеми необходимыми цехами для выполнения полного цикла работ по постройке кораблей и судов.

«Мы открываем новую веху гражданского судостроения. Большую роль в этом играет наш завод, мы – как первооткрыватели. Думаю, что с этой задачей справимся», – отметил Олег Сиденко.

Всего на АО «Восточная верфь» для компании будут построены семь рыбопромысловых судов: два судна для добычи и транспортировки краба в живом виде, два судна процессора для добычи и переработки краба и три ярусолова для промысла трески. Контракт на строительство краболовов уже заключен.

Половина квот на вылов ценного биоресурса будет распределяться в ходе конкурса между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а федеральный бюджет получит 142 млрд рублей дополнительной прибыли. По результатам аукциона квоты на вылов краба для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна распределены в обмен на строительство 25 судов-краболовов. В 2019 году инвестиции рыбопромышленных предприятий Дальнего Востока в строительство судов рыбопромыслового флота и береговых перерабатывающих предприятий превысят 27 млрд рублей.

Справка. Рыбопромысловое судно, закладка которого состоялась 26 ноября, можно будет использовать для добычи и перевозки живого краба, как краболов-процессор, ярусолов, креветколов. Район плавания не ограниченный, ледовый класс предусматривает регулярную эксплуатацию в мелкобитом льду толщиной до полуметра. Длина судна составляет 63 м, ширина – 10,6 м. Размеры корпуса выбраны с учетом характеристики волн в Северной части Тихого океана и прилегающих к нему морей, что позволит обеспечить отличные мореходные качества судна. Численность экипажа в варианте «живовоз» – 21 человек, в варианте «процессор» – 30 человек. Максимальная скорость – 14,5 узлов, автономность – 45 суток.

*

Рыбоперерабатывающий завод по госпрограмме «квоты в обмен на инвестиции» построили в ТОР «Большой Камень»

Строительство завода по переработке минтая и других видов рыб мощностью более 110 тонн готовой продукции в сутки завершил резидент ТОР «Большой Камень» – АО «Рыболовецкий колхоз «Новый Мир», входящее в группу компаний «Доброфлот». С работой предприятия ознакомились заместитель Председателя Правительства России – полномочный представитель Президента России в ДФО Юрий Трутнев, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, губернатор Приморского края Олег Кожемяко.

Проект реализовали в рамках государственной программы «квоты в обмен на инвестиции».

По словам Юрия Трутнева, благодаря запуску различных механизмов поддержки на Дальнем Востоке реализуются более 2 тыс. инвестиционных проектов, что, в свою очередь, требует развития и социальной сферы: «Мы возвращаем инвестиции, поддерживаем развитие рыбопереработки, восстановление судостроения на Дальнем Востоке и в России. Здесь, где мы сейчас находимся, реализуется большой проект – судостроительная верфь “Звезда”. Совершенно очевидно, что приезд новых жителей в Большой Камень, новых работников на верфь потребует развитие жилищной сферы, здравоохранения, образования. Все это надо делать».

В настоящее время на заводе площадью 26 тыс. кв. м ведутся пуско-наладочные работы, в том числе по наладке оборудования и подготовке к приемке мороженого минтая и сельди, а также парного сырца, выловленного в подзоне Приморье. Новое предприятие обеспечит создание в Большом Камне 1 тыс. новых рабочих мест и поступление 200 млн рублей ежегодных налогов в бюджеты всех уровней. Завод будет выпускать высококачественное филе минтая, фарш минтая. Производство планируется безотходным, из отходов будет изготавливаться рыбная мука и рыбий жир.

По словам главы Приморья Олега Кожемяко, Группа компаний «Доброфлот» производит почти 70% всех консервов в регионе: «Мы готовы поддержать предприятие в части субсидирования затрат на лизинг и процентов по инвестиционным кредитам. Благодаря получению инвестиционных квот компания сегодня уверенно смотрит в будущее, с января начнет рыбалку, а в феврале завод заработает на полную мощность. Сардина иваси всегда востребована на местном рынке и необходима, в том числе, для развития животноводства в крае».

Завод будет выпускать более 110 тонн готовой продукции в сутки. По словам управляющего ГК «Доброфлот» Александра Ефремова, это только законодательно обусловленный минимум по минтаю в рамках программы «квоты в обмен на инвестиции». В целом сегодня компания делает ставку на максимальной диверсификации производства. ГК «Доброфлот» вернулась к модели рыбопереработки, где основные процессы, общие для всех видов переработки, – единые (приемка и выгрузка с судов мороженой рыбы, ее хранение и дефростация, логистика готовой продукции), а технология, рецептура, разделка распределяются по разным специализированным производствам с привлечением одного трудового коллектива. Именно этот подход предполагает стабильную загрузку и, соответственно, занятость сотрудников.

Вторым этапом компания планирует развивать традиционное для себя направление – производство рыбных консервов, но на этот раз ориентировав его на экспорт. Особенность такого производства в том, что оно будет работать на экспортных форматах банкотары, выпуск которой освоили на собственной жестяно-баночной фабрике. Третий этап – производство пресервов, копченой и соленой рыбы.

«Реализация этих проектов должна позволить нам окупить строительство. Далее мы планируем реализовать кластерную модель развития производства путем привлечения широкого круга переработчиков рыбы на наши площади, обеспечив из всем необходимым до стадии непосредственной рецептурной технологии, контроля качества готовой продукции, упаковки и сбыта. Прежде всего, мы рассчитываем привлечь азиатских производителей широкого ассортимента их национальных рецептов из российской рыбы. Для них планируем обеспечить весь сервис – начиная от поставки и гарантии нужного вида и качества сырья, оптимальной логистики, дефростации, первичной обработки рыбы, сертификации, оформления на экспорт», – обозначил Александр Ефремов.

Справка. ТОР «Большой Камень» создана 28 января 2016 года. Специализируется на судостроении и судоремонте, а также строительстве жилья, логистике и рыбопереработке. В настоящее время в рамках соглашений, подписанных с АО «Корпорация развития Дальнего Востока», инвестиционную деятельность в ТОР ведут 19 резидентов. Общий объем инвестиционного портфеля – 263,1 млрд рублей. Реализация заявленных проектов позволит создать более 15,3 тыс. рабочих мест. В проекты уже вложено 105,1 млрд рублей инвестиций и создано 5 547 новых рабочих мест.

Источник | фото