Отраслевой журнал «Взлёт» представил версию 10 главных событий 2015 года в авиастроении
1. Летные испытания ПД-14
Важнейшим событием отечественного авиамоторостроения в 2015 году стало начало летных испытаний на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ в Летно-исследовательском институте имени М.М. Громова новейшего российского двухконтурного турбореактивного двигателя ПД-14 – первого в перспективном семействе двигателей тягой от 8 до 18 тс, создаваемого пермскими моторостроителями совместно с партнерами по Объединенной двигателестроительной корпорации для ближне-среднемагистральных пассажирских авиалайнеров МС-21, других перспективных самолетов, тяжелых вертолетов (турбовальный ПД-12В), а также для индустриального применения. Первый полет Ил-76ЛЛ с работающим ПД-14 состоялся в Жуковском 30 октября 2015 года, в настоящее время летные испытания продолжаются. Сертификация ПД-14 намечена на 2017 год, а начало поставок для самолетов МС-21 – на 2018 год.
*
2. Экспортные успехи корпорации «Иркут»
Корпорация «Иркут», параллельно с поставками многофункциональных сверхманевренных истребителей Су-30СМ и учебно-боевых самолетов Як-130 Минобороны России, в 2015 году добилась серьезных успехов в экспорте выпускаемой ею продукции. Весной 2015 года «Иркут» передал ВВС Республики Беларусь четыре самолета Як-130, а Силам воздушной обороны Республики Казахстан – четыре истребителя Су-30СМ. Это первые поставки новой российской военной авиационной техники в страны СНГ со времен распада Советского Союза, которые «Иркут» будет продолжать и в последующие годы. В сентябре 2015 года стартовали поставки учебно-боевых самолетов Як-130 в Бангладеш. В декабре состоялась торжественная церемония принятия Як-130 на вооружение ВВС этой азиатской страны, которая к концу года получила 14 таких самолетов.
*
3. Новые контракты на Су-35
В ноябре 2015 года состоялось долгожданное подписание контракта на поставку компанией «Сухой» в Китайскую Народную Республику 24 новейших многофункциональных сверхманевренных истребителей Су-35. Первые самолеты могут отправиться в Китай уже в 2016 году. В конце декабря 2015 года второй долгосрочный контракт на 50 истребителей Су-35С был выдан «Сухому» российским Минобороны. К концу 2015 года на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе компании «Сухой» завершилось изготовление заключительных самолетов по контракту 2009 года на первые 48 самолетов Су-35С для российских ВКС. С 2015 года они заступили на боевое дежурство, а в начале 2016 года началось перевооружение на Су-35С уже второго истребительного авиаполка ВКС России. Серьезный интерес к Су-35 проявляет ряд стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
*
4. Сертифицирован Ми-38 и двигатели ТВ7-117В для него
В конце декабря 2015 года Федеральное агентство воздушного транспорта России выдало холдингу «Вертолеты России» сертификат на новый транспортный вертолет «супер-среднего» класса Ми-38 с отечественными турбовальными двигателями ТВ7-117В (сертифицированы в августе 2015 года). Ми-38, имеющий максимальную взлетную массу 15,6 тонн, способен перевозить до 6 тонн груза в кабине или 7 тонн на внешней подвеске с крейсерской скоростью 285 км/ч. В кабине пассажирской версии Ми-38, которую еще предстоит сертифицировать, сможет размещаться до 30 человек. Вертолет также предлагается в поисково-спасательном, медицинском, офшорном и VIP-вариантах. Первые два серийных вертолета Ми-38 могут быть построены в 2016 году. В 2015 году на Казанском вертолетном заводе завершилось изготовление фюзеляжа головного серийного Ми-38.
*
5. Успехи РСК «МиГ» по гособоронзаказу
В 2015 году РСК «МиГ» завершила исполнение государственного контракта 2012 года на поставку 24 многофункциональных корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ для Морской авиации ВМФ России, которые предназначены для оснащения авиагруппы ТАВКР «Адмирал Кузнецов» Северного флота ВМФ России. В сентябре началось перебазирование этих самолетов с заводского аэродрома в Центр боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ России в Ейске, а в концу 2015 года был сформирован новый отдельный корабельный истребительный авиаполк самолетов МиГ-29К/КУБ. Параллельно РСК «МиГ» продолжала поставки МиГ-29К/КУБ в Индию – контракт будет выполнен в 2016 году, после чего индийские ВМС будут располагать 45 такими самолетами. В конце 2015 года компания также начала поставки ВКС России 16 многофункциональных истребителей МиГ-29СМТ и МиГ-29УБ по контракту 2014 года.
*
6. Поставка в военно-транспортную авиацию первых Ил-76МД-90А
В декабре 2015 года в Центр боевого применения и переучивания летного состава Военно-транспортной авиации в Иваново прибыл первый тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А производства ульяновского завода «Авиастар-СП». Он стал первым самолетом новой постройки, пополнившим парк отечественной ВТА после распада Советского Союза. Всего в рамках контракта, заключенного в октябре 2012 года между Минобороны России и Объединенной авиастроительной корпорацией, Военно-транспортная авиация до 2020 года должна получить 39 самолетов Ил-76МД-90А. Ранее, в конце 2014 года и начале 2015 года, в рамках отдельного заказа Минобороны России, два Ил-76МД-90А ульяновского производства были переданы ТАНТК имени Г.М. Бериева, где на их основе будут созданы новые авиационные комплексы специального назначения. В 2016 году в Ульяновске должен быть построен и поступить на испытания первый самолет-заправщик Ил-78М-90А.
*
7. Первые заказы на Ка-226Т и новый «Ансат» с ГМСУ
В марте 2015 года завершена сертификация модифицированного легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т, оснащенного двигателями Turbomeca Arrius 2G1 и имеющего улучшенные летные и эксплуатационные характеристики. Летом госзаказчику были поставлены первые три серийных Ка-226Т, а в мае 2015 года индийский Совет по оборонным закупкам одобрил сделку по закупке двух сотен Ка-226Т для ВВС и Армейской авиации Индии. Большая их часть должна быть собрана по российской лицензии в Индии.
В мае 2015 года были заключены первые коммерческие контракты на модифицированный легкий многоцелевой вертолет «Ансат» с гидромеханической системой управления (ГМСУ), процедура сертификации которого в транспортном, пассажирском, санитарном и VIP-вариантах была завершена в 2013–2015 годах. Первые поставки серийных «Ансатов» с ГМСУ должны состояться в 2016 году.
*
8. Построен сотый SSJ100
В сентябре 2015 года в Комсомольске-на-Амуре, где расположена основная производственная площадка АО «Гражданские самолеты Сухого», поднялся в первый полет сотый построенный самолет Sukhoi SuperJet 100 (серийный №95100). В ближайшее время он будет передан в эксплуатацию в авиакомпанию «Аэрофлот», уже эксплуатирующую 26 региональных лайнеров этого типа. Всего к концу 2015 года коммерческие перевозки выполняли более 60 самолетов, активно летающие в российских авиакомпаниях «Аэрофлот», «Якутия», «Газпром авиа», «Ред Вингс» и у некоторых других операторов, а также в мексиканской Interjet (19 самолетов). В октябре 2015 года объявлено о заказе 15 самолетов SSJ100 ирландской авиакомпанией CityJet, поставки которой могут начаться в 2016 году. В мае 2015 года российские региональные лайнеры Sukhoi Superjet 100 преодолели рубеж налета на коммерческих пассажирских перевозках в 100 тыс. часов.
*
9. Испытания летающей лаборатории скоростного вертолета
В декабре 2015 года холдинг «Вертолеты России» приступил к летным испытаниям летающей лаборатории, предназначенной для натурной отработки несущей системы перспективных скоростных винтокрылых летательных аппаратов. Реализация проекта летающей лаборатории ПСВ является одним из этапов создания научно-технического задела в интересах увеличения скорости полета вертолетов до 400 км/ч, а затем до 450 км/ч и более. Летающая лаборатория ПСВ создана на базе вертолета Ми-24К, оснащенного двигателями ВК-2500-01 взлетной мощностью 2400 л.с., и сможет достигать максимальной скорости полета до 400 км/ч. Ожидается, что применение лопастей несущего винта нового поколения, отработанных на летающей лаборатории ПСВ, на вертолетах типа Ми-28Н сможет повысить скорость их полета на 10–13%, а на вертолетах типа Ми-35М – на 13–30%.
*
10. Первый полет СР-10
В декабре 2015 года на аэродроме авиационно-спортивного клуба «Альбатрос Аэро» в Калужской области начались летные испытания двухместного реактивного спортивно-пилотажного и учебно-тренировочного самолета СР-10, построенного частным конструкторским бюро (КБ) «Современные авиационные технологии» (г. Москва). Отличительной особенностью машины является применение крыла с умеренной обратной стреловидностью, выполненного из композиционных материалов. В качестве силовой установки применен двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25ТСР. Первый полет реактивного самолета, разработанного и изготовленного небольшим частным конструкторским бюро – беспрецедентное для России событие, особенно учитывая намерения создать на базе СР-10 учебно-тренировочную машину, которую сможет закупать Министерство обороны.