В канун профессионального праздника в Москве прошли праздничные мероприятия
2 августа – в первое воскресенье августа – профессиональный праздник отмечают работники железнодорожного транспорта.
День железнодорожника впервые установлен приказом министра путей сообщения Российской империи князя Михаила Хилкова №68 от 28 июня (10 июля по новому стилю) 1896 года.
Новый праздничный день стал первым профессиональным праздником работников железнодорожного транспорта не только в Российской империи, но и в Европе. Дата ежегодного празднования Дня железнодорожника была связана с днем рождения Императора Николая I, 25 июня (6 июля), считавшегося основателем железнодорожного дела в России.
После Октябрьской революции традиция празднования Дня железнодорожника возобновилась в 1936 году. Согласно постановлению ЦИК СССР от 28 июля 1936 года праздник решено было проводить ежегодно 30 июля.
Через несколько лет постановлением СНК СССР от 9 июля 1940 года было решено «перенести празднование Всесоюзного дня железнодорожника в 1940 году на ближайший выходной день (воскресенье) – 4 августа. В будущем установить празднование Всесоюзного дня железнодорожника в первый выходной день (воскресенье) августа месяца».
С 1980 года профессиональный праздник работников железнодорожного транспорта стал опять именоваться «Днем железнодорожника» в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях» от 1 октября 1980 года №3018-Х, который продолжает действовать и исполняться в XXI веке.
С 2003 года День железнодорожника в России стал как государственным, так и корпоративным праздником ОАО «РЖД».
31 июля на Комсомольской площади в Москве состоялась торжественная церемония открытия памятника ветеранам Великой Отечественной войны – воинам специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения и труженикам тыла. В мероприятии приняли участие помощник Президента России Игорь Левитин, министр транспорта Евгений Дитрих, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, ветераны железнодорожного транспорта и студенты отраслевых вузов.
«Очень рад в канун праздника и в год 75-летия Победы участвовать в открытии этого замечательного памятника. Подвиг железнодорожников поистине бессмертный. В первые месяцы войны они под бомбежками и обстрелами противника эвакуировали на восток страны 2,5 тысячи промышленных предприятий, 1,5 тысячи колхозов и 18 миллионов человек, – сказал глава Минтранса России. – Открытый монумент – подарок тем, кто хочет помнить о подвиге тружеников стальных магистралей. Мы с вами должны чтить память героев, отдавших свою жизнь за победу».
У основания памятника на низком гранитном цоколе расположены пять фигур, представляющих основные профессии железнодорожников: машинист, женщина – монтер пути, руководитель дороги, стрелочница и дорожный мастер. Венчает композицию орден Победы. С четырех сторон размещены рельефные изображения ремонтных работ на железной дороге, а также бронепоезда и паровоза. Надпись на монументе гласит: «Без подвига железнодорожников не было бы нашей Победы…». Г.К. Жуков.
Монумент разместился в центре площади трех вокзалов, на той же аллее, где расположен памятник первому министру путей сообщения Российской империи Павлу Петровичу Мельникову. С инициативой увековечить память воинов специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения и железнодорожников – тружеников тыла, внесших выдающийся вклад в победу в Великой Отечественной войне, выступили ветеранские организации ОАО «РЖД». Автором нового памятника стал известный скульптор, народный художник России Салават Щербаков.
Участники праздничных мероприятий возложили цветы к памятнику Павлу Петровичу Мельникову.
В ОАО «РЖД» прошло праздничное селекторное совещание. Евгений Дитрих рассказал о главных целях и задачах, которые стоят перед железнодорожным транспортом и Минтрансом. В частности, речь шла о развитии высокоскоростного железнодорожного сообщения, Центрального транспортного узла, совершенствовании нормативной правовой базы, последовательной реализации инфраструктурных проектов, актуализации правил грузоперевозок по железным дорогам.
Евгений Дитрих поздравил железнодорожников с наступающим профессиональным праздником и вручил отличившимся представителям отрасли ведомственные награды.
*
Президент России Владимир Путин поздравил работников и ветеранов железнодорожного транспорта с Днем железнодорожника.
В телеграмме главы государства, в частности, говорится:
«Этот праздник объединяет огромное количество людей в нашей стране – представителей самых разных специальностей и сфер деятельности. Тех, кто своим ежедневным трудом обеспечивает стабильное, бесперебойное функционирование всех звеньев отечественного железнодорожного комплекса и приумножает замечательные профессиональные традиции.
Отмечу, что сегодня, во многом благодаря вашей компетентности и ответственному отношению к делу, даже в условиях сложной эпидемиологической ситуации железнодорожная отрасль демонстрирует хорошие показатели. Идёт масштабная модернизация существующих объектов, в числе которых комплексное развитие Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, участка Междуреченск – Тайшет. Обустраиваются подходы к портам Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов. Быстрыми темпами возводится столичный Центральный транспортный узел, обновляются локомотивный парк и подвижной состав, вводятся в эксплуатацию современные высокоскоростные поезда.
Знаю, что многие из вас встречают свой профессиональный праздник на рабочих местах, вносят личный вклад в укрепление мощного потенциала железнодорожного транспорта, который связывает российские города и регионы, играет значимую роль в социально-экономическом развитии страны. Уверен, что вы и впредь будете успешно решать поставленные задачи на благо России и её граждан».
*
Председатель Правительства России Михаил Мишустин поздравил работников железнодорожного транспорта с профессиональным праздником.
«Уважаемые друзья!
Поздравляю вас с профессиональным праздником – Днём железнодорожника.
Праздник был учреждён 40 лет назад, но история железнодорожного транспорта насчитывает более полутора столетий. Она ведёт своё начало с XIX века, когда талантливые мастера-умельцы Черепановы построили на Урале первую рельсовую дорогу и первый паровоз.
Павел Петрович Мельников, первый Министр путей сообщения Российской империи, писал: “Железные дороги крайне необходимы для России, они, можно сказать, выдуманы для неё более, нежели для другой страны Европы. Климат России и её пространство соделывают их особенно драгоценными для нашего Отечества”.
За это время железнодорожная отрасль прошла большой путь, стала одной из ключевых в транспортной системе. Тысячи километров стальных магистралей объединяют регионы нашей большой страны, крупные города и маленькие посёлки. От эффективности её работы во многом зависит развитие национальной экономики, обеспечение обороноспособности государства.
Благодаря труду железнодорожников, машинистов, диспетчеров, инженеров, проводников ежедневно миллионы людей отправляются поездами дальнего следования и пригородного сообщения в деловые поездки и на отдых. Вы заботитесь о комфорте и безопасности пассажиров, а также о быстрой и своевременной доставке самых разных грузов. Делаете всё, чтобы железные дороги работали в круглосуточном режиме.
Сегодня железнодорожный комплекс динамично развивается и является одним из лидеров по освоению цифровых технологий. Важно, что вы внедряете прорывные направления в работу, создаёте цифровые платформы для пассажирских и грузовых перевозок, транспортно-логистических узлов, управления производственными процессами. Многие из ваших разработок – уникальны. Они позволяют оптимизировать пассажиропоток, использовать электронные и мобильные системы оплаты билетов, сервисы мультимодальных перевозок.
Дорогие друзья! Мы гордимся историей и традициями железнодорожной отрасли. Каждый из вас – профессионал, глубоко преданный своему делу. Уверен, что опыт, мастерство, ответственное отношение к работе помогут вам выполнить намеченные планы, реализовать масштабные проекты, добиться новых успехов.
Желаю вам здоровья, благополучия, удачи и всего наилучшего».