Новая транспортная артерия запущена в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге открылось пассажирское движение по маршруту №2 первого этапа скоростной трамвайной линии «Славянка». Маршрут связал жилые кварталы поселка Шушары с метрополитеном и сетью общественного транспорта Северной столицы.
На первом этапе возведено 10 км трамвайных путей пассажирской линии, депо в Шушарах, конечный остановочный павильон на Балканской площади, три надземных искусственных сооружения общей протяженностью почти 3 км – два путепровода над Витебским проспектом и КАД, мост над рекой Волковкой.
Новым маршрутом Станция метро «Купчино» – поселок Шушары – Славянка смогут воспользоваться в среднем 1,3 млн человек в год. Линия позволит избежать пересечения с крупными магистралями, разгрузит дорожную сеть, чтобы не создавать пробки в часы пик. Стоимость проезда не отличается от других городских маршрутов.
«Запуск трамвайной линии “Славянка” – качественно новый этап развития общественного транспорта на юге Петербурга и во всем городе. Мы реализуем проект в рамках одного из ключевых приоритетов Петербурга до 2030 года – “Удобный общественный транспорт”. Модернизируем транспортную инфраструктуру, чтобы передвижение по городу было максимально комфортным и доступным для каждого жителя», – сказал на церемонии открытия губернатор Северной столицы Александр Беглов.
Новая трамвайная линия «Славянка» – один из крупнейших в России ГЧП-проектов в области общественного транспорта. Проект реализуется в формате концессионного соглашения Правительством Санкт-Петербурга и компанией «Балтнедвижсервис» (входит в Группу компаний «АБЗ-1»). В инвестиционной инициативе применен механизм инфраструктурных облигаций от ПАО ДОМ.РФ.
Инвестиции – более 50 млрд ₽
Градоначальник осмотрел новое депо в Шушарах, которое будет обслуживать «Славянку». Главе города представили диспетчерскую, где координируется все движение трамваев, и ремонтную зону, в которой вагоны проходят ежедневное обслуживание.
«Запуск трамвайной линии “Славянка” – показатель успешного партнерства между государством и бизнесом. Проект – один из крупнейших в России по устройству городской инфраструктуры легкого рельсового транспорта, реализуемый в рамках государственно-частного партнерства. Общий объем инвестиций составляет более 50 млрд рублей», – отметил Александр Беглов.
«Проект вносит весомый вклад в развитие транспортной системы города: мы не только повышаем мобильность жителей и разгружаем ключевые магистрали. В 2026 году открываем второй этап маршрута. Есть планы продления магистрали от микрорайона Славянка на юг города», – сказал председатель совета директоров, руководитель Группы компаний «АБЗ-1» Владимир Калинин.
По пути следования трамвая глава города провел в нем рабочее совещание с участниками проекта – руководителями Группы компаний «АБЗ-1», представителями АО «Газпромбанк» и ПАО «ДОМ.РФ». На втором этапе строительства линии – от трамвайного депо в Шушарах до микрорайона Славянка завершено переустройство русел рек Славянка и Кузьминка и возведение двух мостов. Закончены работы по монтажу металлоконструкций пролетного строения путепровода через железнодорожные пути Витебского направления Октябрьской железной дороги и Детскую железную дорогу. В микрорайоне Славянка построен конечный остановочный павильон.
Ведется устройство трамвайной линии на шоссе Подбельского, Торопецкой и Северской улицах. В районе детского сада на Торопецкой улице установлен шумозащитный экран. По окончании строительных работ будет произведена установка контактной сети и подана электроэнергия. В соответствии с условиями концессионного соглашения плановые сроки завершения работ по второму этапу – до микрорайона Славянка – конец 2026 года.
Запуск трамвайного движения на первом этапе линии «Славянка» – пример реализации соглашений, заключаемых на Петербургском международном экономическом форума. 19 июня 2025 года подписано новое соглашение о намерениях между Санкт-Петербургом и АО «АБЗ-Дорстрой», входящим в Группу компаний «АБЗ-1», по созданию и эксплуатации трамвайной линии по маршруту «Славянка – железнодорожная станция Царское Село – Кампус СПбГУ – инновационный научно-технологический центр Невская дельта».
Реализация проекта позволит организовать транспортную связь планируемого к строительству кампуса СПбГУ с инновационным научно-технологическим центром Невская дельта и непосредственную связь микрорайона Славянка с метрополитеном Петербурга. Кроме того, появится транспортное сообщение между кварталами жилой застройки с железнодорожными станциями Царское село и Детскосельская, где организовано тактовое движение электричек.
По новой трамвайной линии будут курсировать трехсекционные низкопольные вагоны модели 71-932 «Невский» производства Невского завода электрического транспорта имени Пироцкого, рассчитанные на одновременную перевозку до 247 пассажиров. Трамваи разработаны «ПК Транспортные системы». Инженеры предусмотрели две кабины управления и двери по обеим сторонам вагона, чтобы эксплуатировать его на маршрутах любого движения без использования разворотных колец.
Низкопольное исполнение трамваев упрощает процесс посадки и высадки пассажиров, что в особенности важно для лиц с ограниченной мобильностью, с колясками и багажом. Предусмотрены кнопка вызова водителя и аппарель для доступа в салон, работает система «безопасный город». У входных дверей установлены подогреваемые зоны, чтобы в холодное время года не было наледи при входе в салон вагона, оборудованного системой климат-контроля. Для организации движения на первом этапе задействованы десять трамваев: семь в будние дни, шесть – в выходные. Три будут в резерве.
В ходе первой регулярной поездки по маршруту Шушары – станция метро «Купчино» Александр Беглов отметил, что прилегающие к трассе трамвая территории получили новое развитие. Решено, что старейший в городе Трамвайный парк №1 переместится на юг Фрунзенского района – территорию между Волковским каналом, полосами отвода Октябрьской железной дороги и проектируемыми улицами. После переноса в Купчино парк сможет обслуживать и выпускать на линию 109 единиц подвижного состава. Парк построят в рамках цифровой трансформации транспортной отрасли Петербурга на единой цифровой платформе для беспилотного транспорта.
Рядом с новой линией «Славянка» во Фрунзенском районе будет построен ледовый стадион для конькобежного спорта и хоккея. В планах – создание рядом с ними нового общественного пространства. Все объекты будут соединены новыми улицами и проездами с существующей дорожной сетью города.
*
В рамках президентской программы импортозамещения отечественная промышленность разработала линейку станков и специальных установок для оснащения депо в Шушарах. Среди них – приспособления для вертикального перемещения большегрузной техники ДЭП-10 грузоподъемностью 10 т каждое, произведенные на петербургском заводе «Энерпром». Российскими производителями сделаны колесотокарный станок ТК2500 и электрическая тяговая маневровая машина «Антей А1» с дистанционным управлением.

