«Транснефть» вывела нефтепровод ВСТО на максимальную мощность

Мощность ВСТО-1 и ВСТО-2 достигла 80 млн и 50 млн тонн нефти в год

27 ноября 2019 года министр энергетики Российской Федерации Александр Новак и президент, председатель правления ПАО «Транснефть» Николай Токарев в режиме телемоста дали старт на ввод новых нефтеперекачивающих станций трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» для вывода ВСТО на полную мощность.

Церемония состоялась 27 ноября 2019 года в ходе заседания совета директоров ПАО «Транснефть» в Москве в режиме телемоста с Братском и Хабаровском, где располагаются диспетчерские пункты управления участков трубопровода, а также портом Козьмино – конечной точкой ВСТО.

Об успешном запуске новых производственных объектов доложили руководители компаний «Транснефть – Восток» и «Транснефть – Дальний Восток», сообщив о выводе ВСТО-1 на максимальную мощность в 80 млн тонн и ВСТО-2 – на 50 млн тонн нефти в год. Порт Козьмино, являющийся конечным пунктом магистрального нефтепровода, подтвердил готовность к началу приема увеличенных объемов российской нефти ESPO.

Ввод ВСТО стал знаковом событием для всей нефтяной отрасли, отметил Александр Новак в ходе церемонии.

«Трубопроводная система “Восточная Сибирь – Тихий океан” стала мощнейшим стимулом к развитию месторождений нефти России и является особой страницей в истории топливно-энергетического комплекса страны. В этом году завершается выход проекта на полную мощность, что включает вывод участка Тайшет-Сковородино (ВСТО-1) на мощность в 80 млн тонн в год и расширение на участке Сковородино-Козьмино (ВСТО-2) до 50 млн тонн прокачки в год», – сказал глава Минэнерго России.

Министр энергетики России отметил значительную роль проекта как в диверсификации поставок российской нефти на мировые рынки, так и в обеспечении нефтеперерабатывающих заводов Дальнего Востока качественными, стабильными поставками сырья: «Проект позволил реализовать стратегическую задачу по выводу на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона поставок российских энергоресурсов, а также по снабжению нефтеперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке».

По словам Александра Новака, основными источниками нефти для заполнения ВСТО служат месторождения Западной и Восточной Сибири, добыча на которых во многом стимулируется трубопроводными поставками. На сегодня общая протяженность проекта достигает 4741 км. Кроме того, запуск проекта на полную мощность приносит и заметный вклад в развитие регионов-транзитеров ресурсов.

«ВСТО – пример успешной, слаженной работы государства и бизнеса, проведенной в сжатые сроки. Напомню, что изначально планировалось реализовать проект до 2030 года. Проект дает новые рабочие места, новые налоги для регионов, влияет на развитие программ социально-экономического развития. При этом при его проектировании применялись самые современные, экологически чистые технологии», – добавил Александр Новак.

Стратегический проект

Магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» построен для транспортировки нефти месторождений Восточной и Западной Сибири на нефтеперерабатывающие предприятия российского Дальнего Востока и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Согласно первоначальным планам проект должен был быть реализован к 2030 году, однако в связи с высокой востребованностью у нефтяных компаний данного направления поставок ПАО «Транснефть» приняло решение завершить работы в рекордные сроки – с опережением более чем на десять лет.

Увеличение мощностей нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» велось по двум сегментам: расширение первой очереди (ВСТО-1) до 80 млн тонн в год и расширение второй очереди (ВСТО-2) до 50 млн тонн нефти в год.

ВСТО-1 (участок «Тайшет – Сковородино»)

Нефтепроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» на участке Тайшет – Сковородино (ВСТО-1) построена за три года и введена в эксплуатацию в 2009 году. Ее протяженность составляет 2694 км, трасса трубопровода проходит по территориям Республики Саха (Якутия), Иркутской и Амурской областей.

В том же году введен в эксплуатацию нефтеналивной порт в бухте Козьмина для обеспечения танкерных поставок нефти в страны АТР и КНР. До ввода в действие ВСТО-2 в 2012 году доставка нефти от Сковородино до Козьмино осуществлялась железнодорожным транспортом. 

На начальном этапе производственная инфраструктура первой очереди трубопроводной системы ВСТО включала 7 НПС, ее пропускная способность составляла 30 млн тонн нефти в год.

В 2010 году ПАО «Транснефть» приступило к работам по расширению ВСТО-1 до 80 млн тонн в год.

С 2011 года начались коммерческие поставки нефти в КНР через отвод Сковородино-Мохэ протяженностью 64 км. Первоначальная производительность отвода составляла 15 млн тонн в год.

В 2012 году в эксплуатацию введены 5 НПС (№№12,13,16,18,20), мощность ВСТО-1 была доведена до 50 млн тонн нефти в год.

В 2014 году, после включения в работу еще трех НПС (№№ 11,15,19), показатель составил 58 млн тонн в год.

В 2017 году завершена реализация проекта по расширению МН «Сковородино – Мохэ» до 30 млн тонн в год. По итогам 2018 года объем коммерческой поставки нефти в КНР через отвод Сковородино-Мохэ составил 28,3 млн тонн в год. В текущем году планируется достижение уровня поставок до 30 млн тонн.

В 2018 году в производственную инфраструктуру ТС ВСТО-1 включены еще 3 НПС (№№ 3,6,9), пропускная способность трубопроводной системы увеличилась до 72 млн тонн в год.

С вводом НПС №№ 2,5,7 показатель увеличился до проектных 80 млн тонн нефти в год.

ВСТО-2 (участок «Сковородино – Козьмино»)

Строительство второй очереди трубопроводной системы ВСТО – от Сковородино (Амурская область) до нефтеналивного порта Козьмино (Приморский край) – началось в 2010 году. Она была введена в эксплуатацию в 2012 году – на два года раньше планового срока.

Протяженность ВСТО-2 составляет 2047 км, трасса трубопровода проходит по территории четырех субъектов Дальнего Востока: Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной и Амурской областей. Ввод в эксплуатацию ВСТО-2 позволил постепенно отказаться от поставки нефти в порт Козьмино железнодорожным транспортом.

На момент запуска в декабре 2012 года мощность второй очереди ВСТО составляла 30 млн тонн нефти в год. В ее структуру на тот момент входили восемь НПС – №№ 24, 27, 30, 34, 36, 38, 40, 41.

В 2015 году к системе ВСТО-2 трубопроводом-отводом протяженностью 28 км проектной мощностью 6 млн тонн нефти в год подключен АО «ННК-Хабаровский НПЗ». До ввода его в эксплуатацию сырье на НПЗ поступало в цистернах по железной дороге.

К концу 2015 года производительность нефтепровода ВСТО-2 была увеличена до 35 млн тонн.

В декабре 2017 года, с вводом в эксплуатацию НПС №29 в Амурской области, показатель повысился до 36,7 млн тонн. В конце того же года началось строительство новых НПС (№№ 23, 26 и 32) и реконструкция действующих станций.

В июле 2019 года введен в эксплуатацию нефтепровод-отвод от ТС ВСТО-2 до Комсомольского НПЗ мощностью 8 млн тонн в год.

Завершение работ по расширению системы ВСТО-2 позволило довести ее пропускную способность до проектного уровня в 50 млн тонн нефти в год.

Порт Козьмино

Порт Козьмино является конечной точкой трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ТС ВСТО) и предназначен для приема нефти по трубопроводу и ее перевалки на современные морские суда.

В Козьмино налив производится у двух причалов, принимающих суда дедвейтом от 80 до 150 тыс. тонн. Далее танкеры с российской нефтью сорта ESPO отправляются в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В 2018 через порт Козьмино было экспортировано 30,4 млн тонн, в 2019 году – 32,7 млн тонн. В 2020 году в соответствии с заявками нефтекомпаний объем отгрузки нефти ожидается на уровне 34 млн тонн.

Проведенные в 2017 году мероприятия по увеличению емкости резервуарного парка и дноуглубительные работы позволили в перспективе увеличить мощность по перевалке нефти в порту до 36 млн тонн в год.

Всего с начала работы порта в 2009 году и по состоянию на конец октября 2019 года на экспорт отправлено 245,2 млн тонн.

Уникальные решения

Трубопроводная система создана с учетом передовых достижений в проектировании, строительстве и эксплуатации нефтепроводов, обладает высоким уровнем надежности и минимальным воздействием на окружающую среду.

Большая протяженность и сложность прохождения трассы, скальные и песчаные породы, болота, тайга, зоны вечной мерзлоты, сейсмичность, значительное количество водных препятствий, низкие температуры потребовали применения особых технических решений.

Использовались материалы повышенного класса прочности и эксплуатационной надежности, высокотехнологичные средства автоматики, телемеханики, информатики и связи. В рамках реализации проекта была проведена замена роторов насосного оборудования, задействованного в процессе транспортировки нефти, увеличена мощность системы внешнего электроснабжения объектов, проведена доработка единой системы управления. Активно использовались технологии импортозамещения. Для достижения проектной пропускной способности ТС ВСТО-2 используются противотурбулентные присадки, производимые на сданном в эксплуатацию в этом году заводе «Транснефть-Синтез» в Татарстане.

Ввод ТС ВСТО в эксплуатацию и ускоренное расширение мощности нефтепровода являются важными этапами развития государственного топливно-энергетического комплекса. Реализация стратегического проекта ПАО «Транснефть» обеспечила возможность диверсификации нефтяного потока и увеличения объемов экспортных поставок.

Источник | фото
Источник