25 женщин начали обучение профессии машиниста электропоезда в феврале 2020 года
6 марта 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин поздравил с наступающим Международным женским днем женщин, которые обучаются профессии машиниста электропоезда в учебно-производственном центре (УПЦ) Московского метрополитена.
1 января 2021 года вступит в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, который разрешит женщинам работать по профессии машиниста электропоезда в метрополитене. Этого решения последовательно добивалось Правительство Москвы при поддержке Минтранса России.
В Московском метрополитене женщины работали машинистами электропоездов с 1936 года, но в начале 1980-х годов был введен запрет на прием новых сотрудниц по этой специальности. Это объяснили защитой женщин от высоких нагрузок и неблагоприятных факторов труда.
Сегодня на линии метро выходят современные и комфортные поезда «Москва», которые обслуживаются по самым высоким стандартам контрактов жизненного цикла. Благодаря этому условия труда машиниста стали более комфортными, но профессия осталась все такой же ответственной и сложной.
Первые 25 женщин начали обучение профессии «машинист электропоезда» в феврале 2020 года. Чтобы поступить на курсы, они прошли серьезный конкурс – только каждая третья из подавших документы смогла сделать это.
В учебной группе только сотрудницы метрополитена – билетные кассиры, дежурные по приему и отправлению поездов, дежурные стационарного поста централизации, дежурные по станции и другие. Все они хорошо знают специфику работы в метро. Образование обучающихся – от среднего общего до высшего, а возраст – от 22 до 43 лет. Среди них есть многодетные мамы, а также представительницы трудовых династий.
Как проходит обучение
Обучение длится 9,5 месяца. Занятия проходят в учебно-производственном центре Московского метрополитена (Варшавское шоссе, дом 93).
Программа обучения женщин не отличается от той, что преподают мужчинам. Сначала они проходят двухнедельную практику в электродепо. Далее в УПЦ идет обучение на помощника машиниста. Ученики знакомятся с устройством вагонов, электрическим, механическим и пневматическим оборудованием.
Будущие машинисты занимаются на тренажерах с системами виртуальной и дополненной реальности, отрабатывают нештатные ситуации. Особое внимание уделяют технике безопасности. Наставники объясняют, что делать в различных экстренных случаях, как использовать технические средства спасения и защиты.
После теории начинаются практические занятия по управлению электропоездом.
По окончании обучения проходят выпускные экзамены. Те, кто их сдает, получают право управления электропоездом и могут выходить на линию. Но на этом обучение не заканчивается – машинисты постоянно повышают свою квалификацию.
По словам Сергея Собянина, вскоре в метрополитен будут поступать улучшенные поезда «Москва-2020». «Обучение надо будет проходить постоянно, но я думаю, что эта модель станет базовой, мы будем работать на ней ближайшие 5–10 лет», – сказал он.
В ближайшие пять лет планируется обучить и принять на работу около 500 женщин-машинистов. Московский метрополитен улучшит бытовые условия в помещениях депо для комфортной работы и отдыха.
Форма женщин-машинистов
Для будущих женщин-машинистов разработаны специальные комплекты зимней и летней формы, а также аксессуары. Женщины смогут выбрать вариант с юбкой или брюками. Форму разрабатывали с учетом пожеланий сотрудниц метро и опыта мужчин-машинистов. В разработке участвовали и будущие машинисты – они выбирали фасоны, ткани и фурнитуру.
Форма еще будет дорабатываться во время практических занятий. Ведь в ней важна каждая деталь – от нагрудного кармана, в котором хранятся необходимые документы, до плотности воротничка.
Женщины в метро
Московский метрополитен занимает второе место в мире среди членов Сообщества метрополитенов (СoMET) по доле работающих женщин. Из порядка 60 тыс. работников 21 388 человек (36%) – женщины. Причем за последние десять лет количество женщин, работающих в метро, увеличилось на 20%.
Для сравнения: в метрополитене в Лондоне женщины составляют 23,5%, Берлине – 19%, Нью-Йорке – 18%, Брюсселе – 11%. Первое место занимает подземка в Мехико, где женщины составляют 38% сотрудников.
Самые массовые женские профессии в московском метро – билетный кассир, дежурный по станции, дежурный станционного поста централизации, дежурный по приему и отправлению поездов, фельдшер.
В этом году Московский метрополитен занял 17-е место в топ-25 компаний России с максимально комфортными условиями и наилучшими возможностями для построения успешной карьеры для женщин.