Александр Новак провел совещание по развитию Северного морского пути до 2035 года
Заместитель Председателя Правительства России Александр Новак сообщил о вводе первой очереди проекта «Арктик СПГ 2».
Проект предусматривает строительство трех линий по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 6,6 млн т в год каждая. Общая мощность – 19,8 млн т СПГ и до 1,6 млн т стабильного газового конденсата в год. Оператор проекта – компания «Арктик СПГ 2» (основной акционер – ПАО «НОВАТЭК»).
Ресурсная база – Утреннее месторождение на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком АО – расположена в 70 км от ресурсной базы проекта «Ямал СПГ» через Обскую губу.
29 марта Александр Новак провел совещание по развитию Северного морского пути (СМП) до 2035 года. Мероприятие состоялось в Координационном центре Правительства России на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ с участием представителей профильных ведомств, компаний-грузоотправителей, Госкорпорации «Росатом».
«Северный морской путь – кратчайший морской маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком, между Европой и Азией. СМП обеспечивает доставку грузов в отдаленные районы Крайнего Севера, в которых проживает свыше 2 миллионов человек. Маршрут приобретает особое значение с учетом увеличения поставок в восточном направлении и становится все более привлекательным для транзитных грузоперевозчиков», – отметил вице-премьер.
Участники обсудили обеспечение безопасности судоходства в акватории СМП в период нового сезона навигации, достижение целевого показателя грузооборота, ход строительства ледоколов и других судов, наращивание спутниковой гидрометеорологической группировки, а также итоги выполнения в 2023 году плана развития Севморпути и основные задачи до 2035 года.
Глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев сообщил, что по Севморпути в 2023 году перевезено рекордное количество грузов – 36,25 млн т. В планах к 2030 году – увеличить грузопоток до 150 млн т в год с перспективой роста до 190 млн т при оптимистическом сценарии. Индикативные показатели по грузам к 2035 году – 220 млн т в год.
«На мировую логистику негативное воздействие оказали пандемия COVID-19, инциденты в Суэцком канале и Красном море, что привело к повышению интереса к СМП со стороны российских игроков и зарубежных компаний. Приоритет в организации круглогодичной навигации, что позволит кратно нарастить грузопоток через море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. Для развития транзита и сохранения эффективности арктических проектов необходимо сформировать в первую очередь конкурентоспособные условия на СМП, в том числе обеспечить большую привлекательность по сравнению с Суэцким каналом», – сказал Алексей Лихачев.
Для реализации амбициозных задач по росту грузопотока и обеспечения его безопасности к 2030 году планируется увеличить количество грузовых судов высокого арктического класса.
«Запланировано строительство 46 судов аварийно-спасательного флота, строительство и модернизация 14 портов и терминалов, запуск на орбиту 15 спутников, что повысит эффективность и безопасность судоходного движения по СМП. Кроме того, считаю необходимым синхронизировать развитие СМП с другими программами, так как зачастую грузовая база формируется в портах Северо-Запада и Дальнего Востока, не выходящих на СМП. Важно связать их с Большой землей через железнодорожные линии», – подчеркнул Александр Новак.
Состоялось прямое включение с атомного ледокола «Урал», спущенного на воду в 2022 году. Капитан судна Виктор Сурядов доложил об обстановке на трассе и условиях работы команды.
Александр Новак напомнил, что Россия владеет единственным на планете атомным ледокольным флотом. В 2024 году планируется ввести в эксплуатацию новый ледокол «Якутия».