Новыми станциями Люблинско-Дмитровской линии столичной подземки будут пользоваться жители шести районов с населением 450 тыс. человек
Для пассажиров открылся участок Люблинско-Дмитровской линии московского метро от станции «Петровско-Разумовская» до «Селигерской». Открытие новых станций прошло с участием восстановленного поезда метро 1935 года выпуска. Участие в церемонии приняли мэр Москвы Сергей Собянин и начальник ГУП «Московский метрополитен» Виктор Козловский.
На глубине 60 метров под землей
Строительство северного радиуса Люблинско-Дмитровской линии проходило по просьбам жителей. Оно началось в 2011 году, а в марте 2018 года работы были полностью завершены.
Шесть станций северного радиуса строили в тяжелейших горно-геологических условиях: в насыщенном водой грунте (плывуне) в среднем на глубине 60 метров.
«Москва получила новый участок линии метро – от “Марьиной Рощи” до “Селигерской”. Это продление Дмитровского радиуса. Семь станций, 12 километров. Очень тяжела проходка, в основном работали вручную. Сложные геологические условия, возникали проблемы, связанные с освобождением участков. Один Петровско-Разумовский рынок чего нам стоил. Тем не менее шаг за шагом, станция за станцией мы реализовали этот сложнейший проект», – отметил Сергей Собянин.
Сергей Собянин вручил благодарности мэра Москвы строителям и работникам метрополитена, отметив непростой труд людей, подаривших москвичам новые станции: «Они героически преодолели все трудности и линию построили. Спасибо им».
Действительно, прокладывать тоннели метро с помощью тоннелепроходческих механизированных комплексов было не всегда возможно. От «Марьиной Рощи» до «Окружной», а также на станции «Верхние Лихоборы» тоннели строили горным способом. Участок от «Окружной» до «Селигерской» (за исключением станции «Верхние Лихоборы») прокладывали тоннелепроходческие щиты.
Запуск шести станций проводился в два этапа. В сентябре 2016 года открылся участок «Марьина Роща» – «Петровско-Разумовская» с пересадкой на станцию «Петровско-Разумовская» Серпуховско-Тимирязевской линии. Его длина составила 5,51 км с учетом оборотных тупиков за «Петровско-Разумовской». В декабре 2017 года введен в эксплуатацию второй вестибюль станции.
В марте 2018 года открылся участок «Петровско-Разумовская» – «Селигерская». Его протяженность – 6,2 км с учетом соединительной ветки в депо «Лихоборы». На этом отрезке расположены станции «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская».
Запуск северного радиуса Люблинско-Дмитровской линии решил несколько транспортных задач. Пользоваться подземкой смогли жители шести районов – Марьиной Рощи, Бутырского, Тимирязевского, Бескудниковского, Западного и Восточного Дегунина – с населением 450 тыс. человек. Для жителей Дмитровского и Северного районов сократилась дорога к метро. Кроме того, время поездок по городу уменьшилось на 20 минут. На 15% снизился пассажиропоток на перегоне «Петровско-Разумовская» – «Тимирязевская» серой ветки, а количество пассажиров на станции Московского центрального кольца (МЦК) Окружная увеличилось на 10%. Внутри районов стал лучше ходить наземный общественный транспорт: после запуска участка отменили протяженные маршруты транспорта, который довозил пассажиров до «Петровско-Разумовской». Снизилась интенсивность движения автотранспорта по Дмитровскому шоссе, Огородному проезду, улице Милашенкова, Бескудниковскому бульвару, Дубнинской улице и местным улицам в районе новых станций метро.
Электродепо «Лихоборы»
Люблинско-Дмитровскую линию метро обслуживает электродепо «Печатники», построенное в 1995 году и расширенное в 2012 году. Его мощностей недостаточно для обеспечения ночного пребывания поездов. Из-за этого часть из них стоит на путях, что приводит к избыточному пробегу и дополнительным издержкам на обслуживание и ремонт. Поэтому было решено построить новое электродепо – «Лихоборы».
Оно располагается на участке площадью 15,2 га в реорганизуемой промзоне, которая находится поблизости от железнодорожной платформы НАТИ. Депо соединено со станцией метро «Верхние Лихоборы» двумя однопутными служебными ветками. После портала тоннеля они пересекают реку Лихоборку по четырехпутному метромосту с защитной галереей. Общая площадь зданий электродепо «Лихоборы» составит 85,7 тыс. кв. м.
Производственные мощности нового депо высоки. Ночью здесь могут находиться 32 состава по восемь вагонов, за сутки может производиться мойка 16 составов. Техническое обслуживание поездов может проходить по четырем видам.
В электродепо «Лихоборы» создадут около 1,5 тыс. рабочих мест. По сути, это будет настоящий завод с современным оборудованием. Здесь разместятся стенды для диагностики, ремонта и испытания электрических машин, узлов и деталей, многоуровневые механизированные площадки для техобслуживания и ремонта вагонов, а также быстропереналаживаемое универсальное металлообрабатывающее оборудование.
Современное высокопроизводительное технологическое оборудование снизит трудоемкость и себестоимость ремонта вагонов, уменьшит время ремонта, сократит объемы ручного труда и повысит уровень безопасности поездов.
В административно-бытовом комплексе депо оборудуют комнаты отдыха, медицинский пункт, столовую на 132 места и спортзал. Здесь машинисты смогут полноценно отдыхать и восстанавливаться после работы.
Строительство депо завершено на 90%. Открыть его планируется в конце весны – начале лета 2018 года.
Строительство метро в 2011–2018 годах
За последние семь лет по программе строительства Московского метрополитена в столице проложено 120,6 км новых линий, возведено 64 новые станции, три вестибюля и шесть электродепо подземки и МЦК.
На Люблинско-Дмитровской линии открыто два участка (три станции от «Марьина» до «Зябликова» и шесть станций от «Марьиной Рощи» до «Селигерской») и два вестибюля (на станциях «Марьина Роща» и «Петровско-Разумовская»).
На Калининско-Солнцевской линии запущено движение на участках от «Новогиреева» до «Новокосина» (одна станция) и от «Делового центра» до «Раменок» (пять станций).
На Замоскворецкой линии введены в эксплуатацию участки от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской» (одна станция), от «Речного вокзала» до «Ховрина» (одна станция), а также станция «Технопарк».
На Арбатско-Покровской линии открылся участок от «Митина» до «Пятницкого шоссе» (одна станция).
Пассажиры Таганско-Краснопресненской линии смогли пользоваться тремя новыми станциями на участке от «Выхина» до «Котельников», а также станцией «Спартак».
На Бутовской линии открыты две станции на участке от «Улицы Старокачаловской» до «Битцевского парка».
На Сокольнической линии открыты три станции от «Юго-Западной» до «Саларьева», на Большой кольцевой линии – пять станций от «Делового центра» до «Петровского парка», на Филевской линии – второй вестибюль станции «Международная».
Открыта 31 станция Московского центрального кольца.
Кроме того, построены и реконструированы электродепо «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное» и «Нижегородское».
Сейчас на разных стадиях планирования, проектирования и строительства находятся еще около 215 километров линий метро. Ожидается, что к 2025–2027 годам протяженность Московского метрополитена увеличится в два раза по сравнению с 2010 годом.
Исторический поезд типа А
Исторический поезд состоит из отреставрированных вагонов типа А. Свои первые поездки они совершили по Сокольнической линии в 1935 году. Эти вагоны перевозили пассажиров 40 лет: с 1935 до 1975 года. Сейчас трехвагонный раритетный состав задействован в ночных экскурсиях по Московскому метрополитену.
Салон и ходовая часть ретровагона типа А восстановлены до мельчайших деталей. Реставрация проводилась на базе вагоноремонтного комплекса метро. Были воссозданы интерьер и экстерьер вагонов: сделаны на заказ знаменитые открытые плафоны светильников в виде бра и мягкие пружинистые кресла, а внешняя окраска выполнена в оригинальных желто-оливковых цветах.
По современным меркам вагон типа А был довольно тяжелым: его вес составлял 52 тонны. Современный вагон «Москва» весит около 30 тонн, что положительно сказывается на его эксплуатационных показателях.