В Москве открыт Дом культуры «ГЭС-2»

«ГЭС-2» станет одной из главных точек притяжения жителей и гостей города

1 декабря Президент России Владимир Путин посетил открывающийся в Москве на Болотной набережной центр искусства «Дом культуры «ГЭС-2».

В сопровождении мэра Москвы Сергея Собянина и президента Фонда современного искусства V-А-С (частное учреждение культуры «Музей «Виктория – Искусство быть современным»), председателя правления компании «НОВАТЭК» Леонида Михельсона глава государства осмотрел, в частности, выставочные площади Дома культуры, классы просветительских программ, студию звукозаписи и помещения мастерских. Экскурсию провела генеральный директор Фонда V-А-С Тереза Мавика.

Новое культурное пространство вмещает в себя кинотеатр, концертный зал, библиотеку, аудитории для публичных мероприятий, студии и резиденции художников, магазины, ресторан и кафе, детскую площадку.

Центр открывается в начале декабря в здании ГЭС-2 – бывшей городской электростанции. Объект, которому в 2009 году присвоен статус памятника культуры, приобретен частным учреждением культуры «Музей «Виктория – Искусство быть современным» (Фонд современного искусства V-А-С), став его постоянной площадкой.

Реставрация ГЭС-2 стала крупнейшим проектом преобразования бывшего промышленного здания в открытое культурное пространство, который был реализован в мире за последние годы. Дом культуры «ГЭС-2» станет важнейшим центром культуры на карте Москвы.

История здания

Центральная электрическая станция городского трамвая (позднее – ГЭС-2 Мосэнерго) построена в 1904–1908 годах по проекту архитектора Василия Башкирова и инженера Михаила Поливанова у Малого Каменного моста на берегу Водоотводного канала.

В своем творчестве архитектор часто обращался к мотивам неорусского стиля, элементы которого он использовал и в обработке фасадов электростанции. Уникальной особенностью здания стал зенитный световой фонарь котельного отделения. В первоначальном виде комплекс электростанции сохранился до конца 1920-х годов. Затем ее облик подвергался частичным изменениям: пристраивались новые корпуса, технологические помещения, были частично утрачены декоративное оформление фасадов и башенка в конторской части.

Решение о выводе из эксплуатации ГЭС-2 приняли в 2006 году. Причиной стал износ оборудования и высокая стоимость производимой энергии. Кроме того, закрытие станции позволило улучшить экологическую обстановку в центре Москвы.

Электрическая нагрузка закрытой станции была перераспределена на построенную рядом подстанцию «Берсеневская», а тепловая – на ТЭЦ-20.

От электростанции до Дома культуры

В 2009 году зданию ГЭС-2 присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения.

В 2014 году ПАО «Мосэнерго» продало имущественный комплекс ГЭС-2 инвестору компании «ГЭС-2» (собственник – Леонид Михельсон) для создания Дома культуры. Его заказчиком стал основанный Леонидом Михельсоном Фонд развития современного искусства V-A-C. Помимо реставрации исторического здания ГЭС-2, проект также включал создание качественной городской среды – реконструкцию Патриаршего пешеходного моста, благоустройство части Болотной набережной и обустройство спуска к реке.

Архитектурную концепцию Дома культуры «ГЭС-2» разработало международное архитектурное бюро Renzo Piano Building Workshop под руководством знаменитого итальянского архитектора Ренцо Пиано, автора здания Центра Жоржа Помпиду в Париже, а также других важных культурных сооружений в разных странах.

Реставрация ГЭС-2 стала примером международного культурного сотрудничества. Помимо авторов проекта, работы контролировала российская компания «Апекс» – генеральный проектировщик объекта.

Общая площадь комплекса составляет более 35 тыс. кв. м. Центральным элементом комплекса стало здание ГЭС-2 площадью около 16 тыс. кв. м. Специалисты вернули первоначальный вид бывшей электростанции – расчистили от поздних наслоений и пристроек, воссоздали наиболее выразительный элемент здания – башню с часами. Сейчас, как и 100 лет назад, зенитный световой фонарь котельного отделения наполняет здание естественным светом. Кроме того, для лучшего освещения всю кровлю над основным зданием выполнили из светопрозрачного материала со встроенными солнечными батареями, которые обеспечат до 10% энергии, необходимой для эксплуатации Дома культуры.

Трубы ГЭС-2 высотой 70 м используются для забора и очистки воздуха. В здании также установлена система для сбора и очистки дождевой воды. Собранную воду можно использовать в технических помещениях и для орошения растений.

Дом культуры «ГЭС-2» претендует на получение золотого сертификата LEED (Leadership in Energy and Environment Design) и включен в рейтинговую систему экологически чистых и устойчивых зданий.

В здании нет этажей в классическом понимании. На четырех уровнях открытого пространства, связанных лестничными переходами, размещены выставочные залы, классы просветительских программ, библиотека, детская площадка, книжный магазин, кафе и ресторан.

Частью здания стали художественные резиденции и актовый зал для театральных постановок, концертов, перформансов, кинопоказов и других мероприятий.

Акустикой Дома культуры занималась группа международных специалистов, часть которых создавала звуковую систему Парижской филармонии.

Для коллекций фонда предусмотрено подземное хранилище площадью 2,8 тыс. кв. м.

Часть бывшей электростанции, отдельно стоящее здание под названием «Своды», отведена под центр художественного производства. В этой постройке площадью около 2 тыс. кв. м со сводчатыми потолками в два этажа (один – на уровне земли, другой – подземный) когда-то располагался цех водочного завода имени Смирнова.

Центр художественного производства «Своды» поддерживает творческую экосистему российской столицы, предоставляя доступ к современному оборудованию для реализации проектов представителей креативной индустрии. Здесь расположено 13 мастерских, в которых можно будет экспериментировать с материалами – деревом, металлом, пластиком, керамикой и текстилем, создавать проекты в фото-, аудио- и видеостудиях, лаборатории 3D-печати, студии шелкографии, финишной мастерской, пользоваться библиотекой материалов и активно взаимодействовать с другими участниками в пространстве коворкинга. Мастерские оснащены самым современным оборудованием. «Своды» станут уникальной площадкой для широкого круга творческих специалистов – новым креативным кластером Москвы.

На кровле подземного паркинга высажена березовая роща – 620 деревьев и более 80 тыс. кустарников, – которая гармонично вписывается в окружающее пространство.

Основной акцент в работе Дома культуры «ГЭС-2» делается на развитии и пробуждении интереса к современной культуре.

Новое культурное пространство рассчитано на посещение до 750 тыс. человек в год. В нем будет создано около 800 новых рабочих мест.

Первых посетителей Дом культуры примет 4 декабря.

Пешеходный мост и спуск к воде

Органичным продолжением Дома культуры «ГЭС-2» стала новая пешеходная зона, которая протянулась от храма Христа Спасителя до Якиманской набережной.

Для ее создания Правительство Москвы провело реконструкцию Патриаршего пешеходного моста на участке между Берсеневской и Якиманской набережными с устройством консольных трибун (амфитеатров), лестничных сходов и лифтов для маломобильных граждан.

Под мостом создана комфортная зона для отдыха и встреч.

На участке Болотной набережной, примыкающем к Патриаршему мосту, проведены работы по благоустройству и сделан спуск к воде для отдыха и прогулок.

Общественное пространство вокруг Дома культуры «ГЭС-2» станет одной из главных точек притяжения на пешеходном маршруте по набережным Москвы-реки.

Программа открытия

Дом культуры «ГЭС-2» открывается художественным сезоном, который включает в себя три выставочных проекта:

«В Москву! В Москву! В Москву!» – кураторский проект приглашенного исландского художника Рагнара Кьяртанссона;

продолженный перформанс «“Санта-Барбара”. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона»;

выставка «Я моторы гондолы разбираю на части: карнавал в четырех действиях».

Также предусмотрена насыщенная издательская и просветительская программа.

На «Проспекте» (центральная часть здания) команда продюсеров воссоздала съемочные павильоны, в которых на русском языке переснимут 98 серий популярного американского сериала «Санта-Барбара», впервые показанного в России в 1992 году и не сходившего с экранов на протяжении 10 лет.

Выставка «Я моторы гондолы разбираю на части: карнавал в четырех действиях», название которой дала строчка из песни «Карнавала.нет» группы «Мумий Тролль», состоит из новых работ российских художников, обращающихся к карнавальной культуре сегодня, а также из отдельных произведений 30-летней давности – образов, костюмов и постановочных фотографий.

Кураторы выставки «В Москву! В Москву! В Москву!» выстраивают диалог между работами Рагнара Кьяртанссона и произведениями других авторов на темы, которые являются ключевыми в его творчестве. Это сила воздействия музыки и драматургии, роль повторения и потенциал влияния искусства на мир. Название выставки отсылает к знаменитой фразе из «Трех сестер» Антона Чехова – автора, с произведениями которого Кьяртанссон знаком с раннего детства.

Рядом с «Проспектом» будет работать «Ателье» – игровая площадка и мастерские для детей любого возраста. Здесь можно заниматься творчеством самостоятельно или с сотрудниками и приглашенными художниками, развивать мелкую моторику и получать новые знания.

Кроме того, запланированы и просветительские мероприятия – встречи с художниками и экспертами, посвященные пониманию и развитию критического восприятия современной культуры.

Источник | фото
Источник | фото