Реконструкция улучшила транспортное обслуживание более ста пятидесяти тысяч москвичей
27 июля на севере столицы после реконструкции открылся новый московский городской вокзал Тимирязевская первого Московского центрального диаметра (МЦД-1). Объект посетили мэр Москвы Сергей Собянин и заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Олег Тони.
По словам Сергея Собянина, в первое время работы станции МЦД-1 ее платформа была не удобна для пассажиров, поэтому решено было ее перестроить.
«Мы постепенно на базе таких транспортных узлов между метро и железной дорогой строим настоящие городские вокзалы, которые нисколько не хуже станций метро: с эскалаторами, лифтами, кассовыми залами, торговыми залами. Соединяем метро и железную дорогу и разные микрорайоны пешеходными переходами. Такой классный городской вокзал. Я думаю, здесь будет комфортно», – рассказал мэр Москвы.
Сергей Собянин поблагодарил железнодорожников за совместную работу над проектом и пообщался с пассажирами.
Поезда Московских центральных диаметров перевозят в среднем 620 тыс. пассажиров в сутки, в том числе МЦД-1 – 270 тыс. и МЦД-2 – 350 тыс. человек. Движение по первым диаметрам наземного метро открыто 21 ноября 2019 года. Работает 62 станции, на 23 из которых можно сделать пересадку на метро, Московское центральное кольцо (МЦК) и радиальные направления железной дороги. Всего с момента открытия МЦД поезда перевезли по диаметрам свыше 600 млн пассажиров.
Новый вокзал Тимирязевская
Вокзал Тимирязевская расположен в одноименном районе между станциями Окружная и Савеловская. С него пассажиры могут сделать пересадку на Серпуховско-Тимирязевскую линию метро и маршруты наземного городского транспорта.
До начала реконструкции станция Тимирязевская не соответствовала стандартам московского транспорта. Работы по ее комплексной реконструкции начались в 2019 году в рамках проекта развития МЦД-1 и велись круглосуточно по специальной технологии без остановки движения поездов. Для пассажиров на этот период возвели временные платформы и мост, что позволило сохранить здесь остановку для поездов первого диаметра. В результате на МЦД-1 создан еще один современный городской вокзал общей площадью свыше восьми тысяч квадратных метров, включающий в себя:
две новые высокие платформы, оборудованные навесами на всю длину, защищающими пассажиров от солнца и осадков, информационными табло, лавочками и стойками SOS;
подземный пассажирский вестибюль, интегрированный со станцией метро «Тимирязевская», с выходами к Дмитровскому шоссе, улицам Яблочкова и Фонвизина, оборудованный турникетами, кассами, туалетными комнатами и динамической системой навигации.
По вестибюлю можно не только пройти к поездам, но и совершить безопасный переход через железнодорожные пути. Кроме того, горожане смогут и дальше пользоваться существующим подземным переходом, который после реконструкции стал намного комфортнее.
На вокзале создана безбарьерная среда для удобства маломобильных пассажиров – пожилых людей, родителей с колясками и людей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь есть восемь эскалаторов и пять лифтов.
Одновременно с реконструкцией специалисты благоустроили прилегающую территорию. В частности, установили новую остановку наземного городского пассажирского транспорта, обустроили отстойно-разворотную площадку со стороны торгового центра «Тимирязевский» и торгового комплекса «Депо Молл», организовали семь наземных пешеходных переходов и обновили улично-дорожную сеть.
Тимирязевская – городской вокзал на МЦД-1. Ранее по новому стандарту московского транспорта построили две новые (Сколково и Славянский Бульвар) и реконструировали пять станций (Баковка, Сетунь, Новодачная, Долгопрудная, Окружная).
Обновленный вокзал позволил улучшить транспортное обслуживание более 150 тыс. москвичей, проживающих в районах Тимирязевский и Бутырский. Пассажиры теперь могут делать пересадку между метро и МЦД-1 всего за пару минут, не выходя на улицу. Путь сократился в два раза – с 120 до 60 м.
Поездки по МЦД станут комфортнее для студентов и сотрудников учебных заведений, расположенных неподалеку от станции Тимирязевская, в числе которых Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, Московский государственный юридический университет имени О.Е Кутафина и другие. Недавно Правительство Москвы приняло решение о введении льготных проездных для учащихся на 30 и 90 дней с бесплатными пересадками с МЦД тарифной зоны «Пригород» на метро – они вступят в силу с запуском МЦД-3. Билет на 30 дней будет стоить 870 рублей, на 90 дней – 2,5 тыс. рублей с учетом пересадок на метро и МЦК. Записать проездной можно на социальную карту москвича. Раньше для поездок из зоны «Пригород» МЦД в центр нужно было записывать отдельно абонемент для поездок на метро и абонемент для поездок на железных дорогах до конкретных станций. Теперь учащиеся смогут пользоваться одним абонементом, который дешевле почти в два раза.
В настоящее время ведется строительство подземного пешеходного перехода неподалеку от пересечения Дмитровского шоссе и улицы Академика Лисицына. В перспективе его планируется продлить до улицы Яблочкова. Так, для местных жителей будет создана дополнительная связь между районами Тимирязевский и Бутырский, которые отделены друг от друга Дмитровским шоссе и железной дорогой.
Кроме того, в планах – обустройство парковок для автомобилей и новой стоянки такси, а также перенос автобусной остановки со стороны Дмитровского шоссе на 230 м ближе к станции. Это позволит пассажирам наземного транспорта делать пересадку на метро и МЦД-1 быстрее. Для организации удобного заезда на парковку ведется строительство дублера Дмитровского шоссе.
Ожидается, что к 2030 году пассажиропоток транспортного узла вырастет на 75% – с 42,1 тыс. до 73,8 тыс. человек в сутки. В частности, число пассажиров Тимирязевской увеличится более чем в два раза – с 14,2 тыс. до 29,4 тыс. человек в сутки. При этом созданный запас пропускной способности значительно превышает прогнозный пассажиропоток, что обеспечит стабильное функционирование станции на десятилетия вперед.
Итоги развития инфраструктуры МЦД в 2022 году и планы на 2023-й
На Центральном транспортном узле продолжают прокладку новых и модернизацию существующих путей. Кроме того, в 2022 году были завершены работы по строительству и реконструкции девяти городских вокзалов, среди которых:
Минская МЦД-4 (открыт в апреле 2022 года – первый этап, в декабре 2022-го – второй этап);
Толстопальцево МЦД-4 (открыт в мае 2022 года);
Печатники МЦД-2 (открыт в июне 2022 года);
Площадь Трех Вокзалов МЦД-2 и перспективного МЦД-4 (открыт в августе 2022 года – первый этап);
Окружная МЦД-1 (северный вестибюль станции открыт в ноябре 2022 года, завершено формирование транспортного узла, работы завершены 2 июня 2023-го);
Мещерская МЦД-4 (открыт в ноябре 2022 года);
Переделкино МЦД-4 (открыт в декабре 2022 года);
новый терминал для поездов «Аэроэкспресс» в северном терминальном комплексе аэропорта Шереметьево, благодаря чему пассажиры теперь могут добираться из Москвы до терминалов В и С без пересадок.
В планах на 2023 год – ввод в эксплуатацию новых диаметров наземного метро МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» и МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».
Кроме того, будут или уже завершены работы по строительству и реконструкции 14 железнодорожных станций, среди которых:
Лесной Городок МЦД-4 (открыта 31 января 2023 года);
Очаково МЦД-4 (открыта 6 марта 2023 года);
Марьина Роща МЦД-2 и МЦД-4 (первый этап, открыта 2 марта 2023 года);
Площадь Трех Вокзалов МЦД-2 и МЦД-4 (второй этап, открыта 2 июня 2023 года);
Тимирязевская МЦД-1 (открыта 27 июля 2023 года);
Крюково МЦД-3;
Ольгино МЦД-4 (новая);
Поклонная МЦД-4;
Кутузовская МЦД-4 (новая);
Тестовская МЦД-4 (новая);
Белорусская МЦД-1 и МЦД-4;
Лианозово МЦД-1;
Курская МЦД-2 и МЦД-4;
Петровско-Разумовская МЦД-1 (новая).