На сегодня ведутся работы на газопроводах-дюкерах Щукинском, Кутузовском и Гольяновском
Специалисты компании «МОСГАЗ» закончили реконструкцию еще одного городского газопровода-дюкера – Рубцовского, сообщил 29 ноября на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» Сергей Собянин.
В рамках программы перекладки газопроводов-дюкеров в столице с 2018 года занимаются модернизацией 13 объектов. Уже привели в порядок шесть дюкеров – Автозаводский, Даниловский, Химкинский, Новодевичий, Тушинский и Рубцовский. Цель программы – не только обновить газопроводы с истекающим сроком эксплуатации, но и внедрить более технологичные и экологичные решения.
Мэр Москвы поздравил сотрудников АО «МОСГАЗ» с днем рождения предприятия.
«История предприятия начиналась в 1865 году с 500 фонарей и шести верст газопровода. Сегодня практически вся энергия в столице вырабатывается на газе. В компании очень профессиональный коллектив. Ученые, эксперты мирового уровня, победители разных конкурсов. Сотрудник “МОСГАЗА” Александр Тихонов дважды становился чемпионом мира по газовой сварке. Многие работают на предприятии десятилетиями, создают трудовые династии – как семьи Бурдиных и Хлуденевых», – написал Сергей Собянин.
Обновление дюкеров
Работы на Кутузовском дюкере начались в конце июля 2021 года. Это один из самых сложных объектов. Он пролегает под Москвой-рекой, пересекая сложный узел коммуникаций, состоящий из двух линий метро и других инженерных сетей. Специалистам предстоит построить два тоннеля длиной 217 и 44 метра соответственно. Работы выполняются закрытым способом с применением технологии микротоннелирования.
Этот газопровод обеспечивает газом густонаселенные районы Пресненский, Хорошево-Мневники и Хорошевский, а в числе крупных потребителей – тепловая электростанция «Международная» и ТЭЦ-16 ПАО «Мосэнерго». Завершить работы на Кутузовском дюкере планируется в 2022 году. После этого срок его службы составит не менее 40 лет, также существенно сократятся затраты на эксплуатацию.
В Басманном районе специалисты перешли к следующему этапу реконструкции Гольяновского дюкера, пролегающего под рекой Яузой. На глубине 16 метров выполнена раскопка котлованов для двух ниток стальной трубы диаметром 426 и 630 миллиметров. Общая протяженность объекта – 310 метров, из которых под водой проходит 90 метров. Специалисты используют метод микротоннелирования. Гольяновский дюкер помогает подавать газ в здания Басманного района.
Помимо того, закончилась реконструкция газопровода-дюкера «Новодевичий», расположенного под Москвой-рекой. Объект питает не только здания районов Хамовники и Якиманка, но и общегородские газораспределительные пункты, а также ГЭС-1 и ТЭЦ-12 ПАО «Мосэнерго». ГЭС-1 снабжает Кремль, Государственную Думу, Старую и Лубянскую площади. За время реконструкции газопровода-дюкера ТЭЦ и ГЭС не приостанавливали работу, а жителей не отключали от газоснабжения.
Обновили и Тушинский газопровод, пролегающий через канал имени Москвы. Его проложили в 1959 году, и срок его эксплуатации близился к концу. Дюкер питает такие социально значимые объекты, как инфекционная клиническая больница №1, Центральная клиническая больница №1 РЖД, Центральная клиническая больница гражданской авиации, а также жилые дома.
Шестой реконструированный газопровод – Рубцовский, который питает несколько предприятий и обеспечивает резервирование подачи газа в районы Сокольники и Преображенское. Работы были выполнены под рекой Яузой методом горизонтально направленного бурения.
Как реконструируют газопроводы
В 1960-х годах при прокладке газопроводов по дну реки делались специальные углубления. Газопровод покрывался специальной оболочкой, а сами работы проводились открытым методом на протяжении нескольких месяцев, что наносило вред флоре и фауне реки.
Обновленные дюкеры располагаются под дном реки. Это исключает воздействие агрессивной среды на трубопроводы, что позволяет обеспечить их стабильное функционирование. Реконструкция производится закрытыми методами без разрытий, с минимальным воздействием на экологию и окружающую среду.
Газопроводы оснащаются современной автоматизированной системой контроля загазованности среды, а также автоматизированными запорными устройствами: перекрытие подачи газа при необходимости производится дистанционно из центральной диспетчерской Мосгаза в течение двух минут.
Работы ведутся с применением технологии микротоннелирования или метода горизонтально направленного бурения. В первом случае тоннели создает специальная проходческая машина. Современная бестраншейная прокладка труб позволяет сооружать тоннели без промежуточных шахт, даже на трассе с изгибами.
Реконструкции методом горизонтально направленного бурения включают несколько этапов: бурится пилотная скважина меньшего диаметра, затем в скважину вводится расширитель, создающий нужный диаметр, после чего протаскивается сверхпрочный полиэтиленовый футляр, в который протягивается рабочая труба в изоляции. За счет сокращения сроков реконструкции достигается значительный экономический эффект.
Оба метода позволяют прокладывать трубы без полного вскрытия трассы, а значит, вред сводится к минимуму, работы по данной технологии могут проходить в любых условиях, в том числе в районах исторической застройки.