Объект станет частью крупнейшего транспортно-пересадочного узла, который объединит станции Замоскворецкой линии метро, перспективного третьего Московского центрального диаметра и междугородний автовокзал
23 ноября 2020 года в Москве открылась станция Ховрино перспективного третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3) «Ленинградско-Казанский» (Крюково (Зеленоград) – Раменское, Октябрьская железная дорога).
МЦД-3 объединит Ленинградское и Казанское направление Московского узла в единую линию протяженностью 82 км. Пассажиры смогут пересесть на 14 станций метрополитена и электрички других диаметров. Проект МЦД-3 будет увязан и с новой высокоскоростной линией до Санкт-Петербурга, проектирование которой уже ведется. Пассажиры железных дорог смогут совершить пересадку с ВСМ на МЦД и обратно на двух пересадочных узлах: Петровско-Разумовская и Зеленоград.
Новую станцию Ховрино Ленинградского направления Центрального транспортного узла осмотрели мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров. Электропоезда, следующие в Химки, Зеленоград, Клин и другие населенные пункты Московской области, а также в Тверь, совершают на ней остановки с раннего утра 23 ноября.
«В районе Ховрино сформирован большой транспортно-пересадочный узел: построена станция метро “Ховрино”, международный автобусный вокзал. И сегодня открывается современный железнодорожный вокзал, который в будущем войдет в состав МЦД-3. Сегодня это уже действующий объект, который улучшит транспортное сообщение для жителей Зеленограда, Химок, Западного Дегунина, Ховрина», – отметил Сергей Собянин во время открытия новой станции.
По его словам, Ховрино стала первой станцией, построенной в рамках проекта создания МЦД-3.
«Помимо того что это обычный элемент железнодорожной инфраструктуры, в будущем здесь будут останавливаться высокоскоростные поезда, следующие в Санкт-Петербург. Кроме того, она будет привлекательной для автомобилистов, пользующихся платной дорогой на Санкт-Петербург и Северо-Восточной хордой. Это действительно серьезный транспортный узел. Он сегодня обустроен, все связи между различными видами транспорта сформированы. Я думаю, что это серьезным образом улучшит комфорт пассажиров», – сказал мэр Москвы.
«Сегодня открывается интермодальная станция, которая выполняет функции связи и между районами города, и между различными видами транспорта. На этой линии в недалекой перспективе появится еще один вид транспорта – высокоскоростное движение между Москвой и Санкт-Петербургом. В определенной части, это тоже диаметр, поскольку время движения по МЦД-3 составит больше часа и порядка двух часов поезд будет следовать в Санкт-Петербург», – отметил Олег Белозеров.
По словам Олега Белозерова, на территории Москвы удается совмещать сразу несколько видов работ: «Это перекладка сложнейших коммуникаций, это вопросы освобождения земель и выстраивание логистики. В том числе здесь есть и автобусный вокзал, и метро. Это абсолютно новый городской уровень. Сегодня на выставках я получаю от своих коллег информацию о том, что Москва – лидер в железнодорожном и транспортном движении в мире».
Глава ОАО «РЖД» напомнил, что прошел ровно год с момента запуска Московских центральных диаметров. «Сегодня можно уже цифры назвать: 130 миллионов человек проголосовало за Московские центральные диаметры. Абсолютно новый уровень комфорта пассажиров, железнодорожный подвижной состав абсолютно новый, комфортный», – сказал Олег Белозеров.
Железнодорожный полустанок в дачной местности Ховрино был открыт в конце XIX века. К началу XXI века станция Ховрино уже была похожа на классическую пригородную железнодорожную платформу, которая обслуживала жителей расположенных рядом жилых районов.
Несколько лет назад Правительство Москвы решило продлить Замоскворецкую линию метро и сформировать вблизи МКАД крупный транспортно-пересадочный узел (ТПУ) – новые северные ворота столицы. В 2017 году открыли станцию «Ховрино» Замоскворецкой линии метро, чуть позже начал работу междугородний автовокзал Северные Ворота.
Старая платформа Ховрино находилась в получасе ходьбы от нового ТПУ, это было очень неудобно для пересадок. Правительство Москвы и ОАО «Российские железные дороги» приняли решение о строительстве новой станции Ховрино. Старую платформу при этом не закрыли, а переименовали в Грачевскую – по расположенному вблизи Грачевскому парку и старинной усадьбе Грачевка. Новое название выбрали сами москвичи во время голосования на едином транспортном портале.
Строительство новой железнодорожной станции Ховрино началось во втором квартале 2017 года. Оно продолжалось три года, завершилось в ноябре 2020 года. Работы велись круглосуточно по специальной технологии без остановки движения поездов. В результате появился современный городской вокзал, соответствующий новому московскому стандарту обустройства станций наземного метро.
Станция имеет две платформы с навесами на всю длину, защищающими пассажиров от дождя, снега и палящего солнца, и два пассажирских вестибюля с турникетами, туалетными комнатами, эскалаторами и лифтами, через которые можно выйти на улицы Зеленоградскую и Маршала Федоренко. Общая площадь созданной инфраструктуры – свыше 6 тыс. кв. м.
Станция создана с учетом условий безбарьерной среды, ей удобно будет пользоваться пожилым людям, родителям с колясками, пассажирам с ограниченными физическими возможностями.
Для перехода через железную дорогу ранее были построены два пешеходных моста длиной 82 метра каждый. Они соединили районы Ховрино и Западное Дегунино. Благодаря этим мостам жители Западного Дегунина могут добираться до метро и станции Ховрино пешком, при этом они экономят на дороге до 40 минут в день. Пересадка со станции Ховрино на метро или пригородный автобус займет всего около пяти минут.
Ожидается, что после отмены действующих ограничений Ховрино будут пользоваться 15 тыс. пассажиров в сутки. К 2030 году это число возрастет до 25 тыс.
На станции будут останавливаться экспрессы «Ласточка», которые раньше проезжали ее без остановки.
В районах Ховрино и Западное Дегунино проживают 173 тысячи человек, из них в пешей доступности от новой станции – 30 тыс. Станцией также будут активно пользоваться жители Зеленограда, Химок, а также пассажиры аэропорта Шереметьево и междугороднего автовокзала Северные Ворота. Ховрино для них – первая станция на въезде в город, с которой можно сделать пересадку на метро.
Ожидается, что после открытия перехватывающего паркинга пересадка на станцию, которая войдет в состав перспективной ветки наземного метро, станет привлекательной и для автомобилистов, которые въезжают в город по новой магистрали М11 Москва – Санкт-Петербург.
Станция Ховрино снизит нагрузку на Ленинградское шоссе и прилегающую улично-дорожную сеть. Еще разгрузится Ленинградский вокзал – на новой станции будет выходить часть пассажиров, которые до этого ехали до вокзала, чтобы пересесть на метро и наземный городской транспорт.
МЦД-3: от Зеленограда до Раменского
В 2015 году ОАО «РЖД» и Правительство Москвы завершили строительство четвертого главного пути на участке Ленинградский вокзал – Крюково. Между центром города и Зеленоградом курсируют экспрессы «Ласточка», благодаря которым время в пути для пассажиров сократилось в два раза – с 57 до 25–30 минут, а интервал движения электричек составил в среднем шесть-семь минут в часы пик. Для пассажиров создали порядка 200 тыс. дополнительных мест в сутки.
Ежедневно по будням в пределах Московского транспортного узла на Ленинградском направлении курсирует 136 пар электричек, в том числе 42 скоростных поезда «Ласточка».
В прошлом году пассажиропоток Ленинградского направления Октябрьской железной дороги в пределах Московского транспортного узла составил 55,1 млн человек. Каждый день поезда перевозили 150–170 тыс. пассажиров. В этом году с учетом эпидемиологической ситуации ежедневный пассажиропоток упал до 122 тыс. человек. С начала 2020-го электрички перевезли свыше 35 млн пассажиров.
Продолжают обновлять подвижный состав. Новые поезда выполняют все рейсы Москва – Клин и более 90% рейсов Москва – Крюково по рабочим дням. По итогам этого года будет поставлено 40 вагонов поездов «Ласточка», в 2021 году – еще 50. Таким образом, завершится первый этап обновления парка поездов: все пригородные маршруты из Москвы до станций Крюково, Подсолнечная и Клин будут обслуживаться поездами «Ласточка». А в перспективе (после 2022 года) планируется заменить подвижной состав на «Ласточки» на всем участке Москва – Тверь.
Следующий этап модернизации инфраструктуры Октябрьской железной дороги – проект создания линии наземного метро – МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» длиной 85 км с 42 остановками. Он свяжет Зеленоград с подмосковным городом Раменское. Время в пути для жителей Московской области сократится до 43%, а для москвичей – до 38%.
Сегодня на будущем диаметре развернуты работы по строительству путепроводной развязки возле станции Николаевка и тоннеля на Казанском направлении Московской железной дороги (МЖД), а также переустройству Митьковской ветки, которая соединяет несколько направлений МЖД.
Достигнута договоренность с ОАО «РЖД» об интеграции проектов строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург и МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». Это позволит оптимизировать сроки и стоимость работ. Кроме того, станет возможна модернизация всех пригородных платформ. Они превратятся в первоклассные городские вокзалы и транспортно-пересадочные узлы.
В черте города высокоскоростные поезда будут останавливаться на станциях Крюково (Зеленоград) и Петровско-Разумовская, что позволит многим горожанам отравляться в Северную столицу, не тратя время на поездку на Ленинградский вокзал. А пассажиры, прибывающие, из Санкт-Петербурга, смогут пересесть на городской транспорт, не доезжая до центра столицы.
МЦД: первый год работы
Движение по первым Московским центральным диаметрам открылось 21 ноября 2019 года. Автомобилисты, пересевшие с личных автомобилей на поезда МЦД, экономят до 40 минут в пути в сутки, а также до 75% расходов на проезд на определенных маршрутах (совокупно пассажиры МЦД могут сэкономить до 7 млрд рублей в год).
До начала пандемии коронавируса пассажиропоток на двух диаметрах составлял 537 тыс. пассажиров в сутки (МЦД-1 – 250 тыс., МЦД-2 – 287 тыс.). 6 марта он достиг рекордного показателя – было совершено 568 тыс. поездок, это значительно больше, чем 6 марта 2019 года, когда по тем же маршрутам ходили обычные электрички.
Из-за введенных ограничений весной пассажиропоток МЦД снижался на 64% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Сейчас в связи с переводом значительной части работников городских организаций на удаленный режим работы пассажиропоток также существенно ниже пиковых значений начала года.
Всего с момента запуска поезда МЦД перевезли более 130 млн пассажиров. МЦД-1 и МЦД-2 сегодня – это 132 км и 60 станций, с 20 из которых можно пересесть на метро, МЦК и радиальные направления железной дороги. Продолжается их комплексное развитие, в том числе строительство новых и реконструкция действующих станций, формирование современных ТПУ, благоустройство прилегающих территорий.
С момента открытия МЦД построили пять новых станций: на МЦД-1 – Славянский Бульвар, на МЦД-2 – Пенягино, Волоколамскую, Остафьево и Курьяново. Также завершена реконструкция девяти действующих станций: это Фили, Немчиновка, Одинцово, Рабочий Поселок, Сетунь, Новодачная и Долгопрудная на МЦД-1, а также Опалиха и Нахабино на МЦД-2.
В планах на ближайшие годы завершить строительство еще семи новых станций. Речь идет о Петровско-Разумовской, Дмитровской и Илимской на МЦД-1 и Марьиной Роще, Котлякове, Печатниках и Щукинской на МЦД-2. Щукинская при этом заменит станцию Покровское-Стрешнево. К 2024 году количество станций на двух диаметрах должно увеличиться до 66, а количество пересадок – до 27.
На пяти станциях продолжаются работы по реконструкции. Это Тимирязевская и Баковка (на МЦД-1) и Каланчевская, Москва-Товарная-Курская (Серп и Молот) и Подольск (на МЦД-2).
Обновляют парк поездов. На МЦД-2 эту задачу уже решили, а на МЦД-1 обновление завершится до конца года. Для этого будет поставлено 330 новых вагонов.