«Время Арктики»: «Александр Санников»

29 июня 2018 года новый высокотехнологичный ледокол вошел в состав российского арктического флота

Церемония поднятия флага России на ледоколе «Александр Санников» состоялась в Санкт-Петербурге. Построенный на верфях Выборгского судостроительного завода (генеральный директор – Александр Соловьев; ПАО «ВСЗ» входит в Объединенную судостроительную корпорацию) по заказу компании «Газпром нефть» ледокол будет сопровождать танкеры с Новопортовского месторождения в районе Северного морского пути. Новое судно внесет вклад в обеспечение круглогодичных поставок арктической нефти на мировой рынок.

«Александр Санников» стал первым ледоколом, построенным по программе «Время Арктики». В рамках программы уже спущены на воду и эксплуатируются шесть танкеров для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. Новый ледокол начнет их регулярное сопровождение с августа. При этом «Газпром нефть» будет продолжать инвестировать в развитие инфраструктуры на полуострове Ямал в районе Нового Порта с целью достичь максимальной эффективности добычи всех видов углеводородов, добываемых на полуострове. В связи с этим «Газпром нефть» делает ставку на создание собственного арктического флота.

«По нашим прогнозам к 2030 году потребность рынка перевозок по Северному морскому пути увеличится на треть. Развитие собственного арктического флота позволит компании в долгосрочной перспективе удерживать лидерство в российской Арктике». Следом за “Александром Санниковым” в высокой степени готовности уже находится наш второй высокотехнологичный ледокол – “Андрей Вилькицкий”», – отметил председатель правления компании «Газпром нефть» Александр Дюков.

На ледоколе «Александр Санников» внедрены современные системы динамического позиционирования и интегрального управления. Судно построено так, чтобы обеспечить возможность до 40 дней автономной работы при экстремальных температурах в минус 50 градусов. Бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола, запускают генераторы, синхронизируют оборудование, управляют аварийными режимами, регулируют температурные и технологические режимы на всех палубах судна. Цифровизация управления ледоколом повысила эффективность работы экипажа – для выполнения аналогичного функционала на других ледокольных судах требуется двукратное увеличение численности команды.

На чистой воде «Александр Санников» разгоняется до 16 узлов (30 км/ч), способен совершить поворот на 360 градусов за минуту, при мощности в 22 МВт показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными ледоколами, имеющими большую мощность. Такие преимущества «Александру Санникову» обеспечивает особая форма корпуса и три пропульсивные азимутальные установки типа Azipod, вращающиеся на 360 градусов, расположенные в кормовой и носовой частях. Классические ледоколы наезжают на лед и ломают его своим весом. «Александр Санников» с помощью винтов-азиподов и корпуса разрезает лед и фрезерует его, что дает преимущества в маневренности.

Собственная пожарная станция, госпиталь, вертолетная площадка, аварийные катера, мощная лебедка и кран грузоподъемностью 26 тонн – функционал «Александра Санникова» превосходит большинство существующих ледоколов. Помимо помощи танкерам он может самостоятельно перевозить грузы, выполнять функции буксировщика и участвовать в спасательных операциях.

«Для нас сегодня двойной, а может быть, даже тройной праздник, – сказал на церемонии поднятия флага президент ОСК Алексей Рахманов. – Во-первых, сдачей этого ледокола мы открываем “Ворота Арктики”, которые теперь будут под надежной защитой судна сопровождения морских операций. Во-вторых, мы передаем “Александра Санникова” в годовщину Дня кораблестроителя, который мы, корабелы, сегодня празднуем вместе со своими заказчиками. И, в-третьих, мы отправляем в плавание самый мощный дизель-электрический ледокол, который когда-либо был создан на российских верфях. К тому же доля российских комплектующих в “Александре Санникове” превышает все ранее достигнутые параметры».

Значительная часть оборудования, установленного на ледоколе «Александр Санников» – российского производства. Центр судоремонта «Звездочка» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) в Северодвинске оснастил судно самым современным носовым подруливающим устройством. Также отечественные производители обеспечили ледокол навигационным оборудованием, ходовым мостиком, генераторами – важнейшими элементами, которые обеспечивают работу ледокола.

Судно названо в честь Александра Леонидовича Санникова, работавшего директором дирекции нефтепереработки компании «Газпром нефть».

Справка. Новопортовское месторождение – одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал. Расположено в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы категорий C1 и С2 составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа.

Источник | фото | инфографика
Источник
Источник