Юбилей НПЦ газотурбостроения «Салют»

В 2017 году прославленное столичное предприятие отмечает 105-летие

Одно из старейших предприятий Москвы и крупнейший производитель авиационных газотурбинных двигателей – научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» – отмечает 105-летие.

За последние годы на заводе была проведена комплексная модернизация. Инвестиции – 12,5 млрд рублей. В эксплуатацию ввели лазерное оборудование, гальваническую линию, оборудование для обработки зубчатых колес и пятикоординатной обработки, линию по инструментальному производству. Благодаря этому «Салют» стал одним из наиболее эффективных и самых современных предприятий авиастроения в мире.

Сегодня на заводе работают 8412 человек, среди них есть те, кто продолжает семейное дело. Здесь трудятся представители 37 рабочих династий, в том числе девяти, появившихся в момент основания предприятия.

История предприятия началась в 1912 году, когда французская компания «Гном-Рон» основала в Москве небольшой завод по сборке авиационных моторов. Детали для их производства поставлялись из Франции. В 1917 году здесь построили еще один завод – «Сальмсон», а через год оба предприятия национализировали, дав им новые названия – «Икар» (вместо «Гном») и «Амстро».

В 1924 году к «Амстро» присоединили завод «Мотор», а в 1927 году – «Икар». В результате слияния предприятий был создан завод №24 имени М.В. Фрунзе.

Во время Великой Отечественной войны (октябрь 1941 года) завод эвакуировали в Куйбышев, но уже в декабре, когда фашистские войска были отброшены от столицы, производство возобновилось на прежнем месте. В столице были открыты цех по изготовлению минометов и мотороремонтная мастерская, а с февраля 1942 года восстановлено производство моторов АМ-38 для штурмовика Ил-2. После окончания войны образовавшийся завод получил название «Салют».

В послевоенное время здесь было налажено серийное производство реактивных двигателей для отечественных самолетов:

1947 год – ТР-1, первый отечественный турбореактивный двигатель (устанавливался на самолетах Су-11, И-211, Ил-22);

1948 год – РД-45 и его модификации РД-45Ф (для самолета МиГ-15 и его модификации);

1950 год – ВК-1 и его модификации ВК-1А, ВК-1Ф (устанавливались на самолеты МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-28, Ту-114);

1955 год – АЛ-7Ф1 (для самолетов Су-7, Су-7Б, Су-9, Су-11);

1962 год – Р-15Б-300 (устанавливался на самолет МиГ-25 и его модификации);

1972 год – АЛ-21Ф (для самолетов Су-17, Су-20, Су-22, Су-24);

1984 год – АЛ-31Ф (устанавливался на самолеты Су-27 и его модификации).

В 1990-е годы на базе завода было создано собственное конструкторское бюро. Еще через три года «Салют» совместно с украинским ОАО «Мотор Сич» (Запорожье) и российским ОАО «УМПО» (Уфа) начал осваивать производство узлов и деталей двигателей Д-436Т1 для самолетов Ту-344, Як-42М, Ан-74, Ан-148 и Бе-200.

В 2001–2002 годах налажен выпуск двигателя АЛ-31ФН (модификации АЛ-31Ф с нижним расположением коробки двигательных агрегатов) для одномоторного самолета J-10 военно-воздушных сил Китая. А в 2006 году завершены государственные испытания двигателя АЛ-31Ф серии 42 (М1) для самолетов типа Су-27 и его модификации (Су-27СМ, Су-33 и Су-34).

С 2007 года по 2010 год выполнены разработка и освоение производства двигателя АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130.

В 2013–2014 годах проводились научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки перспективного двигателя для Су-57 (ПАК ФА, истребитель пятого поколения).

Свое нынешнее название завод получил в 2011 году, а в 2015 году предприятие было преобразовано в акционерное общество и вошло в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Госкорпорации Ростех. Сегодня завод производит двигатели для самолетов семейства Су-27, J-10 (Китай), Як-130, МиГ-29, Су-17, Су-24, Ил-96, Ил-114, Ан-3, Ан-38, а также для беспилотных самолетов-мишеней, различные детали и сборочные единицы.

Кроме того, «Салют» занимается разработкой и производством наземных промышленных газотурбинных установок , газификатора твердых видов топлива (мусороперерабатывающий завод) и опреснительных установок «Каскад».

Производственный комплекс предприятия включает литейное, кузнечное, термическое, механическое, гальваническое, сварочное, сборочное и испытательное производства. Наличие производств полного цикла (в том числе сложной высокотехнологичной продукции) позволяет не зависеть от макроэкономической и внешнеполитической конъюнктуры в стратегически важной оборонной сфере.

С 2005 года на площадке «Салюта» проводится конкурс профессионального мастерства «Московские мастера». В июле 2017 года прошел финал конкурса по профессиям «токарь-универсал», «фрезеровщик» и «слесарь-инструментальщик», которые находятся в первой десятке списка наиболее востребованных рабочих профессий машиностроительной отрасли.

Сегодня завод производит двигатели для современных самолетов, беспилотников, а также газотурбинных и опреснительных установок.

18 октября 2017 года работников одного из старейших заводов по строительству двигателей «Салют» с 105-летием предприятия поздравили мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.

«“Салют” – одно из старейших предприятий. И я очень рад, что оно продолжает развиваться, в него вкладывают серьезные деньги, инвестируют. И в настоящее время это не только одно из лучших в России, но и одно из лучших в мире производств такого рода, высокотехнологичное, выпускающее продукцию, 70 процентов которой уходит на экспорт. Это говорит о том, что действительно это конкурентное производство», – отметил мэр Москвы.

По его словам, Москва продолжит развивать промышленность и поддерживать создание новых достойных рабочих мест на предприятиях. «Я считаю, что это одна из главных отраслей, хотя высказывались мнения о том, что промышленность Москве не нужна, нужно построить везде торговые центры и жилье. Это неправильное направление. Иначе мы, кроме торговли, так ничего и не будем иметь в стране», – заявил Сергей Собянин.

Он добавил, что положение завода будет улучшаться и благодаря развитию городской инфраструктуры рядом с ним – здесь проходит Московское центральное кольцо, строится Северо-Восточная хорда и новая линия метро.

Во время общения с рабочими завода он рассказал о мерах, которые предпринимает город для популяризации рабочих профессий.

Сергей Чемезов поздравил коллектив завода с предстоящим юбилеем: «Действительно, этот завод имеет большую историю. Впервые в этих стенах в 1912 году был создан маленький двигатель под названием “Гном”. И после этого “Гнома” появлялись все более и более современные двигатели, и уже сегодня существует целая линейка двигателей. Она производится серийно, и вы работаете над созданием более современных двигателей, которые необходимы для нашей авиации: и для вертолетов, и для боевых самолетов. Создается двигатель для нашего нового самолета пятого поколения, и я надеюсь, что в ближайшее время мы завершим все испытания достойно и двигатель попадет в серийное производство».

Источник | фото
Источник
Источник