Юбилей ВНИИ железнодорожного транспорта

Первый в России отраслевой исследовательский центр отметил 100-летие

28 июня 2018 года первому в России отраслевому исследовательскому центру – Всероссийскому научно-исследовательскому институту железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) – исполнилось 100 лет. Сегодня это крупнейший научный центр железнодорожной отрасли. В состав учреждения входит 17 научных подразделений, он сотрудничает с железными дорогами многих стран.

Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров поздравили сотрудников ВНИИЖТ со столетием института.

«Поздравляем вас со столетием вашего замечательного предприятия, очень важного и очень нужного для москвичей, жителей Подмосковья, для всей страны, – сказал Сергей Собянин. – Без вашей работы и без ваших заключений, без вашего непосредственного участия в разработке проектов не были бы ни “Сапсанаˮ, ни аэроэкспресса, ни скоростных дорог, ни МЦК, ни нового подвижного состава метрополитена. Вас мало кто знает – к сожалению, героев обычно не знают, – но ваша роль огромна, вы просто незаменимы в развитии транспортного комплекса столицы».

Сергей Собянин добавил, что железная дорога с каждым годом будет играть все большую роль в транспортном обеспечении города.

Главный научный центр «Российских железных дорог»

Первый в России отраслевой исследовательский центр – Экспериментальный институт путей сообщения – учредили 18 апреля 1918 года. Эту дату можно считать днем рождения Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. Главной задачей учреждения было проведение опытов и испытаний железнодорожной техники (паровозов), чтобы улучшить ее конструкцию.

За 100 лет институт пережил множество реорганизаций. В 2007–2008 годах его преобразовали в акционерное общество, дочернее предприятие ОАО «РЖД».

Сегодня ВНИИЖТ – крупнейший научный центр железнодорожной отрасли, который проводит научно-исследовательские, проектно-конструкторские разработки.

Как отметил глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров, современная железная дорога стала доступна городу именно благодаря ВНИИЖТ. «Практически все разработки проходят сертификацию и получают заключения здесь, в институте, – сказал он. – В мире по ряду направлений аналогов не существует. Мы гордимся, что наши достижения внедрены здесь, в Москве».

В состав института входит 17 научных подразделений. Испытательный центр железнодорожной техники – единственный испытательный центр на пространстве колеи шириной 1520 миллиметров, способный проводить весь комплекс испытаний технических средств и их комплектующих.

Научный аттестационный центр «Сварка» занимается исследованием и внедрением новых сварочных технологий на железнодорожном транспорте. Научный центр «Высокоскоростные магистрали» сопровождает проекты организации высокоскоростного и скоростного железнодорожного сообщения.

Разрабатывает, испытывает узлы и агрегаты нетягового подвижного состава, тормозного оборудования и тормозных систем на всем протяжении жизненного цикла научный центр «Нетяговый подвижной состав и автотормозные системы поезда».

Научный центр «Рельсы, сварка и транспортное материаловедение» проводит исследования и испытания материалов и технологий основных деталей подвижного состава и инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Научный центр «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения» разрабатывает и внедряет инновационные автоматизированные технологии перевозочных процессов железнодорожного транспорта.

Научный центр «Путевая инфраструктура и вопросы взаимодействия “колесо – рельс”» занимается исследованиями и инновациями, связанными с путевой инфраструктурой. Задача научного центра «Экономика комплексных проектов и тарифообразование» – научно-методическое и нормативное сопровождение экономической и инновационной деятельности железнодорожного транспорта.

За автоматизацию бизнес-процессов пассажирского комплекса отвечает научный центр «Экспресс».

Отделение «Транспортная механика» исследует и совершенствует экипажную часть тягового подвижного состава, а отделение «Тяговый подвижной состав» определяет перспективы развития и создает новый тяговый подвижной состав. Отдел «Контактная сеть и токосъем» исследует объекты инфраструктуры и подвижного состава в части токосъема. Отдел «Высоковольтные, защитные и коммутационные аппараты» проводит сертификационные, приемочные, периодические, квалификационные и исследовательские испытания продукции.

Решение задач повышения эффективности и надежности систем тепло- и электроснабжения входит в зону ответственности отдела «Системы тягового электроснабжения железных дорог».

Центр «Охрана труда, экология и промышленная безопасность» занимается комплексной оценкой соответствия требованиям норм безопасности для подвижного состава, объектов инфраструктуры и железнодорожного транспорта.

Центр технологических информационных систем отвечает за информационные и цифровые технологии. Также существует Центр математического моделирования технологических процессов и технических систем.

Структура и партнеры

У Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта есть пять филиалов:

экспериментальное кольцо (Москва, Щербинка);

скоростной испытательный полигон (Краснодарский край, Белореченск);

уральское отделение (Екатеринбург);

нижегородское отделение (Нижний Новгород);

Научный информационно-аналитический центр (Санкт-Петербург).

Всего в институте работают более 1,3 тыс. человек. Среди них 32 доктора наук и 134 кандидата наук. На базе ВНИИЖТ действуют аспирантура и диссертационный совет.

Институт многие годы сотрудничает с железными дорогами Германии, Китая, Польши, США, Финляндии, Франции, Южной Кореи, стран СНГ и Балтии, является ассоциированным членом Международного союза железных дорог и официальным представителем ОАО «РЖД» в Международной ассоциации тяжеловесного движения.

Долгосрочные связи поддерживаются благодаря испытаниям различных устройств с зарубежными компаниями. Сотрудничая с ними, институт провел большую работу в области испытаний и сертификации высокоскоростного поезда «Сапсан». Также ВНИИЖТ участвует в реализации скоростного движения пассажирских поездов по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки.

ВНИИЖТ для Московского транспортного узла

За минувшее столетие специалисты института осуществили множество разработок, которые успешно внедрили в Московском регионе на железнодорожном транспорте. Эти достижения значительно улучшили качество обслуживания пассажиров.

АСУ «Экспресс» – это автоматизированная система управления пассажирскими перевозками и резервирования мест в поездах дальнего следования. Ее создали в начале 1970-х годов под руководством заслуженного конструктора СССР Бориса Марчука. В 1972 году систему «Экспресс-1» внедрили на Киевском вокзале, а с 1974 года она обслуживала уже весь Московский железнодорожный узел.

Позднее были разработаны системы «Экспресс-2» и «Экспресс-3». На данный момент лицензию на использование последней приобрели девять стран СНГ и Балтии.

На базе АСУ «Экспресс-3» внедрили технологию учета объемов перевозок пассажиров Московского центрального кольца (МЦК).

Также институт разработал технологию продажи электронных билетов через разные каналы сбыта. С ее помощью билеты онлайн приобретают 90% пассажиров поездов «Сапсан», путешествующих между Москвой и Санкт-Петербургом, и более половины пассажиров, отправляющихся с московских вокзалов.

Технологию оформления электронных проездных документов для болельщиков ЧМ-2018 тестировали во время проведения Кубка конфедераций ФИФА 2017 года.

Технические требования и испытания подвижного состава

На базе ВНИИЖТ разработали технические требования и организовали испытания большинства электропоездов Московского транспортного узла, включая подвижной состав Московского метрополитена и поезда «Аэроэкспресс», а также высокоскоростной электропоезд «Сапсан», пригодные электропоезда «Иволга», «Стриж» и «Ласточка».

Специалисты ВНИИЖТ разработали 43 из 50 (86%) действующих норм безопасности железнодорожного транспорта и около 500 методик испытаний. Это инструкции, правила, нормы, определяющие способы содержания и эксплуатации технических средств.

Лучшая в России база для испытания электропоездов расположена в Москве. На стендах и полигонах ВНИИЖТ проводится весь необходимый комплекс испытаний – от лабораторных до эксплуатационных – для более 100 наименований железнодорожной техники.

В испытательную базу ВНИИЖТ входит экспериментальное кольцо. Оно расположено в районе станции Щербинка Курского направления Московской железной дороги. Кольцо ввели в эксплуатацию в 1932 году. Это единственный в России и в мире полигон с шириной колеи 1520 миллиметров (русская колея).

На полигоне есть три электрифицированных кольцевых пути с примыкающими стрелочными переводами общей протяженностью 11,7 км. На них проводят испытания подвижного состава и путей. В лабораторных и технологических корпусах оборудованы специализированные комплексы. Их используют для проведения испытаний в стационарных условиях. На более чем 50 стендах проводятся испытания элементов конструкции железнодорожной техники с имитацией нагрузок, возникающих в условиях реальной эксплуатации.

Также в испытательную базу института включен скоростной полигон. Он расположен на отрезке Северо-Кавказской железной дороги между станциями Белореченская и Майкоп.

Полигон протяженностью 24 км открыли в 1968 году. Он предназначен для испытаний подвижного состава, чтобы установить допустимые скорости движения. Процесс включает, например, испытания для оценки эффективности и обеспечения качественного токосъема нового подвижного состава, стационарные и ходовые тормозные, динамико-прочностные, аэродинамические, санитарно-гигиенические испытания, а также тестирование электромагнитной совместимости.

Источник | фото