Завершено строительство одной из крупнейших веток московского метро

Общая протяженность Некрасовской линии составляет более 22 километров; на ней расположены 10 станций метро

27 марта 2020 года в Москве полностью заработала Некрасовская линия метро. Открылся примыкающий к ней участок Большой кольцевой линии (БКЛ), станции которого пока будут работать в составе розовой ветки.

«Метро в Москве строилось в самые тяжелые, сложные времена, строится и сегодня, когда, в общем, тоже ситуация непростая. Закончили строительство одной из крупнейших веток метро в Москве. 22 километра, 10 станций – от “Некрасовки” до “Лефортова”. Запускали ее в два этапа. Сегодня – второй, последний этап», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин.

Всего открылись шесть станций: «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская», «Авиамоторная» и «Лефортово». На линии курсируют новейшие поезда «Москва».

«Ветка важнейшая, благодаря ей транспортная доступность улучшится для почти миллиона граждан, она разгрузит Таганско-Краснопресненскую – перегруженную – ветку метро. Строительство ее было очень сложным. Десятки переходов через магистрали, железнодорожные пути, линии метро, автодороги, газо- и водопровод. Тем не менее эта сложнейшая организационная строительно-инженерная работа завершена», – подчеркнул мэр Москвы.

Некрасовская линия стала дублером юго-восточного радиуса Таганско-Краснопресненской линии, нагрузка на который должна снизиться примерно на 20%. С открытием новых станций метро уменьшится нагрузка на прилегающие дороги, включая Лермонтовский и Рязанский проспекты, Носовихинское шоссе и другие магистрали.

Транспортная ситуация изменится в районах Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, Некрасовка, Текстильщики, Кузьминки, а также в подмосковных Люберцах и других близлежащих городах Московской области. Как отметил заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, в среднем пассажиры будут экономить на дороге до 30 минут в день.

«Мы все сделали, чтобы изменить маршрутную сеть. Примерно 24 маршрута автобусов будет изменено уже сегодня», – добавил Максим Ликсутов.

Общая протяженность Некрасовской линии составляет 22,3 км, на ней расположены 10 станций. В проектировании и строительстве Некрасовской линии принимали участие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и Белоруссии. Строительство началось в 2012 году.

Поэтапное открытие: от МКАД к центру

Первый участок «Некрасовка» – «Косино» длиной 7,9 км с четырьмя станциями открыт в июне 2019 года. Благодаря ему станции метро появились в двух московских районах – Некрасовке и Косино-Ухтомском, а в районе Выхино-Жулебино стало на одну станцию метро больше. Едва ли не впервые в истории строительства Московского метрополитена открытие новой линии началось с участка, расположенного за МКАД. Работа первого участка линии стала возможной благодаря пересадке со станции «Косино» на станцию «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии.

Строительство участка Некрасовской линии «Косино» – «Авиамоторная» длиной 11,7 км с пятью станциями почти завершили в декабре 2019 года. В начале этого года закончили строительство примыкающего участка Большой кольцевой линии от «Авиамоторной» до «Лефортова» длиной 2,7 км.

«Я хотел поблагодарить строителей за ту титаническую работу, которую они провели, ну и поздравить москвичей. Это действительно великий объект, великая стройка», – подчеркнул мэр Москвы.

В дальнейшем к Некрасовской линии подключат участок БКЛ от «Лефортова» до «Электрозаводской». В перспективе, после завершения строительства БКЛ, участки «Нижегородская» – «Авиамоторная» и «Авиамоторная» – «Электрозаводская» включат в большое кольцо. Конечной станцией Некрасовской линии станет «Нижегородская». Ввод новых участков обеспечит около 1,3 тыс. рабочих мест.

Современные технологии

При строительстве линии применяли множество новейших технологий метростроения. Главной особенностью стало сооружение двухпутного тоннеля диаметром 10 метров от станции «Косино» до станции «Нижегородская». Основным преимуществом двухпутных тоннелей является безопасность. В случае аварии или поломки поезда время полной эвакуации пассажиров составляет около 16 минут, тогда как в однопутном тоннеле – почти 40 минут.

Станцию «Нижегородская» строили по технологии top-down, когда подземная часть возводится сверху вниз от уровня земной поверхности с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволило сократить сроки, расходы и площадь работ. Последнее было особенно важным, так как станцию возводили в условиях плотной городской застройки.

Для технического обслуживания, текущего ремонта и отстоя подвижного состава Некрасовской линии построили новое электродепо «Руднево», в котором работают свыше 320 человек. Во втором квартале 2020 года планируется ввести в эксплуатацию вторую очередь депо. Его общие мощности позволят в течение суток проводить техническое обслуживание 48 составов, текущий ремонт одного состава, мойку 20 поездов и ночной отстой 31.

Азиатские купола, водная гладь и советский авангард

На новом участке расположены шесть станций. «Юго-Восточная» находится на пересечении Ферганской и Ташкентской улиц. Выйти из вестибюля станции можно на обе стороны этих улиц. На станции будут работать четыре эскалатора и три лифта. Пешеходные переходы, совмещенные с выходами из метро, открыли досрочно: переход через Ферганскую улицу – в январе этого года, переход через Ташкентскую улицу – в феврале.

Особенностью оформления «Юго-Восточной» стали светоотражающие плафоны-купола. Тема белоснежных куполов ассоциируется с исторической архитектурой Средней Азии и соответствует топонимике прилегающих к станции улиц – Ферганской, Ташкентской, Самаркандского бульвара. Основными цветами интерьеров являются бежевый, желтый, черный и серый. Пол покрыт коричневым гранитом, потолок отделан декоративной черной штукатуркой, стены – травертином, полированным или шлифованным известняком. В перспективе около станции будет работать ярмарка. Кроме того, запланировано строительство многофункционального комплекса с ФОКом и паркингом на 80 машин.

Станция «Окская» расположена в районе примыкания улиц Окской и Паперника к Рязанскому проспекту. Это станция с одним вестибюлем и выходами на обе стороны Рязанского проспекта, к улицам Окской, Паперника, 3-й Институтской. Здесь есть пять эскалаторов и три лифта для маломобильных граждан. Также в рамках проекта был построен переход через Рязанский проспект и Окскую улицу.

В оформлении «Окской» прослеживается водная тема. Основным цветом для станции выбран синий, в оттенках которого оформлены кассовый зал, вестибюли и платформа. Потолок украшают ярко-синие алюминиевые панели и светодиодные круглые лампы диаметром около пяти метров. Мерцающие окружности на синем фоне создают иллюзию течения реки с кругами на воде. Стены на платформе отделаны керамогранитом, пол – светло-серым гранитом.

«Стахановская» – станция мелкого заложения с одним вестибюлем и выходом к Рязанскому проспекту. Интерьер оформлен в духе советского авангарда 1920–1930-х годов и напоминает о трудовых подвигах того времени. Колонны из гранита вдоль путевых стен станции напоминают станки, а белые плафоны-трубки на потолках – перекрытия заводских цехов. Основными цветами в оформлении станции стали красный, серый и черный. Стены на платформе отделаны керамогранитом и металлическими панелями. Пол выполнен из серого гранита и габбро.

Территорию вокруг станции благоустроили. Здесь разбили цветники и газоны, посадили растения, поставили остановки наземного транспорта.

Лего, самолеты и старинные гравюры

На пересечении Рязанского проспекта, Нижегородской улицы и путей Московского центрального кольца расположилась «Нижегородская» – станция мелкого заложения с двумя островными платформами, между которыми находятся пути Некрасовской линии. А по бокам от платформ пройдут пути Большой кольцевой линии. При движении в одном направлении пересесть с одной линии метро на другую можно на той же платформе. Чтобы ехать в обратную сторону, нужно перейти на соседнюю платформу. Станция оснащена 12 эскалаторами и пятью лифтами. Со станции можно выйти на обе стороны Рязанского проспекта, к станции МЦК Нижегородская и одноименной платформе Горьковского направления железной дороги.

Оформление станции содержит отсылки к знаменитому конструктору лего: ее украсили большими разноцветными элементами, складывающимися в простые формы. В отделке использованы металлокерамические и керамогранитные панели желтого, оранжевого, зеленого и голубого цветов, а также серый крупноформатный керамогранит, имитирующий бетон. Цветные панели визуально разделяют станцию на несколько зон, что, по задумке проектировщиков, станет для пассажиров своеобразной навигационной системой. Потолок отделан алюминиевыми панелями, стены и карнизы украшены современной графикой.

На базе станции будет действовать крупнейший в Москве транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Рязанская».

«Помимо самой ветки, создан крупнейший в стране транспортно-пересадочный узел. Здесь, в этом месте, рядом с “Нижегородской” находятся станция МЦК, строящаяся Большая кольцевая линия метро, платформа Горьковского направления железной дороги, Северо-Восточная хорда, Рязанский проспект. Огромная, огромная связка различных коммуникаций. Она войдет в пятерку крупнейших европейских транспортно-пересадочных узлов», – сказал Сергей Собянин.

Пересадки между четырьмя видами транспорта (метро, МЦК, МЖД и наземный транспорт) станут комфортными для пассажиров. Кроме того, будет обеспечена полноценная работа Некрасовской линии метро. Для нее «Рязанская» станет главным пересадочным узлом, принимающим основные потоки пассажиров, следующих в центр из Некрасовки и других районов за пределами МКАД. Выиграют и пассажиры Горьковского направления МЖД (в будущем – МЦД-4), которые смогут после въезда в город комфортно пересесть на другой транспорт.

Также снизится нагрузка на Курский вокзал и станцию метро «Курская», на Рязанский проспект, Нижегородскую улицу и прилегающую улично-дорожную сеть. Будут улучшены условия транспортного обслуживания жителей районов Нижегородский и Лефортово. Кроме того, создание ТПУ будет стимулировать развитие и благоустройство прилегающих территорий. Планируется, что здесь откроется центр госуслуг «Мои документы» для жителей Нижегородского района.

К марту этого года в составе ТПУ построили пассажирские терминалы и дороги, территорию вокруг благоустроили и озеленили. В третьем квартале этого года планируется завершить строительство объединенного зала эксплуатационного персонала. Также в планах – строительство офисно-гостиничного центра с магазинами и надземным паркингом на 250 машино-мест.

«Авиамоторная» находится на пересечении проезда Энтузиастов, шоссе Энтузиастов и путей Рязанского направления МЖД, является пересадочной с одноименной станцией Калининско-Солнцевской линии метро. На станции есть два вестибюля с выходами к шоссе Энтузиастов и Авиамоторной улице.

Пока на станции работают три эскалатора и лифт. Позднее, после ввода в эксплуатацию второго вестибюля и перехода на станцию «Авиамоторная» Калининско-Солнцевской линии, к ним добавятся еще шесть эскалаторов и четыре лифта.

В оформлении «Авиамоторной» преобладают сдержанные черные, серые и белые тона. Архитектурно-художественное решение посвящено авиационной тематике и соответствует названию станции. Колонны и светильники на платформе повторяют форму деталей самолета. Необычно оформлен и потолок: на нем изображен облачный шлейф, который оставляет пролетевший авиалайнер. След от самолета имитируют и множество светодиодных и неоновых светильников из алюминия.

В перспективе на базе станции «Авиамоторная» также будет создан транспортно-пересадочный узел, обеспечивающий комфортную пересадку на платформу Авиамоторная (ранее – Новая) Казанского направления МЖД. Здесь появятся комфортные перроны и конечная станция городского транспорта, разворотное кольцо для трамваев, подземный пешеходный переход и другая инфраструктура. Кроме того, запланировано строительство торгового центра, апартаментов и паркингов.

Станция «Лефортово» расположена в одноименном районе, в сквере у кинотеатра «Спутник», вблизи Солдатской и Наличной улиц. Станция мелкого заложения имеет один вестибюль с выходами к этим улицам. На станции есть восемь эскалаторов и три лифта.

В отделке станции использовали белый мрамор, светло-серый гранит, фибробетон и алюминиевые панели. Интерьеры стилизованы под старинные гравюры ХVII–XVIII веков. Монохромные тематические рисунки в кассовом зале и вестибюле напоминают о богатом историческом наследии района Лефортово, в честь которого названа станция.

Источником вдохновения для архитекторов послужил Лефортовский дворец, расположенный на правом берегу реки Яузы. До наших дней первоначальная постройка не сохранилась, однако облик дворца запечатлен на старинных гравюрах. Стены вестибюля новой станции украшает черно-белое декоративное панно площадью около 40 кв. м. На нем изображено здание дворца, отражающееся в водной глади Яузы. В перспективе на базе станции «Лефортово» также планируется создать небольшой транспортно-пересадочный узел.

Территорию вокруг всех новых станций благоустроили: разбили газоны и цветники, высадили деревья и кустарники, привели в порядок проезды и тротуары, поставили скамейки, урны, светильники. Также в общей сложности около станций поставили 16 новых остановок общественного транспорта, а возле «Юго-Восточной» даже появился фонтан.

Московский метрополитен

С 2011 года в столице ввели в эксплуатацию более 300 км линий, 145 станций, три дополнительных вестибюля метрополитена, МЦК и МЦД, а также 10 электродепо.

На Люблинско-Дмитровской линии:

участок от «Марьина» до «Зябликова» (три станции);

участок от «Марьиной Рощи» до «Селигерской» (шесть станций);

второй выход (вестибюль) «Марьиной Рощи»;

второй вестибюль станции «Петровско-Разумовская».

На Калининско- Солнцевской линии:

участок от «Новогиреева» до «Новокосина» (одна станция);

участок от «Делового центра» до «Раменок» (пять станций);

участок от «Раменок» до «Рассказовки» (семь станций).

На Замоскворецкой линии:

участок от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской» (одна станция);

станция «Технопарк»;

участок от «Речного вокзала» до «Ховрина» (две станции).

На Арбатско-Покровской линии:

участок от «Митина» до «Пятницкого шоссе» (одна станция).

На Таганско-Краснопресненской линии:

участок от «Выхина» до «Котельников» (три станции);

станция «Спартак».

На Бутовской линии:

участок от «Улицы Старокачаловской» до «Битцевского парка» (две станции).

На Сокольнической линии:

участок от «Юго-Западной» до «Саларьева» (три станции);

участок от «Саларьева» до «Коммунарки» (четыре станции).

На Некрасовской линии:

участок от «Косина» до «Некрасовки» (четыре станции);

участок от «Авиамоторной» до «Косина» (пять станций).

На Большой кольцевой линии:

участок от «Делового центра» до «Савеловской» (шесть станций);

участок от «Авиамоторной» до «Лефортова» (одна станция).

На Филевской линии:

второй вестибюль станции «Международная».

Московское центральное кольцо: 31 станция.

Московские центральные диаметры (МЦД-1, МЦД-2): 58 станций, из которых 19 являются пересадочными на линии метро, МЦК и МЦД.

Электродепо (включая реконструкцию): «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино», «Руднево».

Источник | фото