Предприятие имеет самый высокий уровень локализации производства среди иностранных автопроизводителей, работающих в России
15 декабря 2020 года столичный завод «Renault Россия» отмечает 15-летие. По словам Сергея Собянина, предприятие можно считать совместным проектом Правительства Москвы и компании Renault.
«Мы заключили соответствующий инвестиционный договор по развитию этой промышленной площадки, и я думаю, что ни компания, ни Правительство Москвы точно не пожалели об этом проекте. Он год от года развивается, и сегодняшнее 15-летие – это не просто формальность, какой-то юбилей, это действительно веха развития завода», – сказал мэр Москвы.
15 декабря 2020 года с конвейера завода сошел полуторамиллионный автомобиль. Им стал Renault Kaptur в сине-серебристом кузове, оснащенный двигателем ТСе 150 и трансмиссией CVT X-Tronic нового поколения. Официальные продажи этой модели в дилерской сети и онлайн-шоуруме начались в июне.
Стационарные роботы и автоматические беспилотники
Современная история группы Renault в России началась в 1998 году, когда было создано ОАО «Автофрамос» (сейчас – ЗАО «Рено Россия»). 15 лет назад в столице открыли автомобильный завод Renault. Сегодня это производство полного цикла по выпуску автотранспортных средств, на котором функционируют цеха сварки, окраски и сборки.
Предприятие имеет наиболее высокий уровень локализации производства среди иностранных автопроизводителей, работающих на территории России. При нем действуют инженерно-технический центр и подземный испытательный полигон.
Московский завод «Renault Россия» – высокоавтоматизированное предприятие. В производстве используют 150 стационарных роботов, из которых 42 установили в прошлом году в рамках создания единой линии в сварочном цеху.
Здесь полностью автоматизирована внутризаводская логистика. Доставку и перевозку комплектующих и деталей в цехах осуществляют 160 автоматических беспилотников (automated guided vehicle – AGV), которые разработаны и произведены непосредственно на заводе. Более 50 таких же тележек, сделанных в Москве, были затем переданы на другие производственные площадки компании. Для оптимизации и ускорения создания прототипов активно используются 3D-принтеры.
Завод является одним из крупных работодателей для инженеров и высококвалифицированных рабочих столицы. В 2019 году среднегодовая численность работающих составила почти 5 тыс. человек.
«То, что мы развиваемся, запуская новые модели, нам позволяет расти и развивать не только бренд Renault, но и автомобильную промышленность. Бренд Renault является самым локализированным иностранным брендом в России. Мы являемся участником развития рынка глобальной мобильности и лидером цифровой трансформации, одним из лидеров полного цикла покупки онлайн – в этом году мы даже предоставили услугу доставки автомобилей на дом», – сказал генеральный директор компании «Рено Россия» Ян Птачек.
Автомобили Renault ежегодно покупают сотни тысяч россиян. С 2005 года по 2020 год произведено полтора миллиона автомобилей. В частности, налажен выпуск таких массовых моделей, как Logan и Duster, а также популярных кроссоверов Kaptur и Arkana.
В 2013–2019 годах объем инвестиций в развитие московского завода составил свыше 18 млрд рублей. За это время на основании соглашения с Правительством Москвы предприятие получило налоговые льготы на сумму 2,8 млрд рублей.
Перезагрузка производства
В 2018–2019 годах столичный завод «Renault Россия» выполнил капитальный ремонт производственного корпуса №11, который не эксплуатировался с конца 1990-х. Инвестиции в проект составили 415 млн рублей. В здании площадью 30 тыс. кв. м размещены следующие помещения:
консолидационный центр экспорта комплектующих;
цех (мастерская) персонализации автомобилей Atelier Renault, где производят лимитированную серию автомобилей, установку аксессуаров, проводят специальную антикоррозийную подготовку автомобилей на экспорт, контроль качества и инженерные тесты;
автомастерская по обслуживанию автомобилей Renault Service.
В этом году с конвейера предприятия сошла рестайлинговая модель кроссовера Renault Kaptur. На 2021-й запланировано начало серийного производства нового Renault Duster. Сохранив свою геометрическую проходимость, он получит современный дизайн, множество вариантов оформления кузова и новый цвет – оранжевый Atacama.
Сергей Собянин вручил коллективу завода почетную грамоту Правительства Москвы, а также поблагодарил руководство за создание новых моделей машин даже в условиях пандемии, стабильную работу и хорошие условия для сотрудников.
«Хорошо, что вы и в прошлом, и в этом, и в следующем году запускаете новые модели. Каждая модель на мировом уровне. Несмотря на пандемию, компания продолжает вкладывать свои ресурсы, инвестиции. В этом году введен очень большой корпус завода, который расширил его возможности», – добавил мэр Москвы.
Медицинские беспилотники
В 2020 году компания Renault предложила использовать беспилотники, доставляющие комплектующие в заводских цехах, для выполнения аналогичных функций в больницах Москвы.
«Роботы используются не только на заводе, мы даже взяли несколько образцов для внедрения их в работу наших клиник, которые борются с ковидом. В частности, в Коммунарке обкатываются роботы по доставке еды и других продуктов», – уточнил мэр Москвы.
Пилотный проект по доставке постельного белья и питания с помощью беспилотников в настоящее время реализуется в городской клинической больнице №40 в Коммунарке. Ей переданы три беспилотные тележки AGV. Ежедневно они развозят до 1 тыс. кг белья и оперативно доставляют питание сотрудникам медучреждения, находящимся в разных корпусах.
Общая длина маршрута одного AGV может составлять до 72 км в сутки. Использование AGV позволило значительно снизить нагрузку на персонал и повысить эпидемиологическую безопасность в условиях борьбы с распространением COVID-19.
Столичный автопром
В Москве расположены шесть крупных и средних предприятий – производителей автомобилей и автокомпонентов, на которых трудятся 9,6 тысячи человек. Среди них:
ЗАО «Рено Россия»;
ООО «Альфа Автоматив Техноложиз»;
ООО «Московский завод специализированных автомобилей»;
АО «Производственное объединение “Спецтехника пожаротушения”»;
ООО «Научно-производственное предприятие “Итэлма”»;
ООО «Нанотехнологический центр композитов».
По итогам 2019 года общий объем реализованных товаров предприятий автомобильной промышленности Москвы составил 137,4 млрд рублей, что на 3,4% больше, чем в 2018 году.
Исследования в этой сфере проводят три научно-исследовательские организации – Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» и Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования. Кадры готовят в двух столичных вузах – Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете и Московском политехническом университете.