Андрей Батрименко: «Мы отбираем высокопотенциальных сотрудников и помогаем им развивать стартапы»
В конце октября в Екатеринбурге прошел очередной чемпионат WorldSkills Hi-Tech 2019. Несколько сотен сотрудников крупнейших холдингов страны определяли, кто из них лучший, в полусотне компетенций: от сварочного и сметного дела до квантовых технологий и интернет-маркетинга. Инновационным партнером чемпионата стала Госкорпорация Ростех. Ее сотрудники заняли второе общекомандное место, завоевав 39 медалей. Как в компании поддерживают инициативы сотрудников? Как поддержать полезные начинания и не допустить «смерть стартапа»? Об этом в интервью «КП» рассказал Андрей Батрименко, руководитель программы «Вектор» Академии Ростеха.
«Любое изобретение в голове инноватора – уже стартап»
– Андрей, как в Госкорпорации развивают стартапы? Есть какие-то собственные алгоритмы?
– Ростех – это очень большая организация. У нас сотни предприятий, сотни тысяч сотрудников. Стартап не обязательно должен появляться вовне. Он может появиться внутри. По сути, любое изобретение, когда оно только появилось в голове у инноватора, – это уже стартап.
– Вот прям так сразу?
– Стартап – это временная структура для проверки бизнес-гипотез. И вот этих стартапов тысячи. Другой вопрос, сколько из них доходят до продукта, коммерческого успеха. Ведь сначала нужно понять, купят ли этот продукт, будет ли на него спрос. Я руковожу программой «Вектор». Это комплексная программа, в которой мы отбираем высокопотенциальных сотрудников и помогаем им развивать стартапы.
– Как вы отбираете таких сотрудников?
– У нас серьезная система оценки. Когда к нам приходят участники, мы проводим их через череду из шести разных персональных отборочных тестов. Мы проводим тесты вербальных и числовых способностей, системного мышления, участники заполняют опросник достижений и тест креативности, после чего проходят ассессмент центр. Наша задача – с помощью такого обширного тестирования найти людей, которые дальше смогут справляться с трудностями и создавать востребованные гражданские продукты.
«Ограничений по возрасту у нас нет»
– Часто считается, что стартаперы – это молодые люди. Есть ли у вас возрастные ограничения для участия?
– Запрета на участие в программе по возрасту у нас нет. Есть только рекомендации, чтобы участниками становились люди от 22 до 55 лет. Во всем мире существует две модели стартапов. В Америке – это молодые люди до 30. В Израиле – это люди, которые уже имели успешный бэкграунд в корпорациях, которым, как правило, за 40. Наша модель сочетает две эти вещи. В сумме получается русская модель стартапа.
– В каких областях развиваются стартапы в Ростехе?
– В Ростехе есть огромное количество направлений, от самолетостроения до химии. У нас одновременно могут быть люди, которые делают что-то с радиолокацией, и, например, сотрудники, которые придумали новый способ химической обработки элементов. И мы должны создать уникальную программу для всего этого спектра идей. Это сложно, потому что каждый проект представляет собой высокотехнологичный продукт, который станет чем-то новым для рынка. Это идеи, которые должны стать НИОКРами, а позже – наукоемкими продуктами, которые нужно вывести на рынок.
«Из трех тысяч идей отбираем 15 проектов»
– Сколько времени проходит от идеи до момента, когда вы это воплощаете?
– Чуть меньше года, в этом году программа стартовала в октябре. До весны мы будем проводить тестирование и обучение. У нас доступны дистанционные образовательные курсы, направленные на развитие технологического предпринимательства. Весной пройдет очный центр оценки, когда участники «Вектора» представят свои проекты экспертам. Мы отберем 15 проектов, авторы которых попадут в пре-акселератор, где уже доработают свои идеи и превратят их в паспорт проекта. На это дается четыре месяца, уже в августе мы проведем финал.
– Всего 15 идей. А сколько участников приходит на старте?
– В этом году мы получили более 3 тысяч заявок. После прохождения нескольких отборочных этапов на выходе мы получаем сто технологических лидеров Ростеха. Это люди, которые могут дальше не попасть в пре-акселератор, но мы продолжаем с ними работать, приводим в специальные образовательные программы, проводим вебинары, приглашаем на встречи сообщества, которое занимается исключительно разработкой продукции гражданского назначения.
– Почему такой жесткий отбор? Вдруг выбросите что-то существенное?
– Главная причина смерти стартапов в мире заключается в том, что люди создали продукт, который никому не нужен. Его никто не покупает. Мы в ходе пре-акселерационной программы учим участников, как правильно анализировать спрос, рынок, чтобы снизить шансы смерти стартапа. Они еще не делают продукт, но, прежде чем его создать, проходят очень важный этап – анализ клиентского спроса. Эти четыре месяца уходят в том числе на то, чтобы проанализировать спрос и проблемы целевой аудитории.
– Что происходит с остальными заявками, которые вы отсеиваете?
– Отличительной особенностью нашей программы является то, что после каждого этапа тестирования участнику дается развернутая обратная связь и рекомендации по тому, как развить те или иные компетенции, все участники проходят дистанционное обучение, которое состоит из более чем 20 вебинаров. Кроме того, участники «Вектора», не вошедшие в число лидеров этого года, могут принять участие в следующем потоке.
«Сто миллионов на реализацию проектов-победителей»
– Расскажите подробнее про бизнес-акселератор Ростеха.
– Это новый проект, который появился только в этом году. Его задача в том, чтобы сопровождать победителей программы «Вектор» в создании продукта. Сейчас в акселератор вошли шесть проектов, которые стали победителями прошлогоднего «Вектора», в этом году они получат 100 млн рублей на реализацию своих проектов. Через год мы планируем получить минимальные версии продукта, а в некоторых случаях – уже продажи по этим продуктам. Сто миллионов рублей – это подъемные инвестиции, при помощи которых можно превратить идею в высокотехнологичный гражданский продукт.