Мы готовимся ко второму летно-конструкторскому испытанию «Сармата» и уже приступили к созданию серийных ракет
25 июня генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал об акцентах в новой Федеральной космической программе России, о ситуации с российско-европейским проектом ExoMars и продолжении летных испытаний стратегического ракетного комплекса «Сармат».
Об акцентах в новой Федеральной космической программе
«Сейчас готовится [федеральный] проект по ядерной космической энергетике. Мы готовим не столько пересмотр нынешней Федеральной космической программы [на 2016–2025 годы], сколько расставляем новые акценты в проекте программы с 2026 года, которая будет принята Правительством России. Это, прежде всего, как минимум, удвоение орбитальной группировки, создание космических аппаратов на российской электронной компонентной базе и независимого космического приборостроения, а также сборка спутников, в том числе для программы “Сфера”, по одной технологии из приборов, разрабатываемых холдингом “Российские космические системы” (входит в Госкорпорацию “Роскосмос”). Семь спутникостроительных организаций [Роскосмоса] сейчас начнут работать в полную мощь, чтобы обеспечить всем необходимым как Роскосмос, так и Министерство обороны России и других заказчиков».
О предприятии «Факел» в Калининграде
«Это наше ведущее предприятие, которое делает электрореактивные двигатели. Это более чем конкурентная продукция. К примеру, Airbus все свои космические аппараты оснащал калининградскими двигателями. Предприятие успешно работает, идет обновление его фондов, появился новый генеральный директор. Мы не считаем, что антизаконные санкции, которые введены Литвой с подачи Европейского союза, каким-то образом могут ограничить нам поставки этих двигателей. Но если обратить внимание на перечень подсанкционных товаров решением Литвы и Евросоюза, то там есть реактивное топливо. Это не военная продукция, а неотъемлемая часть космических аппаратов, прежде всего, гражданского назначения. Тот же самый [спутник] OneWeb оснащен этими двигателями. Это экономическая война и отвечать нам придется очень жестко».
О ситуации с проектом ExoMars
«Мой заместитель по космическим комплексам и системам Михаил Николаевич Хайлов обсуждал с британцем, одним из руководителей Европейского космического агентства, два варианта. Первый – продолжение совместной работы с переходом на пусковое окно 2024 года, второй – разрыв всех отношений с возвращением собственности друг другу, то есть мы должны будем вернуть наш десантный модуль из Италии в Россию, а европейцы хотят снять с него свои приборы. Британец сказал, что вместе с руководителем Йозефом Ашбахером обратится к космическим странам Евросоюза для получения согласия на 2024 год. Я в это не верю и думаю, что с учетом того безумия, которое сейчас творится в европейских столицах, они готовы жертвовать не только космическими программами, но и благополучием и безопасностью собственных граждан. Думаю, что надо вести речь о возвращении нашего оборудования, а мы уже сами решим, что с ним будем делать».
О полетах зарубежных космонавтов на «Союзах»
«[Помимо Белоруссии и Монголии] у нас есть другие страны, которые тоже хотели бы с нами заключить соглашение о подготовке и отправке [на орбиту] своих космонавтов. Не буду называть их, потому что на них сразу будет оказано колоссальное давление».
О согласии России по «перекрестным» полетам на МКС
«Это связано не с тем, что мы как-то пересмотрели наши отношения с американцами. У нас до сих пор масса претензий к тому, как они себя ведут. И наши требования остаются в полной силе: они должны отменить незаконные санкции, введенные против наших ключевых предприятий. Другое дело, что если летают два корабля, и пока мы до определенного периода, по крайней мере, до конца 2024 года сохраняем взаимодействие на Международной космической станции, то ради безопасности этой станции и нашей планеты, чтобы эта станция не рухнула на Землю, необходимо обеспечивать надежную и эффективную работу обоих пилотируемых космических кораблей – российского “Союза МС” и американского Crew Dragon. Именно для этого с точки зрения критериев технической безопасности принимается решение, чтобы наши космонавты понимали устройство американского корабля и умели им управлять в равной степени, как и американский бортинженер мог по-прежнему летать на российском корабле».
Об отношении к американской космонавтике
«Пилотируемая космонавтика, видимо, с американской точки зрения, та область, где они не самостоятельны, где они понимают лидирующие позиции Российской Федерации. Поэтому вводить какие-то дополнительные более жесткие санкции, кроме тех, которые уже объявлены, я думаю, они побаиваются. Мы не хотим вредить американской космонавтике. У нас нет таких задач. Мы считаем, что надо максимально бережно относиться к тому, что является общим наследием всего человечества. Мы категорически против тех действий, которые совершает Запад в отношении космонавтики в целом, и считаем, что они крайне опасны. Но надо иметь в виду, что наши ответные санкции болезненны для американцев. Мы не стали ждать и не стали терпилами, которые будут молча выносить санкции против наших организаций. Мы прекратили поставки наших ракетных двигателей РД-180, что ставит под сомнение дальнейшие полеты ракеты Atlas-5, и американцам придется пересаживать свой корабль Starliner на другую ракету, но это их проблемы. Мы остановили поставки двигателей РД-181 для первой ступени ракеты Antares, которая выводит корабли Cygnus. Их осталось четыре, что хватит на две ракеты. Поэтому они должны будут еще раз подумать о взаимозависимости в пилотируемой космонавтике. Если они считают, что могут справиться своими силами в коррекциях орбиты МКС, то я так не считаю. Я считаю, что их зависимость от российской космонавтики остается колоссальной. И если они возобновят переговоры с нами о том, чтобы эксплуатировать МКС и ее американский сегмент так, как раньше, то условием того, что мы пойдем им навстречу, будет только одно – отмена незаконных санкций. Я никогда не соглашусь с этими санкциями. Просто так делать вид, что все хорошо и что для нас это такой крутой вызов и мы гордимся санкциями – нет, мы слишком прагматичны в этом вопросе. Если они будут дальше нам гадить, то мы не пойдем им навстречу и не будет помогать».
О стратегическом комплексе «Сармат»
«Я регулярно посещаю предприятие-разработчика уникального стратегического межконтинентального комплекса “Сармат”. В ближайшие 10 дней снова буду на этом предприятии. Мы абсолютно в графике и сейчас готовимся ко второму летно-конструкторскому испытанию “Сармата”, где будут повышенные требования к этой машине в определенных моментах, согласованных с нашим заказчиком – Министерством обороны России. Мы уже приступили к созданию серийных ракет и исходим из того, что, как и было сказано Президентом России, мы до конца года должны будем поставить первый полк в Ужуре Красноярского края на боевое дежурство».