Впервые в России и впервые на Южно-Уральском машиностроительном заводе полным ходом идет изготовление кислородного конвертера вместимостью 320 тонн жидкого металла
Впервые в России и впервые на Южно-Уральском машиностроительном заводе полным ходом идет изготовление кислородного конвертера вместимостью 320 тонн жидкого металла для Новокузнецкого металлургического комбината. Для группы компаний «РэйлТрансХолдинг» и входящего в ее состав «Южуралмаша» это заказ, которому уделяется особо пристальное внимание.
На сегодняшний день отечественный рынок большегрузных конвертеров (специальных агрегатов, где варят высококачественную сталь) занят иностранными поставщиками. Из-за отсутствия в стране собственного производства отечественные металлургические предприятия вынуждены закупать данную технику за рубежом, что ставит их в полную зависимость от импортной продукции. Создание отечественного конвертера дает возможность российским предприятиям стать независимыми от иностранных поставщиков как самого оборудования, так и запасных частей и сервисного обслуживания.
Для реализации уникального для России проекта на заводе совместно с управляющей компанией «РэйлТрансХолдинг» был разработан план мероприятий по изготовлению конвертера КВ-320. После проведения научно-технического совета компанией были выделены необходимые средства для модернизации и обновления производства.
Непростая задача была поставлена перед конструкторами и технологами. Необходимо было в короткие сроки разработать и выдать в производство весь объем конструкторской и технологической документации, которую пришлось разрабатывать практически с нуля. Просчитывались возможности перевозки деталей по территории завода из цеха в цех с учетом их габаритов и тоннажа. Общий вес уникального агрегата – более 1300 тонн.
Главной технической проблемой, которую необходимо было решить для освоения производства конвертеров большой емкости, являлось обеспечение качественной сварки деталей больших толщин (до 160 мм) при больших габаритах свариваемых узлов.
Эту проблему удалось решить – впервые в России была освоена прогрессивная технология электрошлаковой сварки металла больших толщин с перемещением сварочного аппарата по криволинейной поверхности стыка свариваемых деталей.
Для этого предприятием было приобретено новое специализированное оборудование для выполнения электрошлаковой сварки, том числе аппараты А-535 для выполнения прямолинейных швов, а также аппараты АШ-115М для криволинейных сварочных швов, которые были созданы по техническим заданиям специалистов завода и управляющей компании. Соответственно, были обучены и аттестованы специалисты-сварщики, которые выполняют данные работы.
В сборочно-сварочном цехе № 7 корпуса изготовления металлоконструкций (КИМК) завода были организованы два новых специализированных участка: электрошлаковой сварки (оснащенный стендами для сварки опорного полукольца и цапфовых плит конвертера, а также площадкой для кантовки крупногабаритных деталей и узлов конвертера) и сборки-сварки узлов конвертера с плазовыми полями общей площадью 790 кв. м, позволяющих производить сборку крупногабаритных узлов с требуемой чертежом точностью и допусками. Службе главного механика была поставлена задача модернизации и усиления листогибочной машины, проведен ремонт кранового хозяйства. Металлургическому производству пришлось оперативно делать модели для изготовления оснастки, с помощью которой изготавливают детали конвертера.
В производстве конвертера сегодня задействованы практически все службы и подразделения завода. Безусловно, большая часть ответственности за успешную реализацию проекта ложится на КИМК, механосборочное производство (цеха №№ 1, 5, 14) и металлургическое производство (цеха №№ 16, 19, 21, 24).
Как и в любом масштабном производстве, в создании конвертера есть много сложностей, возникают проблемы. Но благодаря высокому профессионализму и самоотдаче каждого сотрудника предприятия всегда находятся оптимальные и взвешенные решения. Всех заводчан объединяет чувство уверенности в том, что работы по изготовлению конвертера будут выполнены качественно и в срок, а в перспективе у машиностроителей появятся новые заказы на это сложное и нужное для российских металлургов оборудование.