Иркутскому авиационному заводу – 85 лет

За годы работы завод выпустил порядка 7 тыс. крылатых машин более 30 марок и модификаций

Ровно 85 лет назад, в августе 1934 года, был торжественно введен в строй Завод №125, ныне Иркутский авиационный завод (ИАЗ). За эти годы завод стал одним из ведущих в стране авиастроительных предприятий. На его счету порядка 7 тыс. крылатых машин более 30 марок и модификаций: легендарные Пе-2, выпускаемые в первые годы войны, дальние бомбардировщики Ер-2, громившие Берлин, торпедоносцы Ту-14, истребители МиГ-27 и Су-30МК, пользующиеся спросом на мировом рынке. Сегодня здесь производят также учебно-боевые самолеты нового поколения Як-130 и реализуют программу создания лайнера МС-21.

Авиазавод на восточных рубежах

В 1930-е годы Иркутская, или как она называлась до 1937 года – Восточно-Сибирская область, переживала бурный индустриальный рост. Здесь открывались училища и вузы, строились промышленные предприятия. В их числе − Иркутский авиационный завод №125, который был сдан в 1934 году.

Выбор города для строительства завода был не случаен. Иркутск являлся одним из крупнейших городов на Дальнем Востоке, где в 1930-е годы в связи с ростом влияния Японии обострилась международная обстановка. Поэтому было решено наладить производство военной авиатехники ближе к тем районам, где она потенциально могла использоваться. Кроме того, Иркутск выгодно располагался на пересечении Транссибирской магистрали с рекой Ангарой и другими важными путями. Строительство проходило в условиях секретности ударными темпами. Завод строился на заболоченной местности в основном ручным трудом.

Первым самолетом, собранным на ИАЗе, стал истребитель И-14, разработанный КБ Туполева. Он впервые взлетел в небо в феврале 1935 года, спустя всего полгода после открытия завода. Это событие было настоящим праздником для заводчан. Следующим детищем ИАЗа был скоростной бомбардировщик АНТ-40 (СБ), выпуск которого начался весной 1936 года. Выпущенный в количестве 6656 единиц, он стал самым массовым серийным самолетом ОКБ Туполева. Обе машины были новаторскими для своего времени и требовали от иркутских заводчан освоения новейших технологий. Эти самолеты принимали участие в военных конфликтах на границе с Китаем, то есть с изначальной задачей – прикрыть дальневосточные рубежи страны современной авиатехникой – завод справился.
 
Труженик глубокого тыла

В начале Великой Отечественной войны советская армия потеряла более половины своего воздушного флота. На Иркутский авиазавод, находящийся в глубоком тылу, легла большая ответственность по восстановлению авиапарка ВВС. К началу войны конструктором В.М. Петляковым уже был разработан пикирующий бомбардировщик Пе-2, производство которого начинается на ИАЗе в 1941 году. Уже к концу года завод передал на фронт 144 «пешки», как называли этот самолет военные. Осенью 1941 года Завод №125 объединился с эвакуированным из Москвы старейшим в России авиационным заводом №39. Новое предприятие получает название «Авиационный завод №39 им. И.В. Сталина».

В тяжелейшем 1942 году руководство завода переходит на казарменное положение, многим сотрудникам также приходится ночевать на работе. ИАЗ работает в условиях строгой ежедневной отчетности. К концу января выпуск Пе-2 достиг пяти самолетов в сутки. Для экономии топлива самолеты разобранными отправлялись на фронт железной дорогой, а сборка шла уже в Подмосковье. В августе 1942 года завод переходит к срочному освоению дальнего бомбардировщика Ил-4, предназначенного для бомбовых атак в глубоком тылу противника. В конце 1943 года на ИАЗе начинается серийный выпуск бомбардировщика Ер-2, разработанного в ОКБ В.Г. Ермолаева.

Всего за годы войны силами иркутчан и присоединившихся к ним специалистов из Москвы было выдано фронту более 2000 самолетов Пе-2, Пе-3Бис, Ил-4 и Ер-2. Завод и заводчане неоднократно были отмечены наградами и благодарностями руководства страны.
 
Сделано в Иркутске

В первые послевоенные годы Иркутский авиазавод выпускает фронтовые бомбардировщики Ту-2. С 1950 года начинается реактивная эра завода: выпускаются реактивные торпедоносцы Ту-14 и реактивные бомбардировщики Ил-28. С 1957 года после реконструкции завода начинается производство грузовых самолетов Ан-12 и Ан-24Т для воздушно-десантных войск. С 1960 по 1972 годы на заводе №39 выпускается сверхзвуковой многоцелевой самолет Як-28 в различных модификациях. Именно этот самолет сейчас украшает площадь перед заводом.

В 1970-е заводом освоен выпуск фронтового истребителя третьего поколения МиГ-27, одной из особенностей которого стало крыло с изменяемой стреловидностью. Эти самолеты успешно экспортировались, а также производились по лицензии в других странах. Во второй половине 1980-х годов ИАЗ выпускает истребитель четвертого поколения Су-27. В 1990-е годы на волне диверсификации производства завод серийно выпускает самолет-амфибию Бе-200, который использовался гражданскими службами.

Сегодня ИАЗ является крупнейшим промышленным предприятием Иркутской области. Основу современного производства Иркутского авиационного завода составляют многоцелевые истребители Су-30МКИ/СМ, выпускаемые в рамках исполнения государственного оборонного заказа и поставляемые за рубеж. Учебно-боевой самолет Як-130 производства ИАЗа также признан среди российских и зарубежных летчиков.

В 2007 году корпорация «Иркут», частью которой является ИАЗ, была выбрана головным предприятием для реализации проекта перспективного магистрального лайнера МС-21. В небо поднято уже три опытных самолета, которые в сумме совершили более 200 полетов. Для воплощения программы на заводе была проведена модернизация производства, внедрены новейшие технологии, в результате чего ИАЗ стал одним из самых современных предприятий отечественного авиапрома.

*

16 августа 2019 года в Иркутске состоялось торжественное собрание, посвященное 85-летию Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» (входит в состав ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»).

Источник | фото
Источник