На МЦД-1 обновится подвижной состав, МЦД-3 будет интегрирован с высокоскоростной железнодорожной магистралью Москва – Санкт-Петербург, а на станциях МЦК появятся дополнительные вестибюли
В конце 2020 – начале 2021 года завершится реализация нескольких крупных проектов развития инфраструктуры Центрального транспортного узла. Об этом говорили на селекторном совещании мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров.
Так, планируют открыть станцию Ховрино, которая войдет в состав перспективного третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3). Завершится реконструкция и существующих станций, среди них Подольск (МЦД-2), Крекшино (войдет в состав будущего МЦД-4) и Баковка (МЦД-1).
На участке Реутов – Балашиха планируется открыть второй главный путь, строительство которого должно завершиться в ближайшее время. Также увеличится количество пригородных поездов до 16 пар на Горьковском направлении, где появится МЦД-4. Это позволит сократить интервал движения поездов с 4,3 до 3,8 минуты в часы пик. Интервал движения электричек в сторону Балашихи сократят в два раза – с 60 до 30 минут.
До конца 2020 года полностью завершат обновление подвижного состава, курсирующего по МЦД-1. На МЦД-2 такое обновление завершили в августе.
Экономия и рекордный пассажиропоток: МЦД-1 и МЦД-2
Благодаря открытию МЦД-1 и МЦД-2 улучшилось транспортное обслуживание более четырех миллионов жителей Москвы и Московской области. Пассажиры получили современные поезда, тактовое расписание движения, дополнительные возможности для пересадки и новые тарифы на проезд, позволяющие экономить до 75% на ежедневных поездках.
Кроме того, увеличилась частота движения поездов по сравнению с периодом, когда ходили обычные электрички. На МЦД-1 этот показатель вырос на 73%, на МЦД-2 – на 69%.
6 марта 2020 года пассажиропоток достиг рекордной отметки – 568 тыс. поездок в сутки. Это на 15% больше, чем 6 марта 2019 года, когда по тем же маршрутам ходили обычные электрички
С момента запуска движения МЦД воспользовались более 120 млн пассажиров. За счет новой тарифной системы они сэкономили на поездках около 1,4 млрд рублей.
МЦД-1 и МЦД-2 – это 132 км и 60 станций, с 20 из которых можно пересесть на метро, Московское центральное кольцо (МЦК) и радиальные направления железной дороги. К 2024 году на первых двух диаметрах планируется построить новые станции, в их числе Петровско-Разумовская, Марьина Роща, Дмитровская, Котляково, Печатники и Щукинская (она заменит станцию Покровское-Стрешнево).
Интеграция с высокоскоростной магистралью: МЦД-3
МЦД-3 свяжет Зеленоград с городом Раменское. Длина диаметра с 42 остановками составит 85 км. Сейчас в рамках реализации проекта создания МЦД-3 ведутся работы по строительству путепроводной развязки возле станции Николаевка и тоннеля на Казанском направлении Московской железной дороги (МЖД), переустройству Митьковской ветки, которая соединяет несколько направлений МЖД, а также подходит к концу строительство станции Ховрино.
Во время совещания Сергей Собянин и Олег Белозеров договорились интегрировать проекты строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург и МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». Это позволит оптимизировать сроки и стоимость работ.
Интеграция проектов приведет также к созданию первоклассных транспортных хабов, которые свяжут между собой диаметры, метро и высокоскоростную железнодорожную магистраль.
В Москве высокоскоростные поезда будут делать остановки на станциях Крюково (Зеленоград) и Петровско-Разумовская. Многие горожане смогут отравляться в Санкт-Петербург, не тратя времени на поездку на Ленинградский вокзал, а пассажиры, прибывающие из Санкт-Петербурга, смогут пересесть на городской транспорт, не доезжая до центра города.
86 километров и 39 остановок: МЦД-4
Длина МЦД-4 составит 86 км, здесь расположится 39 остановок. Диаметр свяжет Апрелевку и Железнодорожный.
В рамках создания МЦД-4 идет реконструкция конечной станции Апрелевка, строительство третьего главного пути на участке Солнечная – Апрелевка и четвертого главного пути на участке Москва – Апрелевка. Также строят соединительную ветку между Киевским и Белорусским направлениями МЖД, третий и четвертый главные пути на участке Курский вокзал – Каланчевская, четвертый главный путь на участке Курский вокзал – Карачарово, а также реконструируют и делают новые остановочные пункты.
Кроме того, уже завершено строительство четвертого главного пути на участке Железнодорожная – Карачарово.
Во время совещания подтвердили договоренность о максимальном сокращении сроков реконструкции участка Курский вокзал – Каланчевская. Завершить работы предполагается в начале 2023 года. Это на полтора года раньше, чем планировалось изначально.
Московское центральное кольцо
В 2019 году интервал движения поездов на Московском центральном кольце сократили с пяти до четырех минут в часы пик. Кроме того, в течение последнего года созданы новые пассажирские сервисы.
Так, в «вагоне тишины» пассажирам не рекомендуется разговаривать, слушать громкую музыку, а также включать звук мобильного телефона. В составах появились зеленые сиденья для тех, кому стоять сложнее, чем остальным. Кроме того, при оплате проезда пассажиры могут пользоваться платежными сервисами MirPay и HuaweiPay. Также реализуется пилотный проект по информированию пассажиров об отправлении ближайших пригородных поездов.
В 2021 году планируют открыть теплую пересадку на станции Окружная, а также внеуличные пешеходные переходы через пути МЦК в районе станций Коптево и Панфиловская.
Во время совещания Сергей Собянин и Олег Белозеров приняли решение проработать вопросы строительства дополнительных вестибюлей на станциях МЦК, пропускная способность которых в ближайшие годы будет исчерпана из-за роста пассажиропотока.
МЦК – это 31 станция, 26 пересадок на метро, 10 пересадок на железнодорожный транспорт, а также пять пересадок на четыре станции МЦД. Благодаря запуску движения на Московском центральном кольце на 15% была разгружена Кольцевая линия метро, на 20–40% – центральные железнодорожные вокзалы.