Сергей Собянин поблагодарил волонтеров и социальных работников за помощь в период пандемии
Весной волонтеры оказывали существенную поддержку людям, которые попали в сложную ситуацию из-за коронавируса. Осенью Москва снова обратилась за помощью к добровольцам.
С волонтерами и социальными работниками встретился Сергей Собянин. Он поблагодарил их за помощь жителям города в период пандемии. Встреча прошла во флагманском волонтерском штабе Москвы на Тверской улице (дом 9).
«Я хотел бы выразить слова огромной благодарности от себя лично и от москвичей. Вы откликнулись, и сегодня около 40 тысяч человек оказывают в разной форме помощь тем, кого непосредственно затронула пандемия. Это не только вызов медицинской системе, вызов врачам, вызов всей системе управления, но это и вызов всему обществу. По сути дела, мы с вами проходим тест на доброту, отзывчивость, на понимание друг друга. Это очень важно. И очень хорошо, что в Москве огромное количество людей, организаций и предприятий включились в эту работу», – отметил Сергей Собянин.
Акция помощи москвичам старше 65 лет, горожанам, страдающим хроническими заболеваниями, и другим людям, которые должны соблюдать домашний режим, началась весной 2020 года. Летом, когда были сняты основные ограничения, она была временно приостановлена. С 28 сентября акцию решили возобновить.
Все, кто должен оставаться дома, могут получить помощь, обратившись на две горячие линии по телефонам: +7 (800) 200-34-11 и +7 (495) 870-45-09.
Социальные работники и волонтеры акции предоставляют москвичам несколько видов услуг, среди которых:
покупка и доставка лекарственных средств, продуктов питания и других товаров первой необходимости;
выгул домашних животных;
покупка и доставка корма для домашних животных;
устройство домашнего животного на время госпитализации его хозяина;
доставка твердого топлива для жилых и садовых домов;
оформление выплаты на период самоизоляции.
Более 600 тыс. заявок и свыше 400 предприятий-партнеров
С начала акции волонтеры и социальные работники выполнили порядка 600 тысяч заявок москвичей. Акцию взаимопомощи организовали Общероссийский народный фронт, Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики» и Ассоциация волонтерских центров. Оператором акции в Москве стал ресурсный центр «Мосволонтер» – крупнейший центр поддержки волонтерского движения в России.
В Москве добровольцы доставляют лекарства и продукты. Волонтеры с медицинским образованием и студенты работают в поликлиниках и больницах. Юристы и психологи бесплатно консультируют нуждающихся граждан.
«На данный момент у нас нет необработанных заявок. Волонтеры вовремя все выполняют», – сообщила Зарина Никандрова, волонтер ситуационного центра. По ее словам, людей для выполнения заявок хватает, однако если команда станет больше, они будут выполняться оперативнее.
Врачам сегодня помогают более тысячи человек, рассказал координатор Московского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» Дарья Белимова. «Это разные люди – не только студенты-медики, не только люди, у которых есть медицинское образование. Это в том числе люди других профессий, разных возрастов, которые были готовы пройти специальное обучение и стать медицинскими волонтерами и помогать, например, в зеленой зоне – выполнять хозяйственную работу, административную работу. Или, например, вот такой замечательный проект, на который вдохновили волонтеры-фотографы, – они делали фотографии медиков, которые работали в отделениях, где находятся пациенты с COVID-19», – сказала она.
По словам Дарьи Белимовой, важно сохранить то, что дала акция, а также работать над тем, чтобы она стала проектом, который и дальше будет развиваться в формате московского клуба «Мы вместе».
Партнерами акции в Москве стали 410 промышленных, транспортных, торговых, общественных и других организаций, а также частных лиц. Они предоставляют продукты питания, транспортные карты, медицинские маски и другие товары, а также услуги связи. Волонтерам, развозящим продукты по домам, раздали 16850 карт для проезда в общественном транспорте. Те из них, кто передвигается на автомобилях, могут бесплатно парковаться рядом с магазинами, аптеками и домами москвичей, которым они оказывают помощь. Сотрудники сетей зоомагазинов готовы бесплатно выгуливать собак москвичей.
Дмитрий Баженов, волонтер, директор проектного офиса корпорации «Росатом», выразил благодарность Правительству Москвы и, в частности, городскому Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры за возможность бесплатной парковки для волонтеров. По его словам, это существенно облегчило работу добровольных помощников, которые развозят на автомобилях продукты и лекарства для нуждающихся москвичей.
Чтобы стать волонтером акции «Мы вместе», необходимо зарегистрироваться на сайте мывместе.мосволонтер.рф и пройти дистанционное обучение на портале dobro.ru. Добровольцев инструктируют и распределяют по заявкам во флагманском волонтерском центре и восьми его территориальных отделениях. Также флагманский центр принимает звонки, выдает средства индивидуальной защиты, контролирует выполнение заявок, работает с партнерами и благотворителями.
«На данный момент работает центральный штаб, благо количество заболевших и обращений позволяет нам работать только на этой площадке. Но в случае чего команда волонтеров Москвы готова в течение суток открыть все окружные штабы», – объяснил волонтер штаба Иван Серкин.
О своей волонтерской деятельности рассказала и Анна Разумовская, сотрудник центра госуслуг «Мои документы». Когда начала расти заболеваемость коронавирусом, она подключилась к акции и взяла на себя функцию курьера, который доставляет больничные листы на дом. «Мы понимали, что мы нужны городу и кроме нас этого никто не сделает. Мы бережно доставляли каждый больничный лист каждому обратившемуся. Мы понимали, что тем, что эти люди находятся дома, они обезопасят других людей от заражения», – отметила волонтер.
Социальная помощь
Сейчас услуги москвичам, соблюдающим домашний режим, предоставляют семь тысяч социальных работников, а также городские службы жилищно-коммунального хозяйства (в части доставки дров). При этом на выполнение заявок от москвичей с подтвержденным диагнозом COVID-19 отправляют только тех, у кого есть антитела к инфекции.
«Вирус нам не страшен, и мы оказываем дополнительную адресную помощь, в том числе осуществляем доставку лекарственных средств из аптечных пунктов тем людям, которые действительно в этом нуждаются», – рассказала Любовь Вильбовец, сотрудник отделения социального обслуживания на дому ТЦСО «Орехово».
А сотрудник ТЦСО «Бибирево» Наталья Логунова после того, как переболела коронавирусом, стала донором. Она также помогает доставлять продукты жителям, находящимся на домашнем лечении.
Когда услуга оказана, с заявителем связываются сотрудники отдела контроля. По их опросам, 95 процентов жителей остаются довольны оказанием услуг.
«Я пришел в команду волонтеров, чтобы быть полезным нашему обществу в период пандемии. Мы консультируем людей своевременно, компетентно, для того чтобы они получали достоверную информацию касательно COVID-19 и не только, – рассказал оператор горячей линии городского комплекса социального развития Станислав Ефимов. – Я считаю, что сейчас главное – это самоотдача каждого сотрудника, который участвует в том или ином проекте. Мы должны выходить за рамки нашей работы и помогать гражданам, которые нуждаются в этом».
Психологическая помощь
Позвонив по телефону кол-центра, москвичи могут получить помощь психолога. Ежедневно на звонки отвечают 10 специалистов. Осенью поступило более 11 тысяч звонков от горожан, соблюдающих домашний режим и нуждающихся в поддержке специалистов.
«Одна из главных проблем больших городов – это одиночество людей и невозможность повседневного нормального контакта, потому что многие изолируются в своих квартирах, на дачах. У некоторых нет родственников, близких. И иногда человеку просто некуда обратиться», – сказал Сергей Собянин.
По его словам, благодаря общению у людей меняется настроение, потому что порой единственная их связь с внешним миром – это волонтеры, работники социальной защиты и центров «Мои документы».
В случаях, когда нужна более длительная и глубокая работа с психологом, жителям столицы рекомендуют обратиться в Московскую службу психологической помощи населению – через чат или «Скайп», а за неотложной помощью – по телефону 051. Туда уже поступило более 16 тысяч обращений, в том числе по темам, связанным с COVID-19. Психологи провели более шести тысяч индивидуальных скайп-консультаций.
Сотрудники психологической службы также работают во временных госпиталях. К ним обращаются как пациенты (832 человека), так и сотрудники (332 человека). Так, в красной зоне прошло 776 консультаций с пациентами и 216 с медперсоналом.
Для тех, кто находится в обсерваторе в Сокольниках, организовали четыре терапевтические группы (35 человек) для проведения занятий «Час с психологом».
Волонтеры и вакцинация от гриппа
Более 1,9 тыс. неравнодушных жителей столицы в течение двух месяцев помогали медикам провести масштабную акцию по вакцинации москвичей от гриппа. Возле метро, железнодорожных станций, торговых центров и центров госуслуг развернули более 50 мобильных пунктов, в которых были привиты свыше 400 тыс. человек.
«В этом году вакцинация была самой массовой, наверное, за всю историю Москвы. Реально огромные потоки людей, которые приходили на вакцинацию и в выездные пункты, и в пункты на предприятиях и в общественных местах. Масштаб был совершенно другой, и задачи были другие, и ответственность была другая. И то, что волонтеры подключились к этой миссии, – это было здорово», – отметил Сергей Собянин.
Дежурившие в мобильных пунктах волонтеры рассказывали москвичам о важности профилактики гриппа. Их набрали и обучали в центре занятости «Моя карьера». Волонтерский корпус формировали в режиме онлайн: добровольцы от 18 до 50 лет регистрировались на портале «Я дома». Большинство из них – студенты медицинских колледжей и вузов Москвы. Все волонтеры прошли дистанционное обучение, по итогам которого сдали тест на знание особенностей вакцинации.
«Я объясняла прохожим то, как важно вакцинироваться. Потому что это простое и надежное средство от такой страшной болезни на данный момент. Я предлагала пройти вакцинацию прямо сейчас. И вы знаете, очень многие соглашались и были благодарны, потому что большинство из этих людей на самом деле не задумывались о том, как может быть опасен грипп во время коронавирусной пандемии», – рассказала Маргарита Агапова, волонтер мобильного пункта вакцинации.
Ресурсный центр «Мосволонтер»
Московский городской ресурсный центр «Мосволонтер» создан 21 февраля 2014 года. Сегодня это крупнейший центр поддержки волонтерского движения в России. На сайте mosvolonter.ru зарегистрированы 97 тыс. добровольцев. В целом в волонтерскую деятельность вовлечены уже более 520 тыс. москвичей.
Основные задачи «Мосволонтера»:
оказание комплексной поддержки участникам добровольческой деятельности;
развитие сети партнерских организаций по всем направлениям добровольчества;
создание и актуализация базы знаний о волонтерстве;
исследование, мониторинг и оценка эффективности волонтерской деятельности;
содействие межведомственному взаимодействию в целях развития волонтерской деятельности;
организация участия волонтеров в крупнейших событиях города, развитие культуры волонтерства среди жителей.
Специалисты ресурсного центра разработали стандарт «Пять ключей успешной волонтерской программы». Это описание технологии организации эффективных программ в любом направлении волонтерства. Пошаговые рекомендации по привлечению, подготовке, сопровождению, мотивации и поощрению волонтеров помогают решать практические вопросы организаторов. Стандарт занимает центральное место в библиотеке лучших практик и уникальных технологий, сформированной совместно с ведущими экспертами.
Ресурсный центр обучает принципам и технологиям организации волонтерской работы, готовит координаторов, формирует лидерский актив. За шесть лет здесь прошли обучение 30 тысяч человек. В 2020 году «Мосволонтер» победил во всероссийском конкурсе на проведение стажировок в рамках программы мобильности Ассоциации волонтерских центров. Московский центр также стал первым в грантовом конкурсе «Молоды душой».
Ежегодно «Мосволонтер» участвует примерно в 170 городских событиях, организует добровольческие акции, поддерживает мероприятия социально ориентированных НКО и волонтерских организаций. В 2020 году волонтеры принимали участие в студенческом фестивале предпринимательства, Дне студента на катке, акции «Вам, любимые», приуроченной к Международному женскому дню. В волонтерский корпус 75-летия Победы вступили более 3,5 тыс. человек. В условиях пандемии московские добровольцы провели несколько акций для ветеранов войны: «Цветы Победы», «Поздравь ветерана», «Подарок ветерану», «Письмо Победы», «Георгиевская ленточка» и другие.
До конца года запланировано проведение крупных мероприятий. Среди них:
онлайн-финал конкурса «Доброволец Москвы – 2020»;
марафон ко Дню добровольца в Москве;
онлайн-конкурс-интенсив для волонтеров, оказывающих помощь в сфере культуры;
онлайн-конкурс лидеров проектов для решения проблем людей с ограниченными возможностями здоровья.